Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
проект
Хочу познакомить вас с мои педагогическим опытом работы на тему «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», моя работа направлена на использование воспитателем театрализованных занятий для положительного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mochalova_o.v._86_detsad.pptm | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Малютка» (МБДОУ «Детский сад №86 «Малютка») Автозаводский район, Нижний Новгород Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Тема « Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности » Подготовила: Мочалова Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 86 «Малютка» 2022 год
Условие формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Обмен опытом с коллегами на районном методическом объединении для воспитателей « Влияние театрализованной деятельности на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ». Публикация на персональном сайте https:// nsportal.ru и обмен опытом в сетевом интернет – сообществе https://www.maam.ru В ходе подготовки к реализации данной работы мною были изучены и проанализированы различные виды педагогической деятельности. Так как, именно игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений ( А.В.Запорожец , А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия , Д.Б.Эльконин и др.). Изучение методической литературы по теме: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2016. Изучения опыта работы других ДОО: Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание – 1999. № 11.; Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. // Дошкольное воспитание. - № 5, 2007.- с. 100-103. Использование информационно-коммуникативных технологий , способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой стороны - все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно – ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. В период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Театрализованная деятельность является одним из любимейших занятий детей. С её помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче. Именно поэтому проблему привыкания дошкольника раннего возрасата к условиям детского сада мы считаем особенно актуальной.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили , Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление. В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в группах раннего возраста, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Цель и задачи педагогической деятельности Задачи: Развивать игровые навыки, произвольного поведения; Формировать простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать звукопроизношения сказочных животных); Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях; Создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ; Знакомство родителей со способами применения различных видов игровых форм, методов и приемов развития ребенка, организация на их основе театрализованных игр и игрового взаимодействия с детьми. Цель - использование театрализованной деятельности как средство успешной адаптации в ДОО у детей раннего дошкольного возраста
Ведущая педагогическая идея Использование воспитателем театрализованных занятий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. Использование воспитателем театрализованной деятельности построенной по выявлению организационно-педагогических критериев обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Деятельный аспект личного вклада в образование Изучение методической литературы; Изучение передового педагогического опыта; Разработка перспективного плана по теме «Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста в период адаптации в ДОО» Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет; Обогащение предметно – развивающей среды образовательной области «Художественно-эстетического развития» (театральная деятельность); Этапы работы над темой 1 этап - подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения; Активизировать самостоятельную деятельность детей в театрализованной деятельность в период адаптации; Взаимодействие с родителями (законными представлениями). Анализ и оценка результатов; Публикация отчетов по работе на сайте maam.ru Презентация опыта работы на педагогическом совете для педагогов; Повторный мониторинг адаптации карт; Определение новых перспектив.
Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1-я степень - внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно; 2-я степень - эмоциональные проявления выражены средне (мимика, поза, слова и т.д.); 3-я степень - эмоции выражены сильно (мимика, речь, двигательная активность) Первая степень выраженности обнаружена у 1 (7,14%) ребенка. Вторая степень выраженности – у 10 (71,43%) детей. Третья степень выраженности – у 3 (21,43%) детей. 1 этап. Подготовительный Диагностическое изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 1. Какое настроение преобладает у ребенка? бодрое , уравновешенное – 0% раздражительное , неустойчивое – 79,5% подавленное – 20,5% 9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? Нет / иногда – 100% 2. Как ребенок засыпает? быстро (до 10 мин .) – 23% медленно / спокойно– 15% не спокойно – 62% 10. Как играет Ваш ребенок? умеет играть самостоятельно – 23% не всегда – 59% не играет сам – 18% 3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? дополнительные воздействия лежу рядом, качаю – 15% без дополнительных воздействий – 76% 11. Взаимоотношения со взрослыми: легко идет на контакт – 20,5% избирательно – 70,5% трудно – 9% 4. Какова продолжительность сна ребенка? 2 часа – 82% менее часа – 18% 12. Взаимоотношения с детьми: легко идет на контакт – 70,5% избирательно – 29,5% трудно – 0% 5. Какой аппетит у Вашего ребенка? хороший / избирательный – 12% неустойчивый – 35% плохой – 0% 13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)? да – 59% нет / не всегда – 41%
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Вывод : Родители , пройдя анкетирование и посчитав баллы , могут получить приблизительный прогноз адаптации : если набрано 45-40 балов – ребёнок готов к поступлению в детский сад , если - 39-24 балла - условно готов , если 23-15 баллов - не готов . Анкетирование показало , что 58% - готовы к поступлению в детский сад , 29%- условно готовы , 13% - не готовы. Полученные в результате анкетирования сведения помогают квалифицированно оказать помощь родителям , дети которых испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада , постепенно включить родителей в образовательный процесс. 6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? положительно – 56% не просится, но бывает сухой – 29% не просится и ходит мокрый – 15% 14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? нет /тяжело – 88% перенес разлуку легко – 12% 7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие - 10% нет отрицательных привычек – 90% 15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? Да – 9% Нет - 91% 8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? Да – 89% нет / иногда – 11%
Обогащение развивающей предметно – пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетического развития» (театральная деятельность); Театр би-ба-бо «Репка» Театр на прищепках «Теремок» Театр конусный «Три медведя» Театр пальчиковый «Репка»
Фрагмент. Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми 1,5-2 года в период адаптации Месяц Тема/цель Сентябрь Тема : Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба» , беседа по содержанию сказки. Цели : Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Тема : Игра – драматизация «Курочка Ряба» . Цели : Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру. Октябрь Тема : Разыгрывание спектакля «Репка» . Цели : Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. Тема : Разыгрывание русской народной сказки «Репка» . Элементы костюмов. Цели : Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. Ноябрь Тема : Отгадывание загадки. Имитационные упражнения. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок» . Цели : Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности . Формировать положительное отношение к ней. Тема : Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра . Беседа по содержанию сказки. Цели : Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам» . Декабрь Тема : Драматизация стихов А. Барто «Игрушки» , прибауток. Цели : Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. Тема : Основы актерского мастерства. Цели : Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности . Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.
«Теремок» «Курочка Ряба» «Репка» «Колобок» Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишка- медведь переваливается с ноги на ногу, зайка прячется под кустом). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Курочка Ряба»). Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка»). Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения. 2 этап. Основной
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе , пальчикового театра. Мы используем мини-постановки по текстам потешек , песенок, стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», « Тили-бом », А. Барто «Игрушки», Два веселых гуся.) Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения. Игры -импровизации «Репка»
Приёмы для занятий театрализованной деятельностью с детьми раннего дошкольного возраста Наглядные приёмы Картинки Демонстрация Атрибуты Речевые приёмы Объяснение Беседа Стихотворения и загадки Игровые приёмы
Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования Взаимодействие с родителями (законными представителями) Важным условием данной работы является привлечение родителей: - Видео-консультации для родителей «Театрализованная деятельность, как средство к успешной адаптации», «О видах театра»; -Совместное изготовление игрушек и атрибутов для организации театрализованной деятельности с малышами; - Трансляция через ВКС презентации на тему «Нетрадиционные виды театров и пособий, используемых для театрализованной деятельности» Индивидуальные консультации: Выставка театров разного вида, сделанные своими руками; Изготовление альбомов и т.д.
Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования 3 этап. Заключительный Первая степень выраженности обнаружена у 12 (85,71%) детей. Вторая степень выраженности – у 2 (14,29%) детей. Третья степень выраженности – у 0% детей Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка. Диагностическое изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Сформированы умения передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами; Значительно снизить напряженность острого периода адаптации позволило активное применение театрализованной игры в работе с детьми раннего возраста; Создана положительная эмоциональная среды общения между детьми, родителями и воспитателями; Малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою»; Совместно с родителями в группе усовершенствован уголок театра, пополнен разновидностями театров для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", «Курочка Ряба», «Колобок» и др.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Подобрана с учетом возрастных особенностей картотека театрализованных игр для детей раннего дошкольного возраста 1,5-3 года; Изготовление пальчикового театра, театра рукавичек, кукол би-ба-бо , куклы-топотушки , конусного, плоскостного, театра масок, магнитный театра, костюмов к сказке «Колобок»; Подбор картотек: «Расскажи стихи руками», «Сценарии по театрализованной деятельности для детей раннего возраста», «Театрализованные игры для детей раннего возраста», «Игры – драматизации», «Игры имитации». Составила картотеку игр – забав в адаптационный период для детей раннего возраста, картотеку сценариев по театрализованной деятельности для детей раннего возраста, конспекты театрализованных игр и занятий, игры - имитации для детей раннего возраста; Мною были разработаны рекомендации для родителей «Театрализованная деятельность, как средство к успешной адаптации», «О видах театра»; Родителями были подготовлены/изготовлены декорации, атрибуты, костюмы; Составила п ерспективный план по театрализованной деятельности в группе раннего возраста в период адаптации ; Разработала и реализовала серию проектов «Театр в жизни ребенка», «Мои первые сказки».
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Регулярно размещаю и публикую свои методические разработки в сетевом сообществе и на сайтах http://detsad-kitty.ru/ , https://www.maam.ru/ , http://www.forchel.ru/ , https://nsportal.ru/ . Мастер-класс для педагогов по изготовлению «Ш апочек» (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ »). Открытые мероприятия по обмену опытом педагогической деятельности в ДОУ на тему « Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме « Роль театрализованной деятельности в период адаптации детей раннего возраста ». Открытый показ спектакля для педагогов и воспитанников ДОО в рамках «Недели театра», «Репка». Систематически пополняю предметно пространственную среду для воспитанников в соответствии ФГОС ДО для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОО; Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Литература Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004-Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008 Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005 Доронова Н., Ерофеева Т. И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. М., 2010 Кошманская И.П. «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс». Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во « Аркти », 2007 год. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г Улащенко Н.Б. «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:· Формирование...
Развитие речевых способностей детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
laquo;Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необхо...
Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....