Формирование фонематических процессов в онтогенезе
статья (младшая группа)

Смирнякова Елена Анатольевна

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирования фонематического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

В онтогенезе развитие фонематических процессов происходит постепенно. Проблемой развития фонематических процессов в онтогенезе занимались такие исследователи как Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская  и другие.

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирования фонематического развития:

1 этап, дофонемный (0-6 месяцев) - абсолютная несформированность способности различать звуки. Ребёнок реагирует только на интонацию обращённой к нему речи. В конце этого периода важную роль для ребёнка играет ритм.

2 этап (6месяцев-2года) - развивается дифференциация далёких фонем при полном неумении различать похожие звуки. Ребенок слышит звуки не так как взрослые. Его произношение равно тому, как он воспринимает речь, т.е. искаженно. Ребенок начинает различать слова по их звуковому составу уже в конце первого года жизни. Слух ребенка быстро адаптируется к звукам родного языка. Слово впервые начинает служить средством общения, и ребёнок начинает реагировать на его звуковой рисунок .

Швачкин Н. Х. считает, что уже в конце второго года жизни у ребенка сформировано фонематическое восприятие всех звуков родного языка.

3 этап (2-4 года). На этом этапе у ребенка улучшается реакция на звуки. Он замечает правильное и неправильное произношение. Но собственная речь ещё несовершенна.

4 этап (4-5 лет) - ребенок осуществляет простейший звуковой анализ. Фонематический слух сформирован. Ребенок и слышит и произносит все звуки правильно.

5 этап (6-7 лет) – финальная стадия процесса фонематического развития. Здесь фонематическое восприятие и экспрессивная речь ребёнка сформированы.

Далее фонематическое развитие формируется усиленно, намного быстрее артикуляционного потенциала ребёнка. Это составляют базу для развития произношения. В норме, слухо-речевой анализатор развивается гораздо раньше, чем речедвигательный.

На формирование детского звукопроизношения оказывает отрицательное влияние нарушенное фонематическое восприятие Умение ребенка анализировать и синтезировать речевые звуки формирует их корректное воспроизведение. Формирование всей фонематической системы ребенка, а затем и овладением процесса письма и чтения зависит от развития фонематического восприятия.

Для того, чтобы у детей появилась возможность выполнять анализ звуковой структуры слова, необходимо формирование более сложного фонематического восприятия. Это доказали А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин.

Простые формы фонематического анализа формируются спонтанно, а более сложные – только в процессе специально организованного обучения.

Д. Б. Эльконин обозначал указанные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В процессе освоения грамоты данные действия формируются в пределах специально организованного обучения. В процессе этого обучения дошкольники осваивают навыки звукового анализа. Важную роль в процессе обучения чтению и письму играет формирование фонематического восприятия.

Готовность к обучению грамоте состоит в способности ребенка к анализу, сравнению, синтезу и обобщению языкового материала.

А. Н. Гвоздев считает маловероятным выделение последнего звука, или нескольких гласных звуков в слове одновременно, установку позиции  заданного звука или количества его слогов ребенком без помощи взрослых. Главными аспектами этой помощи является профессиональность и своевременность. Фонематическое восприятие – это способность производить разбор звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании, и понимание отдельных звуков в слове на слух (Д. Б. Эльконин).

Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

- установление последовательности слогов и звуков в слове.

- формирование различительной роли звука.

- выделение главных характеристик звука." .

Первым шагом к освоению грамоты можно считать фонематическое восприятие. Развивается оно от года до четырех лет. Вторым - звуковой анализ. Он же развивается в более старшем возрасте. И, наконец, навык различать очередность звуков для их воспроизведения – называется фонематическим восприятием, а звуковой анализ - это умение различать то же самое, чтобы отразить звуки в письменной и устной форме.

Необходимо подробно рассмотреть связь между произношением и  фонематическим восприятием.

Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Н. Х. Швачкина, на этапе от одного года до четырёх лет формирование фонематического восприятия осуществляется одновременно с освоением произносительного аспекта речевой деятельности .

Д. Б. Эльконин считает, что благодаря слуховому контролю собственная речь ребенка ассоциируется с речью взрослого человека, и различение этих двух образов является базой для развития артикуляции и воспроизведения звуков дошкольником. Когда эти образы идентичны - формируется правильноепроизношение. Слуховое различения далёких звуков (например, гласных - согласных), является началом формирования фонематического восприятия дошкольника. Затем - различие мельчайших параметров звуков (звонких – глухих или мягких - твёрдых согласных). Их сходство склоняет ребенка к опоре на слух и акцентированию слухового восприятия. Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, делают вывод, что ребёнок начинает с акустической дифференциации звуков, затем добавляется артикуляция и, в конце, процесс различения согласных завершается так же акустической дифференциацией.

Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская утверждают, что дошкольники узнают множество различных способов воспроизведения звуков при восприятии речи. Потому, что звуки в потоке речи изменчивы.

Дети воспринимают много вариаций звуков. Ребенку нужно выделить и опознать фонему в потоке речи по тем характеристикам, по которым они отличаются. Если ребёнок не понимает, как это делать, то он не сможет отделить одно слово от другого, и не сможет их опознать.

Определённые группы звуков в речи несформированные, и неправильно произносятся в возрасте младших дошкольников. Это не случайно, и объясняется физиологическими особенностями формирования речи у детей этого возраста. Но в старшем возрасте данное состояние речи не может не вызвать опасений у взрослых и явиться толчком к принятию мер по развитию речевых способностей ребёнка.

Л. С. Выготский говорил, что высшие психические функции формируются и страдают как системы. Исходя из этого - нарушение одного из компонентов речи приводит к недоразвитие другого, который прямо или косвенно связан с первым.

Поэтому, безусловно, важно вовремя выявить имеющееся нарушение в развитии и подобрать правильный способ коррекции нарушения.

Можно сделать вывод, что важным аспектом правильного формирования системы речи в целом являются развитые фонематические процессы. Число детей с разными речевыми нарушениями ежегодно возрастает, и в современной логопедии эта проблема становится все больше актуальной.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и освоение произношения. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произношении.

Когда произношение неверное – связь между звуком и соответствующей буквой невозможна. Закреплению у ребенка существующих дефектов речи способствует заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико фонематических процессов в онтогенезе

Данные литературных источников показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. В большинстве работ (Гвоздев А. Н. , Кольцова М. М., Левина Р. Е...

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Важным условием для всестороннего и полноценного развития человека считается правильная и грамотная речь. Речь – это сложный вид деятельности. Она является результатом согласованной работы опред...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе и дизонтогенезе.

В представленной презентации рассматриваются особенности формирования фонематических процессов в норме и в патологии....

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...