Проект "Жаворонки"
проект (старшая группа)
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство и участие в русских народных праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhavoronki.docx | 123.32 КБ |
prezentatsiya_k_proektu_zhavoronki.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Жаворонки»
Подготовила:
Музыкальный руководитель высшей категории
МДОБУ д/с «Светлячок»
Грешнякова Наталья Ивановна
Проект «Жаворонки»
Автор: Грешнякова Наталья Ивановна.
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность: краткосрочный (с 15.03. 2022 по 22.03. 2022г.)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Само реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор- считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство и участие в русских народных праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Предполагаемый результат:
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
- пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
- доброжелательные отношения между детьми;
- высокий уровень нравственных качеств личности детей;
Принципы реализации проекта
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.
Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.
Этапы проведения проекта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
15.03.22 | Определить проблему, выбрать тему, определить цель проекта, определить задачи проекта. Беседа «Жаворонки» | Вхождение в проблему. Знакомство с праздником «Жаворонки». | Предложить родителям оказать помощь детям в реализации проекта. |
16.03.22 | Просмотр презентации « Русский народный костюм». | Знакомство с русскими народными традициями и праздниками. | Родителям изготовить элементы русского народного костюма. |
17.03.22 | Разучивание игр, хороводов. | Знакомство с русскими народными играми. Разучивание пословиц, потешек, закличек. | Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми. |
21.03.22 | Беседа о традиции печь жаворонков. | Вместе с детьми изготовить и испечь жаворонков. | Предложить родителям испечь жаворонков вместе с детьми. |
22.03.22 | Развлечение «Жаворонки прилетели» | Принимать активное участие в развлечении, играх, хороводах. |
Ресурсное обеспечение. Аудиозаписи. Пособия к играм: платочки, ленточки, колокольчик.
Форма презентации. Развлечение «Жаворонки прилетели»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЖАВОРОНКИ – беседа.
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день первые птицы возвращаются и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома – улетела белобока в чащи лесные. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле. На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну.
Поговорки.
Сколько проталинок, столько жаворонков.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!
Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!
Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!
Приметы.
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.
Ранний прилет журавлей – к ранней весне.
Журавль прилетит на наст – к неурожаю.
Заклички.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.
Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха. Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморили.
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных. Детские воспоминания всегда образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся ощущения, связанные с веснянками-закличками. А вкус и запах весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.
Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!
Сценарий развлечения: «Жаворонки прилетели»
Цели:
-Познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
-Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах.
-Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.
-Активизировать словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья». Фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».
-Упражнять детей в звукоподражании.
-Формировать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.
Ход развлечения.
Ведущий:
— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
— Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Игра «Золотые ворота»
Вед. Идет матушка-весна
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.
В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».
Вед. Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Дети: Жаворонок, прилети,
Студену зиму унеси!
Жаворонок, принеси
Весну - красну на своем хвосту!
Жавороноки, летите в поле,
Несите здоровье.
Вед. Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
Вед. Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.
Загадывает загадки:
— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)
— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Вед. Хоровод-игра «Ручеёк».
Вед. А сейчас мы спляшем. Будет праздник краше.
Хоровод «Веснянка»
Вед. Молодцы ребята. А сейчас мы пойдём в группу и будем пить чай с печеньем «Жаворонки», которые вы сами изготовили. Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тесто готово и мы готовы!
Приступаем к работе
Подготовка к выпечке.
Жаворонки готовы!
Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Золотые ворота»
Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Жаворонок»
Пока жаворонки выпекаются мы развлекаемся. Игра «Ручеёк»
Жаворонки готовы !
Пора раздавать жаворонков !
Пора раздавать жаворонков !
Испеките жаворонков, чтобы и у вас в доме поселилось счастье! Угощайтесь!
Спасибо за внимание!