Консультация для педагогов «Общие вопросы методики обучения рассказыванию»
консультация
В консультации даны рекомендации для педагогов в вопросах организации обучения рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rasskazyvaniyu_1.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Консультация для педагогов
на тему
«Общие вопросы методики обучения рассказыванию»
Подготовила:
Алтаева Анастасия Анатольевна,
воспитатель
город Рубцовск, 2018 год
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах организации обучения рассказыванию.
Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения:
- расширяется их кругозор;
- совершенствуются мыслительные операции;
- появляются новые знания и умения;
Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения определены в программе. В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, которые неразрывно связаны со всеми аспектами жизни детей.
Обучая ребёнка рассказыванию т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения.
Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка:
- лексическую,
- грамматическую,
- фонетическую.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях используется различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.
Занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (предметы, игрушки или картинках, которые они видят перед собой); на других – составляют рассказы на темы из личного опыта; на третьих придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Составление разного вида рассказав – наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемыми детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольника.
Основные требования к содержанию и методике проведения занятий различного вида.
Остановимся вначале на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.
В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих.
Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть:
- содержательным,
- интересным,
- лаконичным,
- эмоционально выразительным.
Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводятся два вида таких занятий:
- рассматривание картин с беседой о них
- составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью:
- учатся выслушивать вопросы педагога,
- отвечать на них,
- спрашивают.
Вторые способствуют развитию монологической речи:
- дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Начиная со средней группы в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений.
Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.
Прежде всего воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать.
После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.
По мере того как от занятия к занятию дошкольники все лучше пересказывают литературные произведения, беседы становятся более краткими, сжатыми. Дети хорошо запомнят и передадут текст, если прослушают его два-три раза. Поэтому после первого чтения педагога и беседы, которая закрепляет целостное восприятие литературного произведения, дети повторно слушают рассказ или сказку. Перед повторным чтением воспитатель дает установку на внимательное прослушивание для последующего пересказа.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.
Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.
Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы:
- правильно отражать в речи воспринятое,
- рассказывать с достаточной полнотой и законченностью,
- указывать место и время описываемых событий,
- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи:
- продолжает развиваться умение связно,
- подробно и живо рассказывать об играх,
- прогулках,
- случаи из жизни,
- четко, ясно излагать свои мысли,
- указывать время и место описываемых событий,
- пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.
Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
В подготовительной к школе группе детей обучают творческому рассказыванию.
Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность.
Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Источник:
Короткова Э. П, Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] Короткова Э. П //Пособие для воспитателей дет. сада.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1982-№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...
Консультация "Методика обучения рассказыванию по картине"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов по теме «Методика обучения лепке в каждой возрастной группе»
Методика обучения лепке в каждой возрастной группеЛепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов. Изобразител...
Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...
«Общие вопросы методики обучения рассказыванию»
Повышение компетентности педагогов в вопросах организации обучения рассказыванию....
Консультация для педагогов «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»
Консультация для педагогов «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»...