"Сюжетно-ролевая игра в гендерном воспитании дошкольников"
консультация
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В методической разработке представлены варианты сюжетно-ролевых игр для детей разного возраста; даны рекомендации по развёртыванию игры так, чтобы дети постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_v_gendernom_vospitanii_doshkolnikov.ppt | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра способствует и дифференциации гендерных стереотипов. Мальчики проявляют себя физически активными, отважными, сильными. Девочки демонстрируют мягкость, отзывчивость, кокетливость. Проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании в игре атрибутов, символов, игрушек.
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно: 1. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля. 2. В игре формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание. 3. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действие и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр.
Успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ, несомненно, зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому: 1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми дает ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками. 3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.
4. Если игра «затухает», педагог разнообразит ее новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребенка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи.
При организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее: Необходимо избегать шаблонных действий и реплик. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями. Действие ребенка в игре подобны действиям режиссера: ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится озвучкой того, что происходит.
Сюжетно-ролевые игры по гендерному воспитанию Младший дошкольный возраст «Прием гостей» Приемы вовлечения детей в игру: Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. « Кукла заболела» Приемы вовлечения детей в игру: Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.
«Семья переезжает в новую квартиру» Приемы вовлечения детей в игру: В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.
«Поездка на автобусе» Приемы вовлечения детей в игру: Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!
«Перерыв на обед» Приемы вовлечения детей в игру: Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. «Причешем куклу» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»
Средний дошкольный возраст «День рождение куклы» Приемы вовлечения детей в игру: У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? «Купим одежду кукле» Приемы вовлечения детей в игру: Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. «На бензозаправке» Приемы вовлечения детей в игру: Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.
«Новые прически» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.
«Мы едем, едем, едем… » Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики – «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки – «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора.
«Игрушки заболели» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении.
«Непредвиденная дорожная ситуация» Приемы вовлечения детей в игру: На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.
Старший дошкольный возраст «Семья» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
«В кафе» Приемы вовлечения детей в игру: В гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
«Космонавты» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
«На дорогах города» Приемы вовлечения детей в игру: Детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
«Стройка» (для мальчиков) Приемы вовлечения детей в игру: -Ребята, у нас в группе живёт много кукол. Но у них нет своего дома. А как сделать так, чтобы у них был свой дом? (построить). А кто строит дома? (строители). - Давайте построим нашим куклам дом. Но для того, чтобы начать строительство, нам нужны стройматериалы. Какие материалы нужны для строительства? (кирпичи, бетон, цемент). -На чём можно привезти эти материалы? (на самосвале, бетономешалке). Давайте выберем водителей для этих машин и пусть они начинают всё привозить. -Теперь можно начинать строительство. Для того, чтобы возводить стены, нам нужны каменщики. Сейчас самосвалы разгрузят кирпичи (кубики) и можно начинать строить. Давайте решим, кто будет строителем. Выбирают строителей. Возводят постройку. -Какой большой и красивый дом мы построили! Куклам будет удобно и весело в новом доме. А пока вы строили дом, наши куклы готовились к новоселью и готовили праздничный обед!
«Праздничный обед» (для девочек) Приемы вовлечения детей в игру: -Девочки, идёт строительство дома для ваших кукол. После окончания строительства надо устроить для всех праздник въезда в новый дом. Как он называется? (новоселье). -Давайте приготовим праздничный обед. Что для этого нужно? (посуда, варочная плита, чайник). -Для начала приготовим первое блюдо. Что приготовим? (борщ, суп). Какая посуда нужна для этого? (кастрюля). Что будем готовить на второе? (котлеты). Какая посуда нужна для этого? (сковородка). Чем будем запивать? (чаем). В чём нужно заварить чай? (в чайнике). -Теперь нужно красиво накрыть на стол. Как сделать стол нарядным? (постелить скатерть, положить салфетки). Давайте правильно сервируем стол. Для супа какую посуду поставим? (глубокую тарелку и ложку). А для второго блюда (мелкую тарелку и вилку). А для чая? (чашку, блюдце, чайную ложку). -Ну что ж, стол накрыт, обед готов. Можно звать гостей на новоселье. Девочки, пригласите мальчиков на обед, ведь они старались, строили дом для ваших кукол.
«Правила движения» Приемы вовлечения детей в игру: Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты и пешеходы. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. Мальчик – заправщики, девочки – продавцы, кассиры.
«Мы – спортсмены» Приемы вовлечения детей в игру: Воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при сопровождении педагогом, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие дошкольника. Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет отличаться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех моделей поведения взрослых (женщин и мужчин), с которыми дети постоянно сталкивается в семье. Поэтому в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Подготовила : старший методист С.Л. Головорушко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по гендерному воспитанию дошкольников
краткая типизация игр по гендерному воспитанию в ДОУ с непосредственным перечнем игр....
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников Задачи: - Раскрыть связь понятий ...
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...
Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников.
laquo; Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». ...
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»муниципального автономного дошкольного образовательного уч...
СМОТР - КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»
СМОТР - КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»...
Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников» 2020год
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество педагогов....