Домашняя игротека для детей и родителей. (от 8 мес. до 1,5 лет)
консультация
Предварительный просмотр:
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Радуга»
Домашняя игротека для детей и родителей. (от 8 мес. до 1,5 лет)
консультативный пункт
Воспитатель: Волкова Т.А.
п. Уфимский 2019 г.
Тема: Домашняя игротека для детей и родителей. (от 8 мес. до 1,5 лет)
Здравствуйте, мамы. Хочу поделиться с вами о развитии малышей в возрасте от 8 до 1,5 лет.
Специалисты не советуют спешить с развитием речи ребенка до года и советуют начать с мелкой моторики, так как не раз была доказана прямая связь между сенсорными импульсами пальцев рук и развития речевого аппарата. Поэтому будем пока занимать ребенка именно этим.
1) Пирамидка. Она должна быть контрастных цветов радуги, желательно без полутонов, то есть, например «бледно-розовый, ярко-розовый, малиновый» не подойдет. Хотя такие пирамидки в продаже имеются, всё же лучше воспользоваться ими попозже.
Игра: Малыш снимает колечки, мама одевает колечки. Не забывает комментировать:"**имя**, снял колечко! Ещё одно! Больше нет колечек! Молодец!"
2) Книжка (небумажная). Часто в магазинах эти книжки находятся разделе игрушек для купания, но на самом деле изначально она придумана, как нервущаяся и совсем не обязательно применять её именно для купания. В этой книжке должны быть изображения (фигуры, животные и т.д.) нарисованные на контрастном фоне контрастным цветом. То есть, например, красный цветок на синем фоне. Изображения пастельных или близких друг другу тонов менее эффективны в запоминании.
Игра: Мама перелистывает книжку, рассказывая громко и четко что или кто изображен на картинке. После отдает книжку ребенку, помогая ему перелистывать.
3) Сухая еда. Разделим этот пункт на два подпункта:
а) МЕЛКИЕ ПРОДУКТЫ. Лучше всего подойдет манка.
Игра:
*Рассыпать по столу, подносу, постелить полиэтилен и водить пальчиком вырисовывая различные фигуры. Не без помощи мамы, конечно же.
*Насыпать в глубокую тарелку/мисочку манку и зарыть на глазах у ребенка в ней маленький яркий предмет (игрушка, магнит с холодильника). Ребенок должен достать яркий предмет из крупы.
* Купать ручки в манке. Это можно делать как в рассыпанную по столу крупу, так и в мисочке.
б) КРУПНЫЕ ПРОДУКТЫ. Можно использовать такие продукты, как фасоль, макароны, шиповник, орехи, печенья и т.д. С такими продуктами для возраста до 1,5-2ух лет я нашла только одну безопасную игру.
Игра:
* Насыпать в ванну. Ребенок наблюдает как крупа стучит по ванной. Залезть в неё и потопать изображая животных (слоник, зайчик, лисичка, птичка).
После игры, можно взять крупу с собой на прогулку и покормить птичек.
4) Складные стаканчики. Они так же, как и пирамидка должны иметь контрастные цвета и как можно меньше полутонов.
Игра: Мама складывает стаканчики в башенку. Ребенок снимает.
Либо мама складывает стаканчики друг в друга. Ребенок достает. Желательно раз в день играть только одним способом.
5) Шарики или мячики. Это могут быть любые яркие шарики, можно даже, чтобы в них что-то гремело.
Игра: Показать ребенку, что шарик катится, если его толкнуть. Попробовать его ручками толкнуть шарик. Не забываем при этом общаться:«Вжих! Покатиииился! Молодец — поймал(а)!»
6) Мягкие кубики. Лучше брать большие и именно мягкие, так как твёрдые имеют опасные для малыша, острые углы.
Игра: Показать ребенку, что кубики можно ставить друг на друга и снимать.
7) Молоток и колышки. Это игрушечный молоточек с комплекте с разноцветными колышками. Чаще всего бывает деревянный, так что будьте аккуратней — бывает дети сильно замахиваются и попадают молотком себе в лоб. Не страшно, но неприятно.
Игра: Мама вбивает колышки сама, затем помогает ребенку, затем отдаёт молоточек ему. Не забывает озвучивать:«Тук-тук! Красный гвоздик забиваем, тук-тук! Молодец!»
8) Игрушки с сюрпризом. Динамические игрушки, направленные на формирование логических цепочек: если нажать на кнопку, то появится бегемотик.
Игра: Мама нажимает на кнопку со словами: «А где у нас бегемотик? Вот он!!!» Затем нужно нажать на кнопку ручкой ребенка.
9) Повторюшки. Если ребенок за вами уже начинает повторять, то вам отлично подойдут такие повторюшки как:
— ладушки (хлопать в ладоши)
— пока-пока/привет-привет (махать ручкой)
— ку-ку (закрывать и открывать глаза ладошками)
— потягушки (поднимать ручки наверх)
— баю-бай (складывать ладошки вместе и класть на них на бок голову)
10) Лабиринты (они же головоломки). Не надо покупать какую-то гиганскую и очень замудреную. Достаточно одной завитушки.
Игра: Мама показывает как провести элемент с одного конца на другой. Затем тоже самое ручкой ребенка. Со временем ребенок сам будет двигать элементы.
Я постаралась найти те игры и игрушки, с помощью которых можно действительно не сложно начать помогать развиваться ребенку.
Памятка для родителей : « Домашняя игротека»
Учимся взаимодействовать с предметами
Развитие мелкой моторики.
Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание тактильную чувствительность ладошек и пальчиков.
Работаем с игрушками.
Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.
Башня из кубиков.
Постройте башенку из мягких кубиков большого размера – малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.
Чудесные бутылочки.
Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). Малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.
Игрушки на шнурке.
Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.
Развитие слухового внимания
Стимулируем ребенка подражать действиям взрослого для достижения определенной цели – выявления звуков, издаваемых предметами. Для этого ему нужно будет потрясти, сжать, опрокинуть или сделать другое необходимое действие, в зависимости от свойства игрушки.
Игра “Что спрятано?”.
Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.
Игра “Потяни за шнурочек”.
Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.
Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.
Развитие речевого внимания
Игра “Найди мишку”.
Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.
Игра «Ку-ку».
Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: “А где мишка?”, а потом радостно восклицает: “А вот же он!”, сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: “А где папа? А вот он!”, “А где Коля? Вот!”.
Вербальные игры.
Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: “привет”, “дай ручку”, “ладушки”.
Развитие активной речи
Произносим лепетные слоги.
Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.
Настраиваем на подражание.
Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков – для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.
Развитие речи – одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий
Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.
Первые подражания звукам.
Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).
Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).
Сюжетные игры
Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: “Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?” Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).
Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: “мур-мяу кошечка”, “би-бип машинка”.
Учите ребенка словам, которые раскрывают действия: подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
Комментируйте все действия, когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила “би-би!”, уехала. А тут птичка прилетела “чив-чив” и стала клевать крошечки “клю-клю, клю-клю”.
Расширяйте знания об игрушках, которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям – таким, как носик, ушки, глазки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашняя игротека для детей и родителей \'\'Игры на кухне".
Домашняя игротека для детей и родителей \'\'Игры на кухне"....
Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Домашняя игротека для детей и родителей»
Цель работы творческой площадки: способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...
Домашняя игротека для детей и родителей.
С первых секунд жизни ребёнок вступает в прямой контакт с окружающим миром. Мир так широк и многогранен, что ребёнку необходим проводник, который вовремя направит его, подскажет и поможет. Самым первы...
Домашняя игротека для детей и родителей
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в ...
Консультация для родителей: "Домашняя игротека для детей и родителей"
laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»...
Консультация для родителей "Домашняя игротека для детей и родителей"!
Игра имеет важное значение для ребенка. Она является его жизненной потребностью и средством всестороннего развития.В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать с...
Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)
Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть ...