Занятие «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»
план-конспект занятия (старшая группа)
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ob_gramote.docx | 47.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Форма организации деятельности: путешествие
Возрастная группа: старшая (5.-6 лет)
Зароченцева Ю.А.
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Д/с № 22»
г. Бугуруслан
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||
1. | Ф.И.О. педагога | Зароченцева Ю.А. | |||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||
3. | Вид деятельности детей | Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие. | |||
4. | Форма организации | Путешествие | |||
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Волшебный сундучок Дедушки Грамотея» | |||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- просьба помочь решить проблему. 2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: - решение проблемных ситуаций. - сундучок с письмом от дедушки Граматея; - зеркало, ключик.
- звуко- буквенный анализ слова «Мак»; - штриховка карандашом в тетради. - Игры «Доскажи словечко», «Отгадай действие»; 4.Приемы поддержания интереса у детей: - сундучок с письмом от дедушки Граматея; - зеркало, ключик. - звуко- буквенный анализ слова «Мак»; - дидактические игры « Доскажи словечко» «Отгадай действие», игра «Магазин»; - чередование видов деятельности; - штриховка карандашом в тетради. 5.Приемы оценки и самооценки: - словесное поощрение в ходе ОД; - самоанализ. | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: - дидактические игры « Доскажи словечко», игра «Магазин»; штриховка карандашом в тетради.
| |||
4. | Возрастная группа: | Старшая (5-6 лет) | |||
5. | Цель: | Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии. | |||
6. | Задачи: | -Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. -Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны) - Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь. - Формировать умение делить слова на слоги. - Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его. - Закрепить знание гласных и согласных звуков. - Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений. | |||
7. | Планируемые результаты: | - Ребенок чисто и правильно произносит все звуки; - ребенок может делить на слоги двух и трехслоговые слова, осуществляет звуковой анализ слов; - ребенок определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный, согласный); - ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); - ребенок способен к аргументированным суждениям; - ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных моментах | Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы. | |||
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 25 мин. | ||||
I. | Вводная часть | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей Определение цели | 5 мин. | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Дети заходят в группу и встают полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте! Посмотрите на нас! Мы – ребята, суперкласс! Дружные и смелые, А еще – умелые! Можем многое мы делать, Клеить, резать, лепить, плести, Хорошо себя вести! Посмотрите, вы на нас! Мы – ребята, суперкласс! | |||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри! (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.) Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо: "Дорогие ребята! Дети старшей группы!" Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей. Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе? (Ответы детей.) Воспитатель: А вот и загадки есть в письме: Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий Засмейся - и в ответ Он засмеялся тоже. Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.) Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе? (Ответы детей.) Воспитатель: А вот и загадки есть в письме: Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий Засмейся - и в ответ Он засмеялся тоже. Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.) | |||
II. | Основная часть: | Звуко – буквенный анализ слова «Мак», Игра « Доскажи словечко». Штриховка в тетради, Дидактическая игра « Отгадай действие», Игра «Магазин». | 16 мин. | ||
2.1 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем! Задание №1. Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок? Дети: Мак! Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? Дети: М-м-м Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м... Получается? А что нам мешает? Дети: Губы! Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук? Дети: Согласный! Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак? Дети: М-аааа-к! Звук А! Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть! Дети: А-а-а... Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? Дети: Гласный! Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный! Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик! (Воспитатель вставляет ключик в первый замок.) Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ: Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита. Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание.) Задание №2 Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл... слава. Давайте поможем Дедушке! 1. Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная ... (радуга). 2. Утром дед спросил у внучки: Почему не моешь .... (ручки). 3. Михаил играл в футбол И забил в ворота ...(гол). 4. Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень....( жарко). 5. Где обедал воробей? В зоопарке у .... (зверей). 6. У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ... (лейки). Задание №3. Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать). (Дети справляются с заданием, открывают ключом третий замок.) Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где: Дарит чудеса она В большом ящике живет.... Всем, кто очень любит строить. Побывать в ней детям стоит...(конструктор). (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.) Задание № 4 Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра! Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает. 1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев) 2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.) 3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.) 4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.) 5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.) 6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.) (Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.) Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать: Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет! Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ) | |||
2.2 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Воспитатель: Слушайте последнее - пятое задание! Это игра "Магазин" Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста. А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад. Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука. (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.) После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит! Дети: Это Печенье! Оно в форме букв! Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! | |||
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов НОД | 3 мин. | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем! |
3. ЛИТЕРАТУРА
Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.
Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.
Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
Занятие по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...
Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Волшебный сундучок Деда Грамотея...
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...