"ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ"
план-конспект занятия (средняя группа)

Иванова Наталья Ильинична

Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время., дать представление о характере русского человека., азвивать речевую активность посредством русского народного фольклора,способствовать развитию дружеских отношений между детьми, обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники. прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лавка,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prihodite_v_gosti_k_nam.docx26.63 КБ
PDF icon russkaya_izba.pdf1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Приходите в гости к нам»

для детей средней группы

Цель:

- расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани, как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

- дать представление о характере русского человека.

- развивать речевую активность посредством русского народного фольклора.

- способствовать развитию дружеских отношений между детьми.

- обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники. прялка, рубель, ухват, кочерга, чугунок, веретено, лавка,

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), игровой.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций ос предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике, рисование, на тему народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома,  Городец).

 Материал к занятию: иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации с избами, русскими народными костюмами, оборудование для проведения опытов, предметы быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная), игрушки (дымка, матрешка).

 Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь!

Хочу у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Воспитатель:  Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать?

Так слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Русский народ славен дружбой, силой и отзывчивостью А еще говорят, что он радушный и гостеприимный. Принимали гостей чаем, угощали пирогами. Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай, делали одно дело.

 Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси?

Дети: Избы строились из бревен.

Воспитатель: А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

Дети: Потому что на Руси было много лесов.

Воспитатель: Да, русские избы строились большие и просторные из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо. В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить - голодному не быть» Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы,

Воспитатель: Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса: Кто знает пословицы?

Дети: Где один гриб, там и другой.

Много комаров - готовь короб.

Появились опенки – лето кончилось.

Воспитатель: Даже о детях говорили: «Растут как грибы после дождика».

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси. А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. А уж избы строили большие и просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

Воспитатель: А вы знаете, сколько комнат было в избе?

Как называется самая лучшая комната в избе?  Самая лучшая комната называется – горница. В горнице принимали гостей. Гости входили в избу кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить на лбу. 

Воспитатель: А теперь мои ребятки отгадайте-ка, загадку:

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка », что было главным в избе?

Дети:  Главной была печь.

Воспитатель: В избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Воспитатель: Еще в старину про печку говорили?

       Русской печки нет добрее,

       Всех накормит, обогреет,

       Варежки сушить поможет,

       Деток спать уложит.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

(Проводится дидактическая игра «Вспомни сказку»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи. С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли Баба. Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут. Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

Воспитатель: Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.

Не бык, а бодает,
           Не ест, а еду хватает,
           Что схватит, отдает,
           А сам в угол идет. (Ухват)

Воспитатель: А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.

Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.(Кочерга)

Воспитатель: А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (Чугунок).

Воспитатель: Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи.

Воспитатель: А кто хочет попробовать себя в роли хозяйки и поставить чугунок в печь?(Воспитатель помогает ребенку подцепить ухватом чугунок и поставить его в печку).

Воспитатель: В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали. Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей). Да, правильно. Потому что в старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за стол на лавки. Почему лавки длинные и широкие? (ответы детей). На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.. Еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.

Воспитатель: Гостей угощали пирогами да блинами, гости пили, ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили. Вот и я вас приглашаю хоровод поводить. (Хоровод)

Воспитатель:  Отдохнули, а теперь отгадайте еще одну загадку.

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (Самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме

Воспитатель: А это про что загадка?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (Ложка).

В крестьянской семье  у кажого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.  Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: Дети, посмотрите какой интересный предмет? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Я вам дам подсказку. Для этого вам нужно отгадать еще одну загадку.

«В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним гладь-

Ни морщинки не видать».(Утюг).

Так что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие чугунные утюги.

Воспитатель: Дети, а отгадайте еще одну загадку.

 Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили. (Лапти)

Воспитатель: Посмотрите, как хорошо сохранились лапти и «дошли» до наших дней.

 Из чего плелись лапти?

  Дети: Из лыка.

 Воспитатель: Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку), которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей). С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания.

Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало». (Воспитатель задает вопросы, дети отвечают).

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду и колодца носили, а теперь льется (из водопровода).

Воспитатель: А одевались люди по-особому? Кто расскажет, какую одежду носили на Руси?

Дети: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Обувью в то время были лапти.

Воспитатель: Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Дети: Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?  Одежду шили из льняного и шерстяного полотна. А получали такие полотна с помощью прялки, пряли лен и шерсть   – получали нити. Затем нити  ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили?

Дети: Красками.

Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. Не верите? А сейчас вы сами убедитесь. Будете красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (розовый и желтый) Как, вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху). Молодцы, ребята. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили: «Делу время, а потехе час».  А сейчас, пока наша ткань сохнет, мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

                          А что вы узнали о жизни людей на Руси?

                          Какую одежду носили на Руси?

                          Чем красили полотна для праздничной одежды?

                          Как называлась самая лучшая комната в избе?

Воспитатель: А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Список используемой литературы.

  1. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»
  2. Антонова Л.И. «Мы живем на Волге» Ребенок в детском саду 2004-№6,7
  3. Князева О.Л.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. (Программа)  Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000
  4. Козловская Т. «Живой родник народной культуры» Ребенок  в детском саду. 2001-№5, 2002- №1 (М.А., 2009)
  5.  Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Приходите, в гости к нам"

Этот праздник построен на фольклорном материале и предназначен для детей старшей группы детского сада....

Приходите в гости к нам.

Праздник русского фольклора....

конспект НОД "Приходите в гости к нам"

знакомство с малыми фольклорными формами...

Сценарий праздника на воде « Нептун приходит в гости».

Сценарий праздника на воде для подготовительной группы....

"Приходите в гости к нам!"

Развлечение для детей старшей группы для которых русский язык не является родным....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в первой младшей группе «Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культурыв первой младшей группе«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»...