Сообщение: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
консультация
Чув Чувства Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie._orehova_e.s.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
_____________________________________________________________
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.,
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru
Муниципальная дистанционная педагогическая конференция
«Духовно-нравственные проблемы современного общества России»
Сообщение на тему:
«Духовно-нравственное воспитание детей в семье»
Воспитатель:
Орехова Екатерина Сергеевна
Электрогорск
2020 г.
Что же мы имеем ввиду под духовно-нравственно воспитанием?
Это, прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".
Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. В нашем саду (МДОУ №35 «Ёлочка») уделяется большое внимание духовно-нравственному развитию в семье.
Чувства Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет, и чтобы дать родителям и детям возможность поделиться своими знаниями и опытом, в нашем саду организовываются выставки: «Мамина (папина) профессия»; «Труд на даче, на огороде», «Мамин помощник» и т.п.; выставки рисунков детей и их родителей на тему: «Моя мама»; «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа», «День Победы», «Новый год», «Весна» и т.п. Все эти творческие задания дают родителям возможность вместе с ребенком поговорить и обсудить данную тему.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить и т.д.).
Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - "ласкают" котенка, срывают веточки и листочки у деревьев и кустиков и пр.). Поэтому уделяется большое внимание этому в нашем саду. Родителей привлекаем к посадке огорода, сбора листиков, поливке цветов на участке группы, посадке деревьев вместе с детьми.
Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами мораль, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания. Кладовая мировой детской литературы полна разных, интересных, оригинальных произведений, перечитать которые все в детском саду, где планируется еще много образовательных занятий, совершенно невозможно.
Первую группу составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - это колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защищать малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились на распев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства, как в условиях детского сада, так и в семье.
Вторая группа произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки такие, как - "Репка", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок", песенки "Где был Иванушка?" и т.п.
Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестованному и потешному фольклору. В целом выбор произведений полагается осуществлять с учетом интересов конкретных детей. Однако в общем объеме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности. Родителям и детям в нашем саду предлагается оформить выставку рисунков по любимым сказкам, где в совместном художественном творчестве можно выразить любовь к литературе.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств.
Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
- беседы, родительские собрания;
- консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома» и т.п.;
- совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки», рисунки на различные темы;
- совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
- досуги, праздники: «Праздник осени», «8 марта», «23 февраля», «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты», «Новый год»;
- в саду организуется день открытых дверей по тематике «Город ремесленников».
- поручения родителям (починить, постирать и т.д.).
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.
Также пропагандируются знания о духовно – нравственном воспитании через систему наглядной агитации:
Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.
Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В коридорах групп оформляются "Уголки для родителей", помещаются консультативные материалы и различная информация.
Список литературы:
- Артемова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2012 - №7.
- И.В. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Мозаика-синтез, Москва, 2008.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Воспитание детей в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании.
Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:...
Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"
Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...
Презентация "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"
Данная презентация поможет воспитателям более ярко и достоверно раскрыть для родителей тему: "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания с...
Сообщение "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"
Городская заочная конференция "Роль педагога в развитии духовно-нравственной культуры личности ребенка" сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей в семье"...
Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...
Консультация для родителей, детей раннего возраста, из цикла «Экологическое воспитание детей в семье» на тему: «Осень»
Консультация для родителей детей раннего возраста по экологии....