Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Давыденко Елена Анатольевна

Представлен цикл опытов с детьми по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста.

     Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов.

     Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Волшебница – вода.

Опыт 1. «Вода прозрачная».

     Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

     Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

     Предложите детям попробовать через соломинку воду.

     Вопрос: Есть ли у неё вкус?

     Очень часто дети убеждённо говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

     А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.

Опыт 3. «Вода – жидкая, может течь».

     Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

     Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 4. «В воде одни вещества растворяются,

другие не растворяются».

     Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмём другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

     В аквариум на мы кладём песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

     Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребёнка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 5. «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».

     Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая.

     В реках, озёрах, морях вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живёт меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из – под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар.

     В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 6. «Как выйти сухим из воды».

     Сомни бумагу и положи её на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

Опыт 7. «Поверхностное натяжение воды».

     Баночка доверху наполнена водой. Что произойдёт, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельётся через край, лишь её поверхность слегка изогнётся.

Опыт 8.

     Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики – капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Опыт 9. «Замёрзшая вода двигает камни».

     Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширятся. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.

Воздух – невидимка.

Опыт 1. «Воздух».

     Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «Пузырьки воздуха».

     Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3. «Ветер».  

     Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или лёгкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – тёплый или холодный? Тёплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а тёплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 4. «Буря».

     Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 5. «Ветер – это движение воздуха».

     Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Опыт 6. «Ветер».

     А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни?

Опыт 7. «Гром и молния».

     Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с её родственницей. Опыт проводить в тёмной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем – нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.

Опыт 8. «Живая змея».

     Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь её над кастрюлей с горячей водой. Змея начинает подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт 9. «Воздух имеет вес».

     Положите на чашу весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 10. «Воздух занимает место».

     Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не даёт воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.

Что у нас под ногами.

Опыт 1. «Сыпучий песок».

     Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

Опыт 2. «Песок может двигаться».

     Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Опыт 3. «Своды и тоннели».

     Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в неё карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 4. «Как передвигается вода в почве».

     Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы.

Опыт 5.

     Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется – песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 6.

     Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.

Опыт 7.

     Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 8.

     Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску – червячка слепить нельзя, а шарики получаются не прочные. Если шарики всё – таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками – делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или влажного? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что если налить много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша – малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья зна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...