Методы и приемы развивающего обучения с детьми с ОВЗ.
статья (старшая группа)

Кучинская Надежда Павлиновна

В последнее время все больше встречается детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют специфику развития. У них отмечаются трудности в формировании всех видов восприятия и внимания (слухового, зрительного, тактильного), повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Педагоги, которые обучают детей с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынуждены искать и применять разнообразные  методы работы.                                                                                                                                        ФГОС ДО в организации непрерывной образовательной и совместной деятельности детей и воспитателя: требования к психолого-педагогическим условиям  реализации основной образовательной программы дошкольного образованияю 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теория и практика 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Кучинская Надежда Павлиновна

воспитатель МБДОУ № 123

г. Архангельск

Методы и приемы развивающего обучения с детьми с ОВЗ.

В последнее время все больше встречается детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют специфику развития. У них отмечаются трудности в формировании всех видов восприятия и внимания (слухового, зрительного, тактильного), повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Педагоги, которые обучают детей с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынуждены искать и применять разнообразные  методы работы.                                                                                                                                        ФГОС ДО в организации непрерывной образовательной и совместной деятельности детей и воспитателя: требования к психолого-педагогическим условиям  реализации основной образовательной программы дошкольного образования  (Слайд 2, 3):

1.        уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2.        использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3.        построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития…

Продуктивное общение взрослого и ребенка базируется на следующих принципах (Слайд 4):

•        учета ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;

•        ведущего значения деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;

•        определения взрослым условий достижения цели;

•        отработки и закрепления в деятельности детей действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;

•        создания условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.

Поэтому в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.

На начальных этапах обучения детей с ОВЗ предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений.  Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей ГКН имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Предоставить детям возможность удовлетворить потребности в познании и изучении окружающего мира, возможно используя такие развивающие игры: кубики Б.Никитина, блоки Дьенеша, конструкторы «Лего», счетные палочки Кюизенера и др. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, усидчивость. (Слайды 5, 6) Развитие мышления ребенка – дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Чем последовательнее ведется работа, тем выше развитие общей способности ребенка удивляться, ставить вопрос, воспринимать новое, усваивать его, применяя различные формы, операции и способы мышления, обогащая свой кругозор и повышая способность к дальнейшему умственному труду.

Прием использования простых прищепок для игр с детьми  помогает развивать мелкую моторику, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение, счет, алфавит. (Слайды 7 – 12) Главная цель использования прищепок – это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению детского исследователя детской речи М.М. Кольцовой, « .. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать разнообразными игровыми приемами.

Наши дети с удовольствием играют с водой. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Введение элементов акватерапии в развивающие формы работы с детьми позволяют открыть новые эффективные методы и приемы разрешения сложных педагогических ситуаций.  Игра с водой обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Работа с водой оставляет приятные ощущения и позволяет расслабиться. Кроме того, аквакоррекционные игры не имеют противопоказаний и применяются для детей и взрослых. Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.(Слайды 13 – 15)   Примеры таких игр: «Подводный футбол» (ориентировка в пространстве); «4-й лишний» (вылови ту игрушку, которую считаешь лишней);  «Составь узор»; «Выложи рисунок»; «Составь слово»; «Найди букву (цифру) на ощупь»;  «Сосчитай предметы (отсчитай, построй ряд и т.п.)»;  «Сосчитай слоги».  Игры с использованием воды – один из самых приятных приемов в  развитии ребенка.

Далее хотелось бы уделить внимание приему моделирования с помощью шаблонов. (Слайд 15)  В процессе игры ребенок конструирует на плоскости, изобретает, фантазирует, рисует, раскрашивает, т.е. создает образ.  Конструирование из модульных элементов с соответствующей дорисовкой – это не только доступный для детей прием выражения своих мыслей и чувств, но и наиболее целесообразный метод обучения, т.к. он не требует от детей сложных практических действий и позволяет решать самые различные учебные задачи.  Простота форм, линий, яркость и красочность - интересны и понятны детям. Содержание работ может быть  различно: занятные фигурки людей и животных, сказочные герои, знакомые предметы и т.д.                                                                                                                  В    практической работе,  реальные формы стилизуют, т.е. перерабатывают в более интересный, красочный, праздничный, а иногда сказочно-условный или фантастический образ. Например, на новый год рисовали открытку,  создавали образ не конкретного петушка, а свое представление о нем, его образ, который имеет своеобразную форму, цвет и пропорции. (Слайд 17)  Любимицами детей являются различные зверята. Чтобы придать им особую привлекательность, можно, сохранив их образ, отобразить наиболее приятные черты зверят – большеголовость, большеухость, неуклюжесть. Чем условнее фигурка животного, тем большую условность можно допустить в цвете. Одна из основных задач игр-занятий – это пробудить у детей фантазию, ассоциативное мышление, научить думать нешаблонно, развить воображение, раскрыть творческие способности. Поэтому, необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы воспитанники изготовили какое-то изделие, а о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума.

Таким образом, применение  в работе разнообразных методов и  приемов помогает удовлетворять потребности детей в игре, развивать  уверенность в собственных возможностях и способностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

Поиск методов и приемов развивающего обучения в процессе исследования освоения логических отношений старшими дошкольниками

ПОИСК МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В соответствии с Законом РФ "Об образовании", вступившем в силу с 1 сент...

Интерактивные игровые методы и приемы развивающих занятий в работе детьми дошкольного возраста

Интерактивные игровые методы и приемы развивающих занятий в работе  детьми дошкольного возраста...

Презентация "Методы и приемы развивающего обучения в ДОУ"

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также разв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

данная работа  посвящена формированию правильной культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста. В данной статье отмечается необходимость оздоровления и сохранности детского организма...