Статья "Значение детского фольклора для нравственного воспитания детей"
статья
Значение детского фольклора для нравственного воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Значение детского фольклора для нравственного
воспитания детей
Воспитатель Терехова М.Д.
Санкт-Петербург
2022
Значение детского фольклора для нравственного воспитания детей
Огромную роль фольклор играет в воспитании ребенка. Он самым простым и доступным для малышей языком знакомит их с устным народным творчеством – через песенки, стишки, потешки, поговорки, сказки. Учит детей трудолюбию, доброте, заботе, прививает им любовь к животным, к своей родине, к близким людям. Сказки развивают воображение и фантазию ребенка, песни – чувства ритма и память, стихи пополняют словарный запас ребенка.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
Рассмотрим значение лишь некоторых жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами.
В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высоко художественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В русской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами
выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью»
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд.
При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках.
Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации.
Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу - время, потехе - час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»... Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно-эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.
Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона - мать,
чужая - мачеха», «С родной земли - умри не сходи».
Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом, так и лекарок не надо» и т.п.
Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"
Статья обращена прежде всего к педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317536-1382032755.jpg)
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-379768-1389775011.jpg)
Фольклор как средство нравственного воспитания детей
Малые фольклорные жанры: сказки, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки имеют большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Они обучают детей нав...
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-922927-1650968955.jpg)
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-392837-1395558879.jpg)
Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432587-1396776813.jpg)
"Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...