Конспект по патриотическому воспитанию "Русский калач"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе русских традиций в данной конспекте освещены вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kalach.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Умка»
Конспект образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе «Рябинка»
тема: «Русский калач»
Подготовила воспитатель
Плотникова Елена Александровна
г. Елизово, 2021
Направление: познание
Образовательная область: социально-коммуникативное
Цель: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре и традициях.
Задачи:
Образовательные: - закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.
-уточнить знания детей о понятии, как традиция,
- напомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.
- познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.
- обогащать словарь детей новыми словами.
Развивающие:
-расширять словарный запас
-формировать навыки устной речи через коммуникативные игры;
-закрепление истории русской народной культуры и традиций .
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
- способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям ).
-воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.
Методические приемы: наглядные: рассматривание, образец;
Словесные: беседа, вопросы, пояснение, напоминание, поощрение;
Словарная работа: хлебосольство, хороводы, чаепитие, печь, прялка, ушат, ухват, лапти.
Материалы и оборудование:презентация: виртуальное знакомство с русской народной избой, самовар, блюдичко, сахар, соленное тесто, скатерть, матрешка, 2 письма, флешка.
Предварительная работа: Знакомство с игрушками -Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка и др. Заучивание пословиц, поговорок, потешек, русских народных песен; загадывание загадок об игрушках.
Вводная часть
Вос.: (Держит приглашение в руках) Мне передали приглашение в гости, только я не смогла догадаться, кто нас приглашает, имя свое написать забыл. Может быть у вас получится. Послушайте, что здесь написано:
«Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская …
Дети: Матрёшка.
Вос..: Правильно, матрёшка! Ребята, какая матрёшка? (дети передают матрёшку по кругу, называя прилагательные)
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, хакасская, русская, интересная, загадочная, румяная, расписная.
Вос: Давайте прочтем приглашение от матрешки
Дорогие ребята, здравствуйте я вас приглашаю в далекой прошлой Руси, и хочу я вам рассказать про то как мы пили чай и с чем мы его пили, но прежде чем отправится вам надо сесть на паровоз, ну что, готовы в путь дорогу?
Дети: Да.
Вос.: на чём мы поедем в гости?
Дети: На паровозе!
Дети замечают матрёшку.
Вос: Вот мы и приехал, дети посмотрите кто тут стоит?
Дети: матрешка
Вос-ль берет Матрешку в руки и говорит от ее имени: «Здравствуйте, дети!»
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Вос: (от имени Матрёшки).
Я куколка с сюпризом
Посмотрите-ка внутри
У матрешек не величек
Есть еще маленькие сестрички
Вос.: Дети, а давайте узнаем зачем к нам пришла матрешка? Хотите узнать?
Дети: Да!
Вос.: А как мы можем узнать зачем она к нам пришла, что надо сделать с матрешкой?
Дети: Нужно матрёшку раскрыть.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
В нутрии матрешки письмо
«Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам матрешка, мне тут подсказали что дети группы Рябинки очень интересует традиции русского народа, так вот одну из них я вам расскажу»
Вос.: Мы группа Рябинка?
Дети: Да
Вос.: значит это нам письмо?
Дети: Да
Вос.: Давайте еще одну матрешку вытащим и узнаем что нам хочет рассказать матрешка
Вос-ль достает флешку виртуальный музей по русской избе
Дети подходят к доске
Вос-ль:
1 сл.: Мы с вами отправляемся в Русско-народную избу
2 сл.: изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья и воспитывались дети, изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба». ... Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Избы строились из дерева, бревна клались друг на друга горизонтально, резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных
3 сл.: внутри избы было передняя комната и задняя
4сл.: печь-служила для того чтобы согревать дом и готовить пищу
5 сл.: прялка -История старинной прялки. Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа. ... «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу.
6 сл.: кухонная утворь
7сл.: самовар
8.: ушат
9 сл.: ковш
10сл.: кувшин
11 сл.: горшок
12 сл.: ухват
13сл.: лапти
Вос.: И так что мы с вами посмотрели?
Дети: мы побывали в избе
Вос.: Что вы там увидели?
Дети: как раньше жиле на Руси люди, носили лапти, готовили в печи и спали на ней
Вос.: А у нас еще одна матрешка осталась давайте достанем из матрешки письмо
Основная часть:
Вос.: А сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции?
Дети: новый год.
Вос.: Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете, (дети садятся на стуле.)
В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками. Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе ?
Дети: нет
Вос.: Это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. Не зря в старину говорили:
«Печь нам -мать родная».
«У печи все красное лето».
В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль
Вос.: Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ презентации иллюстрации).
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
Вос.: И преподносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты?
Дети: хлеб и соль
Ставится стол,
Чаепитие.
Значит вкусен русский чай посиделочный.
Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.
Вос.: дети давайте мы с вами накроем стол
Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с
блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.
Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.
- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками).
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл
Вос.: Ребята чего не хватает на столе, оно круглое и можно нанизать на веревочку?
Дети: калачей, бубликов.
Вос.: Знаменитые калачи пекут только в России. Давайте мы с вами сделаем куличи, мы с вами сейчас сделаем сами, как вы думаете из чего мы будем делать?
Дети: можно сделать из соленного теста, пластилина
Вос.: присаживаемся за столы, но пока что ничего не трогаем, засуньте руку под полотенце и скажите что там лежит, но не подсматривать,
Дети: это тесто
Вос.: правильно, давайте мы свами сейчас разомнем руки
Пальчиковая гимнастика
Лепит, лепит детвора
Лепит с самого утра
Калачи, пирожки
И горячие крендели.
Самим ли съесть?
Иль Матрёшеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Матрешке отнесу.
Вос.: скатаем длинные жгуты, а затем сложим как восьмерку, получается калачей, давайте с вами пока что положим подсыхать,
Вос.: давайте мы с вами вернемся обратно в детский сад, садимся на паровоз
Заключительная часть: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что мы с вами сделали? Какое новое слово выучили? Из каких слов состоит? Что самое необходимое в избе? Какими предметами люди пользовались в старину? Вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"
Познакомить детей старшей группы с их малой Родиной.Воспитывать чувство гордрсти за героизм нашего народа, чувства любви к Родине. Рассширять представления детей о родном посёлке и его достопримечател...
"День победы" конспект по патриотическому воспитанию
Конспект по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возроста...
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Мой - посёлок Таксимо"
Цели и задачи: 1. Расширять представления детей о родном посёлке, его достопримечательностях. 2. Показать красоту посёлка Таксимо, воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному посёлк...
Конспект по патриотическому воспитанию в средней группе «День защитника Отечества»
Занятие для закрепления материала по теме: "День защитника Отечества" ....
Конспект по патриотическому воспитанию.(Кемерово)
Экскурсия по городу Кемерово, расширение знаний о достопримечательности Кемерово....
Конспект образовательной деятельности "Баранки-калачи"
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе "Баранки-калачи"...
Конспект занятия по лепке "Калачи из печи"
Задачи:Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.Учить детей задумывать содержания своей работы на основании личного опыта.Формировать умение...