"Выявление поведенческих нарушений детей раннего возраста в условиях психоневрологического дома ребенка"
статья (младшая группа)
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Даже кратковременная работа по психологической реабилитации способствовала улучшению поведения детей раннего возраста, находящихся в условиях психоневрологического дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pechat_-_kopiya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Галина Борисовна,
воспитатель СПб ГКУЗ «ПНДР № 6»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Выявление поведенческих нарушений детей раннего возраста
в условиях психоневрологического дома ребенка»
Актуальность данной работы в том, что первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В раннем возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру.
В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.
Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
В психологическом исследовании участвовало 14 детей в возрасте от 3 до 4 лет, воспитывающихся в доме ребенка в старшей группе. Исследование проводилось в течение месяца, целью которого являлось выявление поведенческих нарушений в развитии детей находящихся в условиях материнской депривации.
Гипотеза исследования: даже кратковременная работа по психологической реабилитации будет способствовать улучшению поведения детей раннего возраста, находящихся в условиях психоневрологического дома ребенка.
Дети из домов ребенка по социальному статусу являются сиротами или оставшимися без родительской опеки. Этот контингент детей, в домах ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетает с неблагополучным биологическим анамнезом.
Особенности у детей домов ребенка является более медленный темп обучения, потребность более длительного повторения одного и того же задания, занятия. Эти дети быстро устают и возбуждаются, они трудно привыкают к новым людям. У одних это проявляется как негативизм, у других крик, плач, или излишняя навязчивость. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния. Сформированные умения проявляются нечетко, эмоции, речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Ряд данных свидетельствуют о том, что разлука с матерью или вообще отсутствие близких взрослых сказывается на развитии познавательных функций детей. Овладение речью у детей тесно связано не только с количественной стороной их общения с взрослым, но, прежде всего, с его качественными особенностями, и в первую очередь с эмоциональными и деловыми контактами. Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым способствует переходу к речевому общению.
Для предварительного определения фактического уровня развития каждого ребёнка и группы в целом был проведен анализ карт нервно-психического развития. Возрастной состав детей участвующих в обследовании от 3 до 4 лет.
Были использованы методы наблюдения, экспертные оценки, тестирование детей, беседы с педагогами группы.
Обследование проводилось по следующим методикам:
1. « Шкалы психомоторного развития Гезелла модифицированные (ШПРГМ)». Первоисточник: В. И. Гордеев, Ю. С. Александрович «Качество жизни (QOL) . Новый инструмент оценки развития детей». Санкт – Петербург, « Речь», 2001год.
2. «Индивидуальный профиль социального развития». Первоисточник: «Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ» Авторы-составители: И.Н.Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А.Куранова, Н.С. Нурмухаметова. Москва, «Аркти», 2010 год. (Растем здоровыми)»
3. «Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций в развитии детей 1-3 лет». Первоисточник: Ю.А. Афонькина «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста». Москва, «Аркти», 2010 год.
В результате можно было отметить положительную оценку в проявлении самостоятельности, в не причинении вреда окружающим и в том, что дети хорошо чувствуют себя в коллективе. Но также можно было увидеть и отрицательные оценки социального профиля: это ориентировка только на свои интересы, а не способность жертвовать своими интересами ради других. Это не способность разрешения конфликтов со сверстниками. Это не умение сдерживаться и контролировать своё поведение.
Таким образом, на основании полученных результатов обследования в начале психологической практики была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы, а также предупреждения поведенческих нарушений. Коррекционно-развивающие занятия с детьми были направлены для создания
эмоционально-положительного настроя у детей через сказку, ощущение радости от совместной двигательной игровой деятельности, на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры). Развитие социальных и коммуникативных умений у детей путем взаимодействия с детьми и взрослыми. Развитие памяти детей через разучивание стихов, песенок, потешек. Для регулирования процессов возбуждения и торможения использовались элементы массажа и релаксации.
На конец обследования среди негативных тенденций редко отмечалось увеличение наличия вредных привычек на фоне переутомления и под влиянием внутреннего состояния ребенка. Однако неизменным осталось проявление наличия страха, который проявляется редко, обычно под влиянием сказочных персонажей. Рассматривая «капризность или упрямство», отмечалось незначительное увеличение в её проявлении при утомлении, плохом самочувствии. При рассмотрении негативизма можно отметить минимальное увеличение при нарушении самостоятельности ребенка. Высокий уровень проявления негативных тенденций у обследуемых детей отсутствовал на начало обследования и не выявлено в конце обследования.
Уменьшился на конец обследования и средний уровень по оценке негативных тенденций, что привело соответственно к увеличению низкого уровня негативных тенденций. Итак, на конец обследования у детей 3-4 лет находящихся в условиях психоневрологического дома ребенка зафиксировано снижение уровня негативных тенденций.
Неизменны остались утверждения о самостоятельности, о лидерстве, о подчинении.
В ходе коррекционно-развивающей работы улучшились взаимоотношения в группе. Дети стали более терпимы друг к другу, успешно участвовали в коллективной игре, более легко шли на контакт со взрослыми, стали доброжелательнее и отзывчивее.
Таким образом, даже кратковременная работа по психологической реабилитации способствовала улучшению поведения детей раннего возраста, находящихся в условиях психоневрологического дома ребенка.
Список литературы:
1. Афонькина Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста». Москва, «Аркти», 2010 год.
2. Александрович Ю.С., Гордеев В.И. «Качество жизни (QOL) . Новый инструмент оценки развития детей». Санкт – Петербург, « Речь», 2001год.
3. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» / под ред. В.А. Доскина и З.С. Макаровой. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.
4. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб.,1997- 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного
Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....
"Материнская игра" как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка
Актуальность проблемы заключалась в том, что недостаточное или неправильное общение младенца с взрослым ведет к отклонениям в развитии уже в первые месяцы жизни. Не всякое взаимодействие взрослого с р...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»...
Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).
Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....
Значение единого подхода для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в условиях дома ребенка.
Работа с детьми - это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа — это каждодневный праздник - трудно. Порой бывает очень нелегко.Взрослые учат детей доброте, заботе о бли...
Техника эбру (рисование на воде) как ресурсный метод коррекционного воздействия эмоциональных и поведенческих нарушений детей дошкольного возраста.
В статье раскрыто коррекционное воздействие техники эбру на эмоциональные и поведенческие нарушения детей дошкольного возраста....