дидактические игры
картотека (старшая группа)

Лаптева Светлана Ивановна

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» города Анадыря.

 

 

 

 

 

Дидактические игры по краеведению

«Люби и знай свой край родной Чукотский»

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки»  Лаптева С.И.

 

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОДЕНЕМ КУКЛУ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)

Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.

Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.

Описание игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.

Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».

Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».

Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»

Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса».  Или: « Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».

В конце игры подводится итог, анализ.

Указания к проведению игры: Эта игра проводится как самостоятельное занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.

Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.

         Описание:  у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.

После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем  животных.

Предварительная работа: познакомить детей со сказкой  Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры: «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».

Указания к проведению игры: игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.

Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.

Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.

Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась), затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.

Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.

Указания к проведению игры: игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ)

Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:

цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;

ягоды – шикша, голубика, брусника;

растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.

Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.

Материал: гербарий.

Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.

Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:

 

Носит одуванчик

жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное.

После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.

Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)

Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.

Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, сельдятка.

Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – сельдятка, чир, голец.

Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.

Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?

-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим.Или, налим больше, чем голец.)

Указания к проведению игры: сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_region.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» города Анадыря.

Дидактические игры по краеведению

«Люби и знай свой край родной Чукотский»

                         

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки»  Лаптева С.И.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.

«ОДЕНЕМ КУКЛУ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)

Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.

Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.

Описание игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.

Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».

Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».

Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»

Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса».  Или: « Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».

В конце игры подводится итог, анализ.

Указания к проведению игры: Эта игра проводится как самостоятельное занятие.

«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.

Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.

        Описание:  у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.

После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем  животных.

Предварительная работа: познакомить детей со сказкой  Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры: «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».

Указания к проведению игры: игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.

«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)

Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.

Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.

Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.

Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась), затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.

Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.

Указания к проведению игры: игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.

« РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ)

Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:

цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;

ягоды – шикша, голубика, брусника;

растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.

Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.

Материал: гербарий.

Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.

Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:

Носит одуванчик

жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное

Ветерку послушное.

После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.

Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.

«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)

Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.

Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, сельдятка.

Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – сельдятка, чир, голец.

Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.

Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?

-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим.Или, налим больше, чем голец.)

Указания к проведению игры: сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...