ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнякова Елена Анатольевна

Важным условием для всестороннего и полноценного развития человека считается правильная и грамотная речь. Речь – это сложный вид деятельности. Она является результатом согласованной работы определенных участков головного мозга, различных речеслуховых и речедвигательных анализаторов, психических процессов (память, мышление, внимание) и т.д. Речь состоит из огромного количества компонентов, одним из которых являюся фонематические процессы. Нарушение любого из компонентов речевой деятельности влечет за собой те или иные нарушения в ее функционировании и развитии.

Фонематические процессы представляют собой значимую составляющую в развитии всей речевой деятельности. Благодаря фонематическим процессам ребенок может распознавать и различать  звуки в своей и чужой речи. Фонематические процессы играют важную роль в процессе овладения ребенка чтением и письмом, так как, для успешного процесса обучения чтению и письму необходимо своевременное формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа, синтеза и фонематических представлений.

На важность правильного развития фонематических процессов в онтогенезе указывают В. И. Бельтюков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Н. Х. Швачкин и др. Н. И. Жинкин считает, что все виды речи взаимосвязаны. И продвижение в одном направлении тотчас же отзовется и на всех других. И наоборот, недостатки в одном виде речи скажутся на других [24].

Особенности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи изучали З. Е. Агранович, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. А. Никашина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.

Эти авторы обращают внимание на то, что в детском возрасте наиболее распостраненным является общее недоразвитие речи (ОНР), которое представляет собой системное нарушение формирования всех сторон речи. При общем недоразвитии речи страдают все компоненты речевой деятельности и в том числе фонематические процессы обусловленные дефектами восприятия и произношения фонем.

Уровень сформированности фонематических процессов влияет на всю речевую систему. Таким образом, формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи очень актуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В онтогенезе развитие фонематических процессов происходит постепенно. Проблемой развития фонематических процессов в онтогенезе занимались такие исследователи как Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская и другие.

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирования фонематического развития:

1 этап, дофонемный (0-6 месяцев) - абсолютная несформированность способности различать звуки. Ребёнок реагирует только на интонацию обращённой к нему речи. В конце этого периода важную роль для ребёнка играет ритм.

2 этап (6месяцев-2года) - развивается дифференциация далёких фонем при полном неумении различать похожие звуки. Ребенок слышит звуки не так как взрослые. Его произношение равно тому, как он воспринимает речь, т.е. искаженно. Ребенок начинает различать слова по их звуковому составу уже в конце первого года жизни. Слух ребенка быстро адаптируется к звукам родного языка. Слово впервые начинает служить средством общения, и ребёнок начинает реагировать на его звуковой рисунок.

Швачкин Н. Х. считает, что уже в конце второго года жизни у ребенка сформировано фонематическое восприятие всех звуков родного языка.

3 этап (2-4 года). На этом этапе у ребенка улучшается реакция на звуки. Он замечает правильное и неправильное произношение. Но собственная речь ещё несовершенна.

4 этап (4-5 лет) - ребенок осуществляет простейший звуковой анализ. Фонематический слух сформирован. Ребенок и слышит и произносит все звуки правильно.

5 этап (6-7 лет) – финальная стадия процесса фонематического развития. Здесь фонематическое восприятие и экспрессивная речь ребёнка сформированы.

Далее фонематическое развитие формируется усиленно, намного быстрее артикуляционного потенциала ребёнка. Это составляют базу для развития произношения. В норме, слухо-речевой анализатор развивается гораздо раньше, чем речедвигательный.

На формирование детского звукопроизношения оказывает отрицательное влияние нарушенное фонематическое восприятие Умение ребенка анализировать и синтезировать речевые звуки формирует их корректное воспроизведение. Формирование всей фонематической системы ребенка, а затем и овладением процесса письма и чтения зависит от развития фонематического восприятия.

Для того, чтобы у детей появилась возможность выполнять анализ звуковой структуры слова, необходимо формирование более сложного фонематического восприятия. Это доказали А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин.

Простые формы фонематического анализа формируются спонтанно, а более сложные – только в процессе специально организованного обучения.

Д. Б. Эльконин обозначал указанные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В процессе освоения грамоты данные действия формируются в пределах специально организованного обучения. В процессе этого обучения дошкольники осваивают навыки звукового анализа. Важную роль в процессе обучения чтению и письму играет формирование фонематического восприятия.

Готовность к обучению грамоте состоит в способности ребенка к анализу, сравнению, синтезу и обобщению языкового материала.

А. Н. Гвоздев считает маловероятным выделение последнего звука, или нескольких гласных звуков в слове одновременно, установку позиции заданного звука или количества его слогов ребенком без помощи взрослых. Главными аспектами этой помощи является профессиональность и своевременность..

Фонематическое восприятие – это способность производить разбор звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании, и понимании отдельных звуков в слове на слух (Д. Б. Эльконин).

Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

- установление последовательности слогов и звуков в слове.

- формирование различительной роли звука.

- выделение главных характеристик звука."

Первым шагом к освоению грамоты можно считать фонематическое восприятие. Развивается оно от года до четырех лет. Вторым - звуковой анализ. Он же развивается в более старшем возрасте. И, наконец, навык различать очередность звуков для их воспроизведения – называется фонематическим восприятием, а звуковой анализ - это умение различать то же самое, чтобы отразить звуки в письменной и устной форме.

Необходимо подробно рассмотреть связь между произношением и  фонематическим восприятием.

Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Н. Х. Швачкина, на этапе от одного года до четырёх лет формирование фонематического восприятия осуществляется одновременно с освоением произносительного аспекта речевой деятельности.

Д. Б. Эльконин считает, что благодаря слуховому контролю собственная речь ребенка ассоциируется с речью взрослого человека, и различение этих двух образов является базой для развития артикуляции и воспроизведения звуков дошкольником. Когда эти образы идентичны - формируется правильноепроизношение. Слуховое различения далёких звуков (например, гласных - согласных), является началом формирования фонематического восприятия дошкольника. Затем - различие мельчайших параметров звуков (звонких – глухих или мягких - твёрдых согласных). Их сходство склоняет ребенка к опоре на слух и акцентированию слухового восприятия. Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, делают вывод, что ребёнок начинает с акустической дифференциации звуков, затем добавляется артикуляция и, в конце, процесс различения согласных завершается так же акустической дифференциацией..

Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская утверждают, что дошкольники узнают множество различных способов воспроизведения звуков при восприятии речи. Потому, что звуки в потоке речи изменчивы.

Дети воспринимают много варираций звуков. Ребенку нужно выделить и опознать фонему в потоке речи по тем характеристикам, по которым они отличаются. Если ребёнок не понимает, как это делать, то он не сможет отделить одно слово от другого, и не сможет их опознать.

Определённые группы звуков в речи несформированные, и неправильно произносятся в возрасте младших дошкольников. Это не случайно, и объясняется физиологическими особенностями формирования речи у детей этого возраста. Но в старшем возрасте данное состояние речи не может не вызвать опасений у взрослых и явиться толчком к принятию мер по развитию речевых способностей ребёнка.

Л. С. Выготский говорил, что высшие психические функции формируются и страдают как системы. Исходя из этого - нарушение одного из компонентов речи приводит к недоразвитие другого, который прямо или косвенно связан с первым.

Поэтому, безусловно, важно вовремя выявить имеющееся нарушение в развитии и подобрать правильный способ коррекции нарушения.

Можно сделать вывод, что важным аспектом правильного формирования системы речи в целом являются развитые фонематические процессы. Число детей с разными речевыми нарушениями ежегодно возрастает, и в современной логопедии эта проблема становится все больше актуальной.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и освоение произношения. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произношении.

Когда произношение неверное – связь между звуком и соответствующей буквой невозможна. Закреплению у ребенка существующих дефектов речи способствует заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно.

Таким образом, изучив литературу, можно сделать вывод, что в онтогенезе формирование фонематических процессов происходит постепенно. Главная роль в овладении речью принадлежит фонематическим процессам. С первых недель жизни человека начинается развитие фонематических процессов. К двум годам заканчивается формирование фонематического восприятия. На базе сформированного фонематического восприятия развивается звуковой анализ (4 года), а далее активно развивается фонематический синтез (к 6 годам) и происходит накопление фонематических представлений. Уже в младшем школьном возрасте при нормальном развитии завершается формирование фонематических процессов. Следовательно, предпосылкой успешного обучения грамоте является достаточный уровень развития фонематического восприятия. Поэтому чем раньше провести диагностику сформированности фонематического развития, тем своевременней будет оказана помощь для преодоления его недоразвития.



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

С самого рождения ребенка окружает многообразие звуков. Речь, которая звучит вокруг, помогает ему общаться со взрослыми, ориентироваться в окружающей среде. Так же на развитие речи ребенка положительно влияет формирование фонематических процессов.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются особенности формирования фонематических процессов. То есть, нарушены или отстают в развитии компоненты речевой системы (лексика, грамматика, фонетика). У таких детей наблюдается позднее появление речи. Им присущ: скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у дошкольников может меняться от полного отсутствия речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями аграмматизма.

Изучением ОНР занимались Г.А. Каше, Е.Ф. Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они придавали большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с ОНР.

В работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. говорится о том, что у детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематических процессов . При недоразвитии фонематических процессов у детей самостоятельно не формируется звуковой анализ и синтез. А связь, которая возникает между звуком и буквой, недостаточно четкая.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены процессы формирования и восприятия звуков речи. У них наблюдается смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость, что не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это затрудняет фонематический анализ структуры слова. Процесс фонематического восприятия речи в целом замедляется из-за собственного неправильного произношения и неразличения речи окружающих.

У детей с ОНР развитие звуко-слогового анализа находятся на низком уровне. Особенности фонематического представления заключаются в нечетком представлении о звуке. У детей не сформированы понятия «начало», «середина», «конец» слова. У них выявляется низкий уровень сформированности операций определения места звука в слове, а также количественный и последовательный анализ.

В работах Левиной представлены особенности звуковой и фонематической сторон речи.

У детей первого уровня речевого развития формирование фонематических процессов находится на начальной стадии. Произношение звуков носит смешанный характер. Это вызвано нестабильной артикуляцией и низкой вероятностью распознавания на слух. У таких детей дефектных звуков больше, чем правильно произносимых. В их речи содержатся в основном одно - двух сложные слова. При произношении более сложных по слоговой структуре слов, количество слогов уменьшается до двух - трех. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Таким детям сложно даже отобрать сходные по названию, но разные по значению слова [37]. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза, отсутствуют звуки, требующие подъема кончика языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слова.

Дети вовсе не говорящие или находящиеся на уровне лепетной речи в школьном возрасте встречаются редко. Это касается случаев, когда неблагоприятно складываются бытовые условия. Чаще всего к 7-8 годам дети достигают второго уровня речевого развития.

Для детей II уровня речевого развития характерным является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза. Так же характерно наличие искажений, замен и смешений звуков. У таких детей нарушено произношение звонких и глухих звуков. При этом изолированный звук они могут произносить правильно. Ошибки возникают только при спонтанном произношении. Гласные произносят нечетко.. Хотя воспроизведение слоговой структуры слова на этом уровне речевого развития дается легче, чем на предыдущем, звуковой состав слов еще очень расплывчатый.

Более сложные слоговые структуры настолько искаженны, что абсолютно не похожи на образцы. В отдельных случаях происходит укорачивание многосложной структуры. В развернутой речи произношение еще более нарушено.

Детям с этим уровнем недоразвития речи необходимо специальное обучение чтению и письму. Так как к школьному возрасту недостатки произношения, бедность словаря и аграмматизм проявляются очень резко. Однако пассивный и активный словарь расширяется, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. Встречаются также дети, общее недоразвитие у которых выражено не так сильно. Можно считать, что такие дети относятся к третьему уровню развития речи.

У детей третьего уровня речевого развития встречается недостаточность фонематических процессов. У таких детей не сформированны процессы различения звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет два или несколько звуков близкой фонетической группы. Сложные звуки заменяются простыми. Некоторые звуки ребенок произносит правильно, а в речи  их не использует или заменяет. Наблюдаются нестойкие замены и смешения. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при элементарном звуковом анализе - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Главными ошибками у детей являются перестановки, сокращения и замены звуков и слогов. Также отмечаются персеверации (магазин-магазим); добавление лишних звуков и слогов. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ОНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.

В устной речи детей проявляются отдельные аграмматические фразы. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов у детей не формируется при неполноценном развитии фонематического слуха и восприятия. В впоследствии это не позволит им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

У детей с четвертым уровнем развития речи не отмечается грубых нарушений звукопроизношения, но наблюдается недостаточно четкое различение звуков. Незначительные нарушения проявляются при детальном обследовании (путем выполнения специально подобранных заданий).

У них обнаруживаются едва заметные нарушения в лексике, фонетике, грамматике. Такие дети не могут удерживать в памяти грамматический образ слова. Поэтому их речь содержит слова с нарушенной слоговой структурой (искажения) и звуконаполняемостью: персеверации; перестановку звуков и слогов, сокращение согласных при стечении, замену слогов. Наиболее распространены элизии, в основном в сокращении звуков, в единичных случаях - пропуски слогов. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция создают ощущение общей смазанности речи. Все это считается главным признаком незакончившегося процесса фонемообразования.

Лексические ошибки проявляются в замене слов близких по значению, в смешении признаков. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных.

Особенность речевого рaзвития этих детей зaмедляет их интеллектуальное развитие. В речевом общении дети намеренно заменяют граммaтически сложные словa более простыми. Поэтому имеющиеся у них трудности не всегдa внешне проявляются. Но к концу коррекционного обучения в логопедическом сaду часть детей достигаю четвертого уровня рaзвития речи.

Тaким образом, у детей с общим недоразвитием речи отмечaется недорaзвитие фонематических процессов. Состояние фонематического восприятия детей оказывает влияние на овладение звуковым анализом. Недиффеpенцированность фонем родного языка приводит к заменам и смешениям звуков. Смешиваются, как правило, фонемы паpных звонких и глухих согласных; лабиализованные гласные; соноpные; свистящие и шипящие; аффpикаты. Дети с ОНР с трудом запоминают pечевой матеpиал и делают большое количество ошибок, связанных с активной pечевой деятельностью.

Фоpмиpование фонематической системы pебенка и пpоцесс овладения устной и письменной pечью зависят от развития фонематического восприятия. Дети с ОНР нуждаются в своевpеменной, квалифицированной помощи.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работу по коррекции нарушений фонематических процессов проводят в такой последовательности:

1. Фонематический слух: узнавание и дифференциация неречевых звуков;

узнавание и дифференциация звуков речи по высоте, силе, интонации и тембру голоса.

Работа по коррекции нарушений фонематического слуха начинается с формирования слухового внимания и слуховой памяти. Это позволит добиться наиболее эффективных и быстрых результатов. Причиной неправильного звукопроизношения можно считать неумение ребенка вслушиваться в речь окружающих его людей. Необходимо научить ребенка сравнивать свою речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического слуха вначале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и дифференцировать неречевые звуки [53]. С помощью игр дети должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, слова.

В процессе данной работы у детей развиваются навыки слухового внимания и памяти. В дальнейшем это способствует развитию умения различать звуки речи.

Представим примерный комплекс игр и упражнений направленный на развитие фонематического слуха на фоне неречевых звуков у детей с ОНР (Приложение №2):

а) узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и памяти: игра «Отгадай звучащий предмет», «Прислушаемся к звукам», «Жмурки с колокольчиком», «Что готовит мама?» и многие др.;

б) дифференциация неречевых звуков по темпу звучания: игра «На лесной опушке гуляют разные зверушки», «Быстро или медленно», «испугались зайца», «Солнце или дождик?» и др.;

в) дифференциация неречевых звуков по ритму звучания: игра «Повтори за мной», «Сосчитай котят», «Весенняя капель», «Композитор» и др.;

г) дифференциация неречевых звуков по силе звучания: игра «Большой или маленький», «Угадай, кто играл», «Паровоз или паровозик», «Ветер и птичка» и др.

1.1 Фонематический слух: узнавание и дифференциация речевых звуков.

На данном этапе логопедической работы у детей должна сформироваться способность различать  речевые звуки по высоте, интонации силе и тембру голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Представим примерный комплекс игр и упражнений направленный на развитие фонематического слуха на фоне неречевых звуков у детей с ОНР (Приложение №2):

Игры «Три медведя», «В больнице», «Кошки и мышки», «Кто это сказал?» и др.

2. Фонематическое восприятие.

На следующем этапе логопедической коррекции проводится работа над фонематическим восприятием: различение слов, близких по своему звуковому составу. Здесь используют игры и упражнения с нарастающей сложностью: от слов, которые отличаются несколькими звуками, к словам, которые отличаются одним звуком. Далее переходят к различению слогов, которые состоят из правильно произносимых звуков. В играх используют слоги (открытые, закрытые, без стечения и стечением согласных). В заключении логопедической коррекции по развитию фонематического восприятия является дифференциация фонем: по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости; в обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах. В работе по этому направлению у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием развивают навыки слухового контроля. Его важность можно объяснить тем, что слуховое восприятие помогает развитию фонематического слуха.

Представим примерный комплекс игр и упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у детей с ОНР (Приложение №2):

игра «Путаница», игра «Починим испорченный телефон», игра «Рассели картинки по домикам».

3. Фонематический анализ и синтез.

Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематического анализа и синтеза учитывает характерную последовательность материала. А именно:

- ряд гласных звуков;

- слоги без стечения согласных;

- слоги со стечением согласных;

- слова без стечения согласных;

- слова со стечением согласных.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза происходит постепенно. На начальном этапе с опорой на различные дополнительные средства (схемы слова, звуковые линейки). Затем при назывании слов опираются на речевое проговаривание. И на последнем этапе дети выполняют задание уже без опоры на вспомогательные средства и проговаривание, а только на основе фонематических представлений.

Во время работы детям предлагается выполнить ряд заданий:

- выделить звук из ряда других звуков;

- выделить слог с определенным звуком;

- выделить из ряда слов слова с определенным звуком;

- определить первый, последний звук в слове;

- определить место звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок;

- определить последовательность и количество звуков в слове;

- определить место звука в слове по отношению к другим звукам.

Представим примерный комплекс игр и упражнений направленный на формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР с учетом выбранных направлений (Приложение №1) : игра «Выбери картинки», игра «Рассели картинки по этажам», игра «Живые звуки», игра «Добавь недостающую букву», игра «Отгадай слово», игра «Звуковые облака», игра «Сколько кружков-столько слогов», игра «Перед-между-после» и многие др.

4. Фонематические представления.

Далее логопедическая работа по коррекции формирования фонематических представлений проводится с помощью данных задач:

- подобрать слова на заданный звук;

- подобрать слова с заданным количеством звуков;

- подобрать картинки на конкретный звук;

- за счет замены или перестановки звука образовать новые слова;

- составить слова из заданных звуков.

Представим примерный комплекс игр и упражнений направленный на развитие фонематического представления у детей с ОНР (Приложение №1): игра «едем в отпуск», игра «Подбери слово», игра «В магазине», игра «Исправь ошибки Незнайки», игра «Словесная цепочка».

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Игра «Отгадай звучащий предмет»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Оборудование для 1 варианта: стакан, карандаш, коробочка с кнопками, погремушка, ширма.

Оборудование для 2 варианта: мяч, шарик, стеклянная банка, керамическая кружка, газета, ширма.

Описание игры

Вариант 1 Логопед расставляет на столе указанные предметы, производит действия с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробочкой с кнопками, погремушкой), акцентирует внимание ребёнка на том, какой звук издаёт каждый предмет. Затем производит те же самые действия за ширмой, и предлагает ребёнку отгадать звучащий предмет.

Задача усложняется по мере успешности выполнения ребёнком задания. В результате, последний вариант этой игры должен быть таким: логопед ставит в ряд несколько игрушек или предметов. Затем предлагает ребёнку расставить предметы слева направо таким образом, чтобы каждый последующий предмет по звучанию всё больше был похож на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок. Количество звучащих предметов постепенно увеличивают от 2 до 5.

Вариант 2 Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые издают разные предметы: мяч, ударяясь о стол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её разрывать. Затем, эти же действия, но в другой последовательности производит за ширмой. После чего предлагает ребёнку как можно полнее и точнее рассказать, что он услышал.

Игра «Прислушаемся к звукам»

Цель: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в группе. Затем предлагает прислушаться к звукам за пределами группы, в детском саду, и назвать их. Затем предлагает послушать звуки за окном: что шумит? что гудит? кто кричит? кто разговаривает? кто смеется? По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: колокольчик, повязка.

Описание игры:

Вариант 1. Логопед рассаживает детей на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих, лицом к ним, стоит ребёнок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребёнка с колокольчиком и дотронуться до него, тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Игра «Что готовит мама?»

Цель:развитие слухового внимания, слуховой памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: компьютер.

Описание игры: логопед предлагает ребёнку компьютерную демонстрацию кухонной плиты со стоящими на ней кастрюлей или сковородой, издающими соответствующие звуки (кипение воды и жарка картофеля). При повторном прослушивании (без наглядной опоры) ребёнку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО ТЕМПУ ЗВУЧАНИЯ

Игра «На лесной опушке гуляют разные зверушки»

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с ушками лис и зайцев по количеству детей, бубен.

Описание игры: логопед делит детей на две группы – лисы и зайцы. Затем объясняет детям, что, когда он будет медленно стучать в бубен, то на лесной опушке будут гулять лисы, когда быстро, – будут прыгать зайцы. Логопед чередует темп звучания бубна.

Игра «Быстро или медленно?»

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Описание игры: логопед просит ребёнка закрыть глаза, затем хлопает в ладоши три раза быстро и три раза медленно. После чего просит ребёнка определить, когда он хлопал быстро, а когда медленно.

«Испугались зайца»

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочка с ушками зайца, бубен, стульчики, ширма.

Описание игры: логопед читает детям стихотворение:

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились под дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались!

Затем логопед предлагает детям проиллюстрировать стихотворение своими действиями: пока логопед медленно звенит бубном дети не спеша ходят по лесной полянке и «ищут грибы». Как только логопед начинает быстро звенеть бубном, из-за ширмы выскакивает «заяц» (ребёнок в шапочке с заячьими ушками), а дети быстро разбегаются в разные стороны, и прячутся «под дубами» (за своими стульчиками).

Игра «Солнце или дождик?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед: «Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду медленно звенеть бубном, вам будет весело гулять под эти звуки. Если начнётся дождь, я начну быстро стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать под зонтик (подбежать к логопеду). Слушайте внимательно!»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО РИТМУ ЗВУЧАНИЯ

Игра «Повтори за мной»

Цель: дифференциация неречевых звуков по ритму звучания, развитие моторно-слуховой памяти.

Оборудование: карандаш.

Описание игры: дети стоят около стола логопеда. Логопед предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что он простучит ему карандашом. Остальные дети внимательно слушают и оценивают действия ребёнка движениями: верно – поднимают большой палец вверх; неверно – опускают вниз.

«Сосчитай котят»

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по ритму звучания.

Оборудование: карточки с изображением разного количества котят.

Описание игры: логопед раскладывает перед ребёнком карточки, на которых изображено разное число котят. Затем педагог стучит по столу, а ребёнок слушает. Если логопед, например, постучит 3 раза, ребёнок должен среди предложенных выбрать картинку, на которой нарисовано 3 котёнка.

Игра «Весенняя капель»

Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинки с изображением весенней капели.

Описание игры: логопед показывает детям картинку и просит определить, какое явление на ней изображено. Затем спрашивает, в какое время года наблюдается это явление. После чего показывает детям на музыкальном треугольнике, как звучит весенняя капель. Затем педагог отстукивает различные ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребёнок отхлопывает их: /-//; /-/; //-//; ///-//-/ и т.д.

Игра «Композитор»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация неречевых звуков по ритму звучания.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Описание игры: логопед предлагает ребёнку самостоятельно воспроизвести удары и их серии, а затем записать условными знаками собственный ритмический рисунок.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО СИЛЕ ЗВУЧАНИЯ

Игра «Большой или маленький?»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация неречевых звуков по силе звучания.

Оборудование: два игрушечных зайца (большой и маленький), барабан, ширма.

Описание игры: логопед садит на стол двух игрушечных зайцев. Затем объясняет и показывает детям, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, – громко, сильно и как маленький – тихо. После чего закрывает игрушки ширмой и за ней производит то громкие, то тихие удары в барабан. Названный ребёнок должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Игра «Угадай, кто играл?»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация неречевых звуков по силе звучания.

Оборудование: две погремушки.

Описание игры: дети стоят полукругом. Выбирается водящий и двое детей (мальчик и девочка). Логопед объясняет, что мальчик, как более сильный, громко гремит погремушкой, а девочка тихо. Затем логопед предлагает водящему повернуться спиной. В это время дети поочерёдно гремят погремушками: девочка тихо, мальчик громко. Водящему предлагается по силе

звучания отгадать, кто гремит погремушкой.

Игра «Паровоз или паровозик?»

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация неречевых звуков по силе звучания.

Оборудование: картинки с изображением большого паровоза и маленького паровозика, дудка, ширма.

Описание игры: логопед показывает ребёнку картинки и объясняет, что маленький паровозик едет тихо, а большой паровоз – громко. Затем логопед говорит, что громкое звучание дудочки означает, что едет большой паровоз, а тихое звучание –маленький паровозик. После этого логопед за ширмой играет на дудочке, меняя громкость звучания. А ребёнку предлагается показать картинку с соответствующим изображением.

Игра «Ветер и птички»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по силе звучания.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со звуком ветра, стульчики.

Описание игры: логопед распределяет детей на две группы (одна группа – птички, другая – ветер) и объясняет им, что при громком звучании музыки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда (садится на стульчики). Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Игра «Три медведя»

Цель: развитие слухового восприятия, речевого слуха, дифференциация речевых звуков по высоте голоса.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя».

Описание игры: логопед предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя», а затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

При этом логопед произносит одни и те же реплики:

 Кто сидел на моём стуле?

 Кто ел из моей чашки?

 Кто спал в моей постели?

 Кто же был в нашем доме?

Если ребёнок затрудняется назвать персонаж по имени, логопед предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. После того, как ребёнок научится различать реплики по высоте звучания, логопед предлагает ему самому произнести одну из фраз за медведя, медведицу или медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация речевых звуков по силе голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: логопед показывает детям картинки и объясняет, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает громко: «ОХ, ОХ!», а мальчик – тихо: «Ох, ох!» Затем логопед произносит фразу то тихо, то громко. А названный ребёнок должен определить, кто её произнёс.

Игра «Кошка и мышки»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: логопед показывает детям картинки и говорит, что они сейчас будут играть в «кошку» и «мышек». Дети встают полукругом. Выбирается водящий, он поворачивается спиной к остальным детям и говорит:

Мышка кошку угостила.

Кошка мышь не проглотила.

Почему не проглотила?

В это время указанная логопедом «мышка» (ребёнок) отвечает: «Угощения хватило». А «кошка» (водящий) должна угадать, какая из «мышек» ответила.

Игра «Кто это сказал?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация речевых

звуков по интонации.

Оборудование: картинки, изображающие эмоции: радость, грусть, злость и удивление.

Описание игры: логопед просит ребёнка посмотреть на картинки и сказать, кто из изображённых на них весёлый, кто грустный, кто злой, а кто удивлённый. Затем логопед показывает, как каждая «картинка» произносит слово «ах»: радостно, сердито, удивлённо, печально. После чего предлагает ребёнку послушать, кто как говорит, и показать соответствующую картинку. Затем логопед показывает ребёнку картинки, а тот должен произнести слово «ах» с соответствующей картинке интонацией.

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Путаница»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: предметные картинки (лук, жук; рак, мак; дом, сом; ложка, мошка; конфета, монета; матрёшка, картошка).

Описание игры: логопед говорит детям, что нашёл много картинок, но никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед просит детей помочь ему и раскладывает на столе картинки. Затем он даёт детям первое задание: «Сложите вместе те картинки, изображения на которых произносятся похоже». Затем логопед даёт второе задание: «Выберите из определённой группы картинок ту, которую я назову». Логопед называет предмет, изображённый на картинке, дети находят соответствующие картинки.

Игра «Починим испорченный телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов.

Описание игры: дети сидят на стульчиках в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: бу, а-па-са), состоящих из звуков, ненарушенных в произношении детей, на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке, и последний ребёнок произносит её вслух. Обычно последовательность цепочки меняется. В этом случае необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Начинают с последнего ребёнка. Логопед внимательно следит за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребёнком правильно. Таким образом, восстанавливают первоначальный вариант слоговой цепочки.

«Рассели картинки по домикам»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твёрдых и мягких звуков.

Оборудование: рисунок с изображением двух домиков; предметные картинки (зонт, зебра, замок, медуза, корзина, земляника); цветные карандаши (синий и зелёный).

Описание игры: логопед показывает ребёнку картинки и просит назвать их. Затем даёт инструкцию: «Рассмотри домики. У домика № 1 раскрась крышу синим карандашом, у домика № 2 – зелёным. Рассели все слова-картинки в соответствующие домики. Например, в слове «корзина» слышится звук [з’]. Это мягкий согласный звук, значит, поселим слово в домик с зелёной крышей под номером 2».

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Игра «Выбери картинки».

Цель: выделение заданного звука на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки (тарелка, вилка, кастрюля, сковорода, нож, стакан).

Описание игры: логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать изображённые на них предметы. Затем просит ребёнка выбрать из предложенных картинок те из них, в которых встречается звук «Р». После чего логопед даёт следующее задание: перечислить посуду, в названии которой встречается звук «Р», не повторяя изображённых на картинках предметов.

Игра «Рассели картинки по этажам»

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Оборудование: предметные картинки (лук, лампа, стул, орёл, пенал, свёкла, ласточка, коляска, полотенце); трёхэтажный домик из картона.

Описание игры: логопед раскладывает перед ребёнком картинки, предлагает рассмотреть их, назвать изображённые предметы, и определить позицию звука [л] в названиях этих картинок. Затем даёт задание: «А теперь «рассели» картинки по этажам: на первый этаж помести картинки, в которых звук [л] находится в начале слова, на второй – картинки, в которых звук [л] находится в середине слова. А на третий этаж – картинки со звуком [л] в конце слова».

Упражнение «Живые звуки»

Цели: Формирование навыка фонематического анализа, учить определять заданный звук на фоне слова.

Оборудование: буквы.

Ход: Трое детей выходят к доске, у одного из них - буква А, у другого - буква У, у третьего - И. Педагог называет слово мак - ребенок делает шаг вперед, показывая букву А. Педагог называет слово суп. Второй ребенок встает слева от первого и показывает букву У. Педагог называет слово кит. Третий ребенок встает между детьми. Остальные дети читают, что получилось. (Аиу.) Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир.

Игра «Добавь недостающую букву»

Цель: развитие фонематического синтеза.

Оборудование: фланелеграф; карточки со словами, в которых пропущена одна буква; карточки с буквами Х, Т, К (для 1варианта), З, Г, Р, Н, О, У, П, К (для 2 варианта).

Описание игры:

Вариант 1 На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами: ко…, пу…, ра…, лу…, ро…, ма…, ки…Логопед предлагает детям вставить одну из пропущенных букв – К, Г или Х, используя буквенные карточки.

Вариант 2 На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами: …убы, сы…, ст…л, …арта, ...оза, сло…,т…чка. Логопед предлагает детям вставить одну из двух подходящих букв, представленных на карточках.

 Игра «Отгадай слово»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: рисунок с изображением мяча, иглы, рыбы; гуся, рака, арбуза, черепахи.

Описание игры: логопед предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и прочитать слово по первым буквам изображённых на нём предметов.

Игра «Звуковые облака»

Цель: определение места звуков в слове по отношению к другим звукам.

Оборудование: облака с написанными на них словами, в которых пропущена буква «А»; буквы «А» (в зависимости от количества слогов в слове); фланелеграф.

Описание игры: логопед сообщает детям, что скоро начнётся дождь, но не простой, а звуковой. Вместо обычных капель будут капать капли-звуки, которые нужно вернуть на свои места (назвать получившееся слово). Затем детям предлагается определить, какое место занимает звук [а] в получившихся словах по отношению к другим звукам.

Игра «Сколько кружков – столько слогов»

Цель: определение количества слогов в слове.

Оборудование: рисунок с изображением барабана, самолёта, лука, дома, часов, вазы, телевизора (под каждым предметом нарисован прямоугольник); карандаш.

Описание игры: логопед показывает ребёнку рисунок и просит назвать изображённые на нём предметы. Затем предлагает ему нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько слогов в слове.

Игра «Перед – между – после»

Цель: определение количества, последовательности и места звуков в слове по отношению к другим звукам.

Оборудование: буквы разрезной азбуки («К», «О», «Р», «З», «И», «Н», «А»).

Описание игры: логопед раскладывает перед ребёнком в ряд карточки с буквами и просит назвать их. Затем предлагает ребёнку, не прерывая голоса, прочитать слово. После чего задаёт вопросы: «Сколько всего букв в слове? Сколько звуков? Какой звук в ряду первый, а какой последний? Какой по счёту звук [р]? Какой звук находится между первым и третьим? Назови пятый звук. Какой звук находится перед ним, а какой после него?»

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПОДБОР СЛОВ НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК И С ЗАДАННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗВУКОВ

 Игра «Едем в отпуск»

Цель: развитие фонематических представлений.

Описание игры: логопед предлагает детям представить, что они собираются в отпуск, на море. Затем задаёт вопросы:

 На чём вы поедете? (на машине)

 А полетите на чём? (на самолёте)

 Какой первый звук в слове «машина»?

 Где вы услышали звук [м] в слове самолёт?

 Что вы возьмёте с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м] и [м’] (Дети называют вещи с заданными звуками).

Игра «Подбери слово»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: предметные картинки (стол, сыр).

Описание игры: логопед показывает детям картинку с изображением стола и предлагает назвать её. Затем просит подобрать слова, которые начинаются на последний звук слова «стол». После чего показывает картинку с изображением сыра и предлагает вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр». Затем логопед даёт следующее задание: «Подберите слово, чтобы первый звук был [к], а последний – [ш]. Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м]. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у].

Игра «В магазине».

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов питания (батон, сметана, огурцы, лимон, сыр, лапша, конфеты, колбаса).

Описание игры: логопед предлагает детям отправиться в продуктовый магазин (закрепляет на доске картинки). Просит детей назвать продукты питания, изображённые на картинках. Затем предлагает выбрать те из них, в названии которых пять звуков.

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: кукла Незнайка.

Описание игры: логопед показывает ребёнку куклу Незнайку и говорит, что он написал письмо в стихах своему другу Знайке, но сделал ошибки, и просит ребёнка помочь ему их исправить.

Вариант 1 Логопед: «Незнайка кое-что пропустил в словах, которые он написал. Внимательно послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. Где в словах пропущены эти звуки? Придумай слово, начинающееся на угаданный тобой звук. Придумай слово, начинающееся на последний звук придуманного тобою слова».

- Маша кукле шар (ШАРФ) вязала.

Ей Наташа помогала.

- Серый вол (ВОЛК) голодный, злой

Ходит по лесу зимой.

Вариант 2 Логопед: «Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?»

- Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы (КОСЫ).

- Землю роет старый кот (КРОТ).

Под землёю он живёт.

- В зоопарке живет сон (СЛОН).

Словно дом, огромен он.

- Написал письмо я Знайке,

Но забыл приклеить арки (МАРКИ).

- Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют ушки (ПУШКИ).

- Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче лапу (ЛАМПУ).

Вариант 3 Логопед: «Найди лишние звуки в словах.

Где они стоят?»

- Говорит Володя Коле:

«Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе».

 -В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (КОШКИ).

- Вадик спит и видит слон (СОН),

Что летит в ракете он.

Незнайка благодарит ребёнка за помощь и уходит.

Игра «Словесная цепочка»

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: разрезная азбука.

Описание упражнения: логопед предлагает ребёнку из букв разрезной азбуки составить цепочку слов с оппозиционными звуками. При этом он обращает внимание ребёнка на то, что замена той или иной буквы или слога изменяет смысл слова.

Например: мушка – Муська – мишка – мошка – миска –маска – Машка – кашка – кошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонетико фонематических процессов в онтогенезе

Данные литературных источников показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. В большинстве работ (Гвоздев А. Н. , Кольцова М. М., Левина Р. Е...

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"

Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе и дизонтогенезе.

В представленной презентации рассматриваются особенности формирования фонематических процессов в норме и в патологии....

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирова...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...

Формирование фонематических процессов в онтогенезе

Что же является показателем общей культуры речи? Ответ прост: соответствие речи человека общепринятым произносительным нормам. Это фонетико-фонематическая сторона речи, различать и дифференцировать фо...