«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
консультация (младшая группа)
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся учёные справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сухомлинский считал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_didakticheskih_igr.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся учёные справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сухомлинский считал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Мы все прекрасно знаем, что игра – это ведущий вид деятельности, но на практике дидактические игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог печален – в образовательном пространстве игра всё больше вытесняется занятиями. Дошкольников всё учат, учат, учат. Но на деле оказалось, что нет игры у дошкольников – нет интереса к учёбе у школьника. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку во взрослой жизни. Игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка. Нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дид. игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дид. игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей». В ряду других способностей сенсорные способности занимают ведущее место. И, конечно, развитие сенсорных способностей и усвоение сенсорных эталонов происходит в детстве, усвоение которых лучше осуществлять через игру. Главная задача в том, чтобы познакомить ребёнка с эталонами. А дети лучше всего учатся различать свойства предметов в процессе действия с ними, т. е. в процессе игры. А дид. игру наилучшим образом можно использовать для получения детьми представлений о сенсорных эталона.
Дети лучше усваивают сенсорные эталоны в дидактических играх, если работа проводится с учётом следующих принципов:
- доброжелательное отношение к детям во время игры. К детям нельзя относиться категорично, постоянно критикуя или делая замечания;
- опираться в работе на индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка;
- от простых игр переходить всё к более сложным;
- необходимо в дидактических играх добиваться точного выполнения правил игры, иначе не будет достигнут нужный результат;
- если дети затрудняются в выполнении правил игры, можно обыграть в сюжете;
- очень помогает в усвоении сенсорных эталонов совместная деятельность воспитателя или родителей сдетьми по изготовлению дидактических игр;
- в играх нужно опираться на знания, полученные на занятиях.
Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме:
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
- совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные;
- дети учатся выделять качества предметов, выделяя их признаки;
- учатся самостоятельно подбирать для себя игру, играть, соблюдая правила
Дидактические игры способствуют развитию когнитивных (обобщающих) структур мозга, благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Всё это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Выпускная квалификационная работа...
Приложение к диплому Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
приложение к Выпускной квалификационной работе...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастасредствами дидактических игр...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....