дидактические игры
картотека (старшая группа)
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» города Анадыря.
Дидактические игры по краеведению
«Люби и знай свой край родной Чукотский»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки» Лаптева С.И.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)
Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.
Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.
Описание игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.
Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».
Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».
Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»
Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса». Или: « Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».
В конце игры подводится итог, анализ.
Указания к проведению игры: Эта игра проводится как самостоятельное занятие.
«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.
Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.
Описание: у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.
После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем животных.
Предварительная работа: познакомить детей со сказкой Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры: «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».
Указания к проведению игры: игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.
«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.
Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.
Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.
Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась), затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.
Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.
Указания к проведению игры: игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.
« РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ)
Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:
цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;
ягоды – шикша, голубика, брусника;
растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.
Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.
Материал: гербарий.
Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.
Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.
Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.
«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.
Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, сельдятка.
Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – сельдятка, чир, голец.
Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.
Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?
-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим.Или, налим больше, чем голец.)
Указания к проведению игры: сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_region.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушки» города Анадыря.
Дидактические игры по краеведению
«Люби и знай свой край родной Чукотский»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с «Ладушки» Лаптева С.И.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, с любви к природе родного края.
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно использовать в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ)
Цель: учить называть предметы верхней одежды, учить надевать её правильно и последовательно. Воспитывать чувство любви к родному краю. Развивать разговорную речь детей.
Материал: кукла, одежда для куклы: кухлянка, камлейка, шапка, меховые штаны, меховые варежки, торбоса.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картин с изображением взрослых, коренной национальности, рассматривание верхней одежды.
Описание игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Посмотрите ребята, какая красивая кукла. Она хочет погулять, сходить в гости в соседнюю ярангу. Давайте поможем ей одеться, на улице холодно, нужно потеплее одеть Катю». Воспитатель (показывает) надевает на куклу меховые штаны, торбоса, кухлянку, камлейку, шапку и варежки, при этом поясняя, что именно надевает. Просит детей уточнить.
Например: «Саша, что я сейчас надела на Катю?».
Саша: «Вы надели на куклу кухлянку».
Воспитатель: «Пришла Катя в соседнюю ярангу к Тане в гости, Таня приглашает Катю пить чай, но в пологе жарко в верхней одежде. Кто поможет Кате раздеться?»
Воспитатель вызывает 2-3 детей, которые снимают по 1-2 вещи. При этом дети обязательно должны называть, что они снимают. Например: «Снимем торбаса». Или: « Я помогу Кате снять кухлянку и камлейку».
В конце игры подводится итог, анализ.
Указания к проведению игры: Эта игра проводится как самостоятельное занятие.
«НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, узнавать его животный мир, уметь называть характерные признаки животного, развивать речь детей.
Материал: иллюстрации животных: белый медведь, бурый медведь, нерпа, олень, волк, лиса, заяц, морж.
Описание: у воспитателя иллюстрации животных Севера. Показывая каждую иллюстрацию, воспитатель рассказывает о том, кто на ней нарисован. Даёт краткое описание. Например: «- Это белый медведь. Он живёт только на Севере. Он очень большой и красивый. У медведя шерсть белого цвета. Умка хорошо плавает, питается нерпой и рыбой.
После пояснения каждой иллюстрации, воспитатель предлагает детям рассказать об одном из указанных воспитателем животных.
Предварительная работа: познакомить детей со сказкой Ю. Яковлева «Умка», провести подвижные игры: «Полярная сова и евражки»; «Поймай оленя».
Указания к проведению игры: игра проводится как часть занятия по развитию речи и как самостоятельный вид деятельности.
«ЧУКОТСКАЯ ОДЕЖДА»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ)
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, знать и уметь называть одежду людей коренной национальности.
Материал: картинки с чукотской одеждой, комлейка, кухлянка, торбаса, штаны и шапка из оленьего меха.
Предварительная работа: прежде, чем провести эту игру, следует детей познакомить с произведениями чукотских поэтов и писателей. Юрий Рытхэу «Повелитель ветров»; Антонина Кымытваль «Непоседа», в которых рассказывается о жизни и быте чукчей, иллюстрации одежды и обуви.
Описание: у воспитателя иллюстрации свыше перечисленной одеждой. В начале игры воспитатель даёт пояснения к каждому рисунку (если игра проводится впервые или долго не проводилась), затем предлагает одному из детей выбрать любую картинку с одеждой или обувью и рассказать о ней.
Например: - Кухлянка сшита из оленьего меха, очень тёплая, её носят зимой. Камлейка- сшита из материала, надевается на кухлянку, чтобы в неё не набивался снег. Дети, не принимающие непосредственного участия в описании, внимательно следят за рассказом товарища и помогают ему, если он затрудняется.
Указания к проведению игры: игра проводится сначала как самостоятельное занятие, затем как часть занятия по родному языку.
« РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ)
Цель: прививать чувство любви к родному краю, знакомить детей с растительным миром Чукотки, учить группировать:
цветы - одуванчик, колокольчик, полярный мак;
ягоды – шикша, голубика, брусника;
растения – карликовая берёза, ивняк, ягель.
Предварительная работа: во время летних прогулок в распадок, рассмотреть с детьми растения, рассматривание в детском саду гербария.
Материал: гербарий.
Описание: в начале занятия, воспитатель даёт описание каждому растению, затем раздаёт детям по одному листу гербария. Предлагает внимательно рассмотреть их, затем, каждый из детей должен рассказать о своём растении.
Например: - У меня карликовая берёзка, она очень маленькая и листочки у неё маленькие, круглые, зелёного цвета. Мы сорвали берёзку на сопке. Или: - У меня цветок одуванчик. Я знаю про него стихотворение:
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
После того, как каждое из растений будет названо, воспитатель предлагает поднять руки тем, у кого цветы, ягоды, другие растения. В конце подвести итог.
Указания к проведению: игра проводится как самостоятельное занятие.
«КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА РЫБКА?»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ)
Цель: учить детей правильно называть рыб, которые водятся в реках и озёрах нашего края, прививать чувство любви к родному краю, развивать речь. Воспитывать усидчивость. Уметь сравнивать рыб по величине, обозначая сравнения словами – больше, меньше, одинаково по величине.
Материал: рыбы, вырезанные из картона – хариус, чир, голец, налим, сельдятка.
Предварительная работа: рассматривание рыб на картинках, а также, свежемороженых – сельдятка, чир, голец.
Описание: воспитатель: - Дети, представьте, что перед вами большая и красивая река, назовём её Амгуэма. В ней водится много рыбы. Посмотрите на этих рыбок. Какие они все красивые: разного цвета, разной величины.
Например: хариус маленький, серый, а налим большой, с усами. Кто найдёт среди этих рыбок ещё одного хариуса?
-Найдите рыбку такую как у меня. Как она называется? (голец). Если рыбу голец сравнивать по величине с налимом, что можно о них сказать? (голец по величине меньше, чем налим.Или, налим больше, чем голец.)
Указания к проведению игры: сначала игра проводится как составная часть занятия по родному языку и только после того, как дети хорошо усвоят название рыб, можно игру использовать и на занятиях по математике для уточнения величины предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...