Блокада Ленинграда.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

маслова оксана васильевна

Конспект к занятию "Блокада Ленинграда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы  (с презентацией) «Блокада Ленинграда»

с детьми подготовительного к школе возраста .

          Цель. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задача. Сформировать представление о блокадном Ленинграде.

Материалы и оборудование: слайды с изображениями эпизодов Великой Отечественной войны 1941-1945гг., блокадного Ленинграда; аудиозаписи музыкального сопровождения; звуковоспроизводящая аппаратура, видео-файл салюта.

Ход презентации:

Звучит звукозапись песни « Вечный огонь» (« От героев былых времен»)

( муз. Ф. Хозака, сл. Е.Агроновича) (из кинофильма «Офицеры»).

Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.  Фашистское командование разработало план захвата советской территории под названием «Барборос». За 3-4 месяца они хотели захватить большую часть нашей страны, уничтожить значительную часть населения. Один из основных ударов они направили на Ленинград с целью полностью уничтожить город (стереть его с лица земли).

Но жители мужественно обороняли свой город. (слайд 2,3 ). Мужчины и вчерашние школьники стали солдатами, создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг  города. (слайд 4). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город.  Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Фашисты решили уничтожить город , стереть его с лица земли , уничтожить ленинградцев. (слайд 5,6).

Какое – то время ещё работали школы. Дети сидели в пальто и шапках в  нетопленном  классе, голодные. Электричества  уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк. (слайд 7).

Были введены продовольственные карточки. Только по ним можно было получить свой кусок хлеба и немного крупы. (слайд 8).

С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки,   все остальные  — по 200 г. (слайд 9).

С 20 ноября 1941 года нормы на хлеб стали совсем низкие : рабочие в день получали 250 граммов хлеба , а дети и служащие  по 125  граммов хлеба. (слайд 10).

Наступил голод ! Люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб содержал лишь немного муки. (слайд 11)

Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. (слайд 12 ).

Жители, истощённые голодом, обессилившие , жили зимой в холодных квартирах с выбитыми стёклами, за водой ходили к реке Неве. (слайд 13).

В связи с прекращением связи с Большой землей, особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни", по ней из города в тыл страны начали вывозить жителей (началась эвакуация мирных жителей). (слайд 14)

 Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду.

 Первыми по льду пошли конные обозы с хлебом. (слайд 15)

А когда лед стал толще, продукты повезли на грузовиках. (слайд 16). На обратном пути из города на машинах вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули.

Игра « Пройти через болото»

Игрокам предлагается перебраться через «болото» по «кочкам» (обручи), взять «снаряды» (шишки) и вернуться обратно. Игрок не должен наступать на «торфяные кочки» (обручи красного цвета), которые могут в любой момент «вспыхнуть». Игрок, который вступил в обруч красного цвета, считается раненым, и санитары накладывают  бинт на « рану».

 К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. (слайд 17, 18) . И наконец настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. Утром 18 января 1943 года блокада была прорвана! (слайд 19).

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат. (слайд 20).

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой! Тысяча ленинградцев и воинов Ленинградского фронта похоронены на Пискаревском кладбище. (слайд 21 ). 9 мая 1960 года на мемориальном Пискаревском кладбище был открыт архитектурно-скульптурный комплекс, центром которого является скульптура «Мать-Родина».

         29 октября 1966 года был открыт мемориал, посвященный прорыву блокады «Разорванное кольцо» , расположенный на западном берегу Ладожского озера.

(слайд 22).

И на Пискаревский мемориал, и к «Разорванному кольцу» каждый год приезжают тысячи людей вспомнить подвиг воинов, защищавших наш город и мирных жителей Ленинграда , погибших в этой страшной блокаде.

Давайте и мы с вами вспомним и почитаем стихи о блокаде Ленинграда. (дети читают стихи).

Воспитатель:

 Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

 В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил. (слайд 23)

Демонстрация короткого видео салюта 27 января 1944 года в Ленинграде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...