Презентация "Социализация детей дошкольного возраста в игре"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная презентация может быть использована педагогами ДОУ как на мероприятиях для специалистов, так и для проведения родительских собраний (в сокращенном или дополненном вариантах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subbotina_socializaciya_syuzhetnaya_rolevaya_igra.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «Социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других — с формированием личности..
Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Сегодня проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных. В связи с внедрением ФГОС ДО в педагогическую практику заметим, что наше государство придает большое значение социально-личностному развитию детей.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В процессе социализации очень важную роль играет ДЕТСКИЙ САД, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ребёнка, организации его психологического состояния, а также преодоление проблем в общении. Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.
СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников . Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Ролевое поведение в процессе социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.
Социальные роли детей дошкольного возраста В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей, ребенок – воспитанник дошкольного учреждения, ребенок может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения.
Программа социализации дошкольника: Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку. Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества. Обсуждение конфликтов. Четкая формулировка правил поведения.
Показатели, способствующие протеканию процесса социализации: Разрешение конфликтных и критических ситуаций; Полоролевое поведение; Самооценка; Самосознание; Усвоение информации.
Социальная зрелость (компетентность) Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Таким образом, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия ; когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.; поведенческий , который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Игровые технологии являются приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка. Основной имитационной социальной средой, дифференцирующей детскую социализацию по гендерной принадлежности, является семья.
Условия социализации Формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Проблемные формы межличностных отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения находятся в тесной взаимосвязи с особенностями воспитания ребёнка в семье.
Воспитание в игре – это своеобразная школа развития социальных навыков у детей-дошкольников. В игре дети научаются жить и действовать сообща, оказывать друг другу помощь, умению учитывать желания и потребности других, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Все это способствует формированию общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, внимания, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в социуме.
Почему игра является социально-педагогическим феноменом культуры общества? Игра – адекватная модель культуры, изменяется, наполняется конкретным социальным содержанием, когда меняется сама культура общества.
Основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста: полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками); способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение); самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли); самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная); усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ДЕТСКОЙ ИГРЫ ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов ; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых ; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного период развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире .
Педагогические приемы с учетом возраста детей по воспитанию культурно-гигиенических навыков: - прямое обучение, - показ, - упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, - сюжетно-ролевая игра , - систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила этикета и гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство .
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КОРОЛЕВА ИГР развивает потенциальные возможности детей; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Консультация для работников дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста «Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...
МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «СОВУШКА»
Подвижная игра «Совушка» предназначена для детей старшей и подготовительной группы ДОУ. Она является аналогом других подвижных игр, таких как: «Море волнуется раз…»...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
Малые Олимпийские игры для детей дошкольного возраста «Весенние игры» прошли в детском саду 9 апреля 2021 года
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к Олимпийским играм, создания условий для сопричастности детей к важнейшим событиям и спортивной жизни Красногорска. Провели ма...
Конспект мастер-класса «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя».
мастер-класс «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя»....