Конспект "Счет в пределах трёх"
план-конспект занятия (старшая группа)
Закрепить представления о числе 3, о предметном и абстрактном порядковым счёте, о счёте с начала и с конца предметного ряда. дать представление о математических понятиях "порядок", "порядковый", учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом в пределах трёх и называть его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schet_v_predelah_treh_shkola_2100.docx | 66.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Три, трое, третий».
Группа: старшая, дети с нормой и ОВЗ (ЗПР), 25 минут.
Тип НОД: комплексный: повторение, введение нового материала, закрепление материала.
Цели:
– обучающая: закрепить представления о числе 3, о предметном и абстрактном порядковом счете, о счете с начала и с конца предметного ряда, дать представление о математических понятиях «порядок», «порядковый», учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом в пределах трех и называть его;
– развивающая: развивать память, внимание, зрительные ассоциативные связи между цифрой и количеством, между словом и количеством, между словом, цифрой и порядком, формировать учебно-организационные умения (называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом);
– воспитательная: воспитывать навык поисковой социальной коммуникации в ходе работы с информацией, воспитывать умение помогать друг другу при выполнении заданий и давать корректную оценку успешности результатов своего и чужого интеллектуального труда (получилось - не получилось); исправлять допущенные ошибки;
– коррекционная: учить детей с ЗПР ориентировке в задании, планированию и самоконтролю, способствовать повышению познавательной активности, закреплять счетные умения, закреплять представления о размере, количестве, сторонах право-лево, вводить в словарь порядковые числительные.
Материалы к занятию:
– магнитная доска или фланелеграф;
– вырезанные из плотного яркого цветного картона листья разных деревьев (дубовый, березовый, кленовый);
– три плотные картинки с изображением деревьев (дуба, березы, клена);
– плотные карточки с изображением цифр «1», «2», «3»;
– пять разных небольших пластмассовых игрушек;
– раздаточный материал по количеству детей: листы А4 с силуэтным изображением трех деревьев;
– цветные карандаши (желтые, зеленые, красные) в количестве, достаточном на группу.
Для детей с ОВЗ:
– карточки с деревьями и цифрами от 1 до 3;
– шесть красных пластилиновых шариков;
– деревянная трехместная матрешка.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости, воспитатели нашего детского сада. Давайте с ними поздороваемся (Дети: Здравствуйте!)
– Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, что я принесла на наше занятие.
Весною и летом
Зеленого цвета,
А осень пришла –
И их сорвала.
Желтеют, кружАтся,
На землю ложатся,
С земли не встают,
Под снегом уснут.
(Дети: Осенние листья)
– Правильно, молодцы! (Достает вырезанные цветные листья)
– Какие это листья? (Дубовый, березовый, кленовый).
2. Дидактическая игра, подводящая к формулированию темы
Вот осенние листья (показать три листа). Давайте с ним поиграем.
Упражнение «Пересчитай листья».
Воспитатель прикрепляет на доску листочки дуба, березы, клена.
Вопросы:
– Сколько листьев? (Три)
– Какой лист первый? Второй? Третий?
– А теперь угадайте, что мы с вами сегодня будем делать, а я вам подскажу (Вешает карточку с изображением цифры «3»):
– Перед нами — цифра три.
Повнимательней смотри.
Тройка — третий из значков,
Состоит из двух крючков.
– С какой цифрой сегодня мы с вами познакомимся поближе? (Дети: «Три»)
Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):
– Пересчитайте листья по порядку (Один, два, три)
3. Открытие нового знания
– Листья в природе растут где? (Дети: На деревьях)
Дидактическая игра «Какой по порядку?»
Воспитатель прикрепляет на доску 3 картинки с изображением деревьев (дуба, березы, клена).
Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):
Воспитатель просит детей посчитать деревья и назвать их:
– Назовите первое дерево (Береза).
– Назовите второе дерево (Клен).
– Третье дерево (Дуб).
Возвращается к основной группе детей.
– Какое по счету дерево береза? (Первое)
Вешает под картинкой березы карточку с цифрой «1».
Это — цифра единица.
Первой быть она стремится!
Где мы встретим единицы?
Клюв один у каждой птицы,
Хобот у слона один,
Руль один у всех машин,
У Земли Луна одна,
Нам она в ночи видна.
– Какой по счету клен? (Второй)
Вешает под картинкой клена карточку с цифрой «2»
А вот это — цифра два:
Есть и хвост, и голова
С длинной шеей лебединой,
Переходит шея в спину.
Цифра 2 собой гордится,
Две руки — ее сестрицы,
Две ноги — ее братишки.
Знают цифру все детишки.
– Какой по счету дуб? (Третий)
Вешает под картинкой дуба карточку с цифрой «3»
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня,
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
В сказках есть три толстяка,
Три девицы, три сынка,
Срок в три ночи и три дня,
Три желанья у меня,
А в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Затем воспитатель меняет местами деревья:
– А теперь какая по счету береза? А дуб? А клен? (меняет местами цифры под деревьями).
Опять меняет местами и спрашивает:
– Какой по счету клен? А береза? А дуб? (меняет местами цифры под деревьями)
Предлагает детям подойти к фланелеграфу, самостоятельно поменять местами деревья и вслух пересчитать их.
Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):
Дидактическая игра «Подбери листья»
Цель: закрепить количественные представления старших дошкольников с ЗПР, закрепить навык счета.
Демонстрационный материал: карточки с деревьями, с цифрами от 1 до 3, шесть шариков из красного пластилина.
Воспитатель выкладывает перед детьми с ОВЗ карточки, уточняет, что нарисовано на картинках (деревья)
– Ребята, посмотрите на цифры возле каждого дерева. (Раскладывает карточки по порядку, вместе с детьми пересчитывает, указывая на цифру).
– Эти деревья – красивые яблони, а яблок на этих деревьях будет столько, сколько показывает цифра.
– Берем маленький шарик пластилина, прилепляем на крону первого дерева – цифра 1, на дереве 1 яблоко.
Далее берет карточку с цифрой 2. Просит детей украсить дерево яблоками самостоятельно, проговаривает – цифра 2- 2 яблока. Далее дети работают самостоятельно, под контролем воспитателя.
4. Физминутка «Деревья»
Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)
Головами зашумели (Хлопки)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Встали, покачали головой)
5. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)
Дидактическая игра «Магазин игрушек».
На столе несколько (пять или не больше 10) игрушек.
– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?
– Что они там покупают?
– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)
– Сколько игрушек стоит на полке? (Дети считают, 5)
– А теперь я вам предлагаю сосчитать игрушки, начиная с другой стороны! Сколько получилось игрушек? (Игрушек снова 5).
– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.
– Ребята, представьте, что я покупатель и пришла к вам в магазин за игрушками.
– Продайте мне игрушку, которая стоит на первом месте. (Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.)
– Кто догадался – какую?
– Продайте мне игрушку, которая стоит на втором месте..., на третьем.
– А теперь продайте мне игрушку первую с конца...вторую...третью...
Игрушки ставим на место.
– Почему первыми, вторыми и третьими могут быть разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая - на первом месте с другой стороны.)
– Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет. Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова – “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют предметы.
– Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей).
– Правильно, ребята. Порядковый счет помогает определить, какой у нас номер дома, квартиры, места в кинотеатре, автобусе, самолете.
– Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).
– Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.
Показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.
Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):
– Посчитайте игрушки: один, два, три. Мы считали слева. А теперь посчитаем справа. Сколько игрушек получилось? Снова три? Молодцы, правильно. А теперь скажите мне, на каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка...)?
6. Вторичное закрепление
– Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.
– А теперь давайте проверим, как мы усвоили правило.
Воспитатель раздает каждому ребенку листы с силуэтным изображением трех деревьев. По заданию дети должны раскрасить второе дерево в желтый цвет, третье – в зеленый, первое – в красный.
Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):
Дидактическая игра «Что там?»
Цель: учить устанавливать соотношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
Материал: деревянная трехместная матрешка.
– Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
– Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.
– Ребята, сколько здесь матрешек? Правильно, три. Посчитаем их: один, два, три. Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там. Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. Оказывается здесь целых три матрешки (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?
Обращает внимание дошкольников с ЗПР на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.
7. Итог занятия.
– Что нового узнали? Что делали на занятии? Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для формирования элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме "Счёт в пределах трёх"
Занятие - презентация по формированию у детей элементарных математических представление во второй младшей группе с испоьзованием икт - информационных технологий, по теме "Счёт в пределах 3" ...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах трёх»
Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». • Совершенст...
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет «Познавательное развитие» «Счёт в пределах трёх»
Методическая разработканепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» « Счёт в пределах трёх»Группа дошкольного возраста с...
Конспект НОД по ФЭМП "Игрушки -зверушки. Счет в пределах трёх" в средней группе
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Игрушки –зверушки. Счет в пределах трёх».Цель – формировать у детей элементарные математические представления...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Счёт в пределах трёх"
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Счёт в пределах трёх"...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт в пределах трёх»
Конспект занятияпо ФЭМП в средней группе«Счёт в пределах трёх»Цель: познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента.Задачи:Учить...
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет в пределах трёх».
Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет в пределах трёх»....