Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
проект

Ольга Владимировна Мочалова

Хочу познакомить вас с мои педагогическим опытом работы на  тему «Успешная  адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», моя работа направлена на использование  воспитателем театрализованных занятий для  положительного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mochalova_o.v._86_detsad.pptm2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИО: Мочалова Ольга Владимировна Место работы: МБДОУ «Детский сад №86 «Малютка» Должность: воспитатель Образование: Нижегородский автомеханический техникум по специальности Производство изделий и покрытий полимерных материалов. Прошла переподготовку в НИРО по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», 2012 год. Стаж педагогической работы: 17 лет Стаж работы в должности: 17 года Мое профессиональное кредо: «Воспитатель- это волшебник, который открывает детям в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников» К. Гельвецкий . Визитная карточка

Слайд 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Малютка» (МБДОУ «Детский сад №86 «Малютка») Автозаводский район, Нижний Новгород Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Тема « Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности » Подготовила: Мочалова Ольга Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 86 «Малютка» 2022 год

Слайд 3

Условие формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Методические условия Организационно-педагогические условия Обмен опытом с коллегами на районном методическом объединении для воспитателей « Влияние театрализованной деятельности на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ». Публикация на персональном сайте https:// nsportal.ru и обмен опытом в сетевом интернет – сообществе https://www.maam.ru В ходе подготовки к реализации данной работы мною были изучены и проанализированы различные виды педагогической деятельности. Так как, именно игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений ( А.В.Запорожец , А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия , Д.Б.Эльконин и др.). Изучение методической литературы по теме: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2016. Изучения опыта работы других ДОО: Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание – 1999. № 11.; Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду. // Дошкольное воспитание. - № 5, 2007.- с. 100-103. Использование информационно-коммуникативных технологий , способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой стороны - все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно – ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. В период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Театрализованная деятельность является одним из любимейших занятий детей. С её помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче. Именно поэтому проблему привыкания дошкольника раннего возрасата к условиям детского сада мы считаем особенно актуальной.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили , Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление. В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в группах раннего возраста, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Задачи: Развивать игровые навыки, произвольного поведения; Формировать простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать звукопроизношения сказочных животных); Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях; Создать условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ; Знакомство родителей со способами применения различных видов игровых форм, методов и приемов развития ребенка, организация на их основе театрализованных игр и игрового взаимодействия с детьми. Цель - использование театрализованной деятельности как средство успешной адаптации в ДОО у детей раннего дошкольного возраста

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Использование воспитателем театрализованных занятий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. Использование воспитателем театрализованной деятельности построенной по выявлению организационно-педагогических критериев обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Слайд 8

Деятельный аспект личного вклада в образование Изучение методической литературы; Изучение передового педагогического опыта; Разработка перспективного плана по теме «Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста в период адаптации в ДОО» Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет; Обогащение предметно – развивающей среды образовательной области «Художественно-эстетического развития» (театральная деятельность); Этапы работы над темой 1 этап - подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения; Активизировать самостоятельную деятельность детей в театрализованной деятельность в период адаптации; Взаимодействие с родителями (законными представлениями). Анализ и оценка результатов; Публикация отчетов по работе на сайте maam.ru Презентация опыта работы на педагогическом совете для педагогов; Повторный мониторинг адаптации карт; Определение новых перспектив.

Слайд 9

Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1-я степень - внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно; 2-я степень - эмоциональные проявления выражены средне (мимика, поза, слова и т.д.); 3-я степень - эмоции выражены сильно (мимика, речь, двигательная активность) Первая степень выраженности обнаружена у 1 (7,14%) ребенка. Вторая степень выраженности – у 10 (71,43%) детей. Третья степень выраженности – у 3 (21,43%) детей. 1 этап. Подготовительный Диагностическое изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ

Слайд 10

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 1. Какое настроение преобладает у ребенка? бодрое , уравновешенное – 0% раздражительное , неустойчивое – 79,5% подавленное – 20,5% 9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? Нет / иногда – 100% 2. Как ребенок засыпает? быстро (до 10 мин .) – 23% медленно / спокойно– 15% не спокойно – 62% 10. Как играет Ваш ребенок? умеет играть самостоятельно – 23% не всегда – 59% не играет сам – 18% 3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? дополнительные воздействия лежу рядом, качаю – 15% без дополнительных воздействий – 76% 11. Взаимоотношения со взрослыми: легко идет на контакт – 20,5% избирательно – 70,5% трудно – 9% 4. Какова продолжительность сна ребенка? 2 часа – 82% менее часа – 18% 12. Взаимоотношения с детьми: легко идет на контакт – 70,5% избирательно – 29,5% трудно – 0% 5. Какой аппетит у Вашего ребенка? хороший / избирательный – 12% неустойчивый – 35% плохой – 0% 13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)? да – 59% нет / не всегда – 41%

Слайд 11

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Вывод : Родители , пройдя анкетирование и посчитав баллы , могут получить приблизительный прогноз адаптации : если набрано 45-40 балов – ребёнок готов к поступлению в детский сад , если - 39-24 балла - условно готов , если 23-15 баллов - не готов . Анкетирование показало , что 58% - готовы к поступлению в детский сад , 29%- условно готовы , 13% - не готовы. Полученные в результате анкетирования сведения помогают квалифицированно оказать помощь родителям , дети которых испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада , постепенно включить родителей в образовательный процесс. 6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? положительно – 56% не просится, но бывает сухой – 29% не просится и ходит мокрый – 15% 14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? нет /тяжело – 88% перенес разлуку легко – 12% 7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие - 10% нет отрицательных привычек – 90% 15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? Да – 9% Нет - 91% 8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? Да – 89% нет / иногда – 11%

Слайд 12

Обогащение развивающей предметно – пространственной среды образовательной области «Художественно-эстетического развития» (театральная деятельность); Театр би-ба-бо «Репка» Театр на прищепках «Теремок» Театр конусный «Три медведя» Театр пальчиковый «Репка»

Слайд 13

Фрагмент. Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми 1,5-2 года в период адаптации Месяц Тема/цель Сентябрь Тема : Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба» , беседа по содержанию сказки. Цели : Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Тема : Игра – драматизация «Курочка Ряба» . Цели : Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру. Октябрь Тема : Разыгрывание спектакля «Репка» . Цели : Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Продолжать знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. Тема : Разыгрывание русской народной сказки «Репка» . Элементы костюмов. Цели : Развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Побуждать детей активно включаться в игру – драматизацию. Ноябрь Тема : Отгадывание загадки. Имитационные упражнения. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок» . Цели : Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности . Формировать положительное отношение к ней. Тема : Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра . Беседа по содержанию сказки. Цели : Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам» . Декабрь Тема : Драматизация стихов А. Барто «Игрушки» , прибауток. Цели : Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. Тема : Основы актерского мастерства. Цели : Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности . Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.

Слайд 14

«Теремок» «Курочка Ряба» «Репка» «Колобок» Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишка- медведь переваливается с ноги на ногу, зайка прячется под кустом). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Курочка Ряба»). Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка»). Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения. 2 этап. Основной

Слайд 15

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе , пальчикового театра. Мы используем мини-постановки по текстам потешек , песенок, стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», « Тили-бом », А. Барто «Игрушки», Два веселых гуся.) Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: театрализованная деятельность направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения. Игры -импровизации «Репка»

Слайд 16

Приёмы для занятий театрализованной деятельностью с детьми раннего дошкольного возраста Наглядные приёмы Картинки Демонстрация Атрибуты Речевые приёмы Объяснение Беседа Стихотворения и загадки Игровые приёмы

Слайд 17

Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования Взаимодействие с родителями (законными представителями) Важным условием данной работы является привлечение родителей: - Видео-консультации для родителей «Театрализованная деятельность, как средство к успешной адаптации», «О видах театра»; -Совместное изготовление игрушек и атрибутов для организации театрализованной деятельности с малышами; - Трансляция через ВКС презентации на тему «Нетрадиционные виды театров и пособий, используемых для театрализованной деятельности» Индивидуальные консультации: Выставка театров разного вида, сделанные своими руками; Изготовление альбомов и т.д.

Слайд 18

Деятельный аспект личного вклада педагога в развитие образования 3 этап. Заключительный Первая степень выраженности обнаружена у 12 (85,71%) детей. Вторая степень выраженности – у 2 (14,29%) детей. Третья степень выраженности – у 0% детей Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка. Диагностическое изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ

Слайд 19

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Сформированы умения передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами; Значительно снизить напряженность острого периода адаптации позволило активное применение театрализованной игры в работе с детьми раннего возраста; Создана положительная эмоциональная среды общения между детьми, родителями и воспитателями; Малыши стали меньше плакать, с удовольствием приходят в группу, берут игрушки и самостоятельно играют в сказку, порой даже с помощью имеющихся кукол – героев одной сказки, придумывают «свою»; Совместно с родителями в группе усовершенствован уголок театра, пополнен разновидностями театров для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", «Курочка Ряба», «Колобок» и др.

Слайд 20

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Подобрана с учетом возрастных особенностей картотека театрализованных игр для детей раннего дошкольного возраста 1,5-3 года; Изготовление пальчикового театра, театра рукавичек, кукол би-ба-бо , куклы-топотушки , конусного, плоскостного, театра масок, магнитный театра, костюмов к сказке «Колобок»; Подбор картотек: «Расскажи стихи руками», «Сценарии по театрализованной деятельности для детей раннего возраста», «Театрализованные игры для детей раннего возраста», «Игры – драматизации», «Игры имитации». Составила картотеку игр – забав в адаптационный период для детей раннего возраста, картотеку сценариев по театрализованной деятельности для детей раннего возраста, конспекты театрализованных игр и занятий, игры - имитации для детей раннего возраста; Мною были разработаны рекомендации для родителей «Театрализованная деятельность, как средство к успешной адаптации», «О видах театра»; Родителями были подготовлены/изготовлены декорации, атрибуты, костюмы; Составила п ерспективный план по театрализованной деятельности в группе раннего возраста в период адаптации ; Разработала и реализовала серию проектов «Театр в жизни ребенка», «Мои первые сказки».

Слайд 21

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Регулярно размещаю и публикую свои методические разработки в сетевом сообществе и на сайтах http://detsad-kitty.ru/ , https://www.maam.ru/ , http://www.forchel.ru/ , https://nsportal.ru/ . Мастер-класс для педагогов по изготовлению «Ш апочек» (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ »). Открытые мероприятия по обмену опытом педагогической деятельности в ДОУ на тему « Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме « Роль театрализованной деятельности в период адаптации детей раннего возраста ». Открытый показ спектакля для педагогов и воспитанников ДОО в рамках «Недели театра», «Репка». Систематически пополняю предметно пространственную среду для воспитанников в соответствии ФГОС ДО для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОО; Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

Слайд 22

Литература Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004-Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008 Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005 Доронова Н., Ерофеева Т. И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. М., 2010 Кошманская И.П. «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс». Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во « Аркти », 2007 год. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г Улащенко Н.Б. «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Развитие речевых способностей детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

laquo;Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необхо...

Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....