Консультация для педагогов по теме: «Русская народная мудрость о воспитании.»
консультация

Савельева Надежда Михайловна

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад» № 1 «Родничок» п. Новоорск

Новоорского района Оренбургской области

Консультация для педагогов

по теме:

 «Русская народная мудрость о воспитании.»

Подготовила:

Педагог-психолог

Савельева Н.М.

п. Новоорск

2021 г.

«Русская народная мудрость о воспитании».

Консультация для педагогов.

Народная педагогика - ее сущность

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. 
Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга 
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. 
Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. 
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. 
В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание. 
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли - полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом : Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе. Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда. 
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом если. Казахи считают Если возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний. Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : Если посеял просо, не жди пшеницы. 
Распространённым методом народной педагогики является приучение. Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением, - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать спасибо за услуги взрослым, доброе утро, добрый день родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия. 
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и

потребность руководствоваться им. 

Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: Дети и боги любят бывать там, где их хвалят. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами молодец, хорошо, очень хорошо. При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: Ничего, Ладно, сойдёт, но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность. 
Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей 
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было 
родительское благославление. Пусть будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих , - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения. 
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как бесценное богатство  человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.

Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. 
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные 
сказки по существу стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи
Народное воспитание - это общественное воспитание.

Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания. 
По мере взросления ребенок, вращается среди взрослых, постоянно слыша ласковые слова. В русской семье - это были либо ласковые имена, либо нежные прилагательные, либо ласкательные существительные.

«Русская народная мудрость о воспитании».

Консультация для родителей дошкольников.

Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Ещё 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказывать детям сказки, петь былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода заповеди, которые чтил народ. Пение былин и сказывание сказок, пословиц и поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания –мудрость воспитанияНарод –величайший педагог—мыслитель. Педагог—практик.

На извечный вопрос «Для чего надо воспитывать детей-народ отвечал:»Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми.» .» Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребёнок, а и в том, чтобы была «полна горница детей» «Один сын --не сын, два сына-полсына, а три сына --целый сын». Счастье родителей и счастье детей—нерасторжимые судьбы. «Добрые дети—делу венец, а плохие дети—дому конец». Точнее и ярче не скажешь. Но этим не ограничивается народная мудрость о воспитании детей. Счастье и горе, изматывающий труд и отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, муки усталости и вечное самопожертвование—всё это сливается в родительском предназначении«Маленькие детки тяжелы на коленях, а большие на сердце».«Маленькие детки спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь». Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание—одна из непреходящих ценностей. «Человек без воспитания- тело без души»«Дитятко—это тесто, как замесил, таким и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитыватьнарод рассматривал как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил». «Не чванься отцом—хвались сыном молодцом». Сложность и трудность воспитания народ отразил в многочисленных пословицах и поговорках«Умел дитя родить—умей и научить»«Кому дитя родить, тому и вскормить». Извечный и основной вопрос воспитания: каким и кем будет сын или дочь?. Прежде всего «каким», а потом «кем». «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься».

Воспитание детей следует начинать как можно раньше, учитывая возрастные особенности ребёнка. «Гни дерево пока гнётся, учи дитя пока слушается»«Ум придёт, да пора пройдёт» Народ подметил немаловажную роль наследственного фактора«От плохого семени не жди доброго племени». «Какие корешки—такие и ветки, какие родители- такие и детки», «Яблоко от яблони недалеко падает»Какие же качества выше всего ценил русский народ в человеке? На первое место ставилось здоровье. «Здоровье всему голова»«Было бы здоровье, а остальное будет»Народная мудрость щедра на добрые советы как сохранить и укрепить здоровье«Умеренность—мать здоровья»«Курить—здоровью вредить»«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»«Живи умом и лекарств не надобно». А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку:«Мир освещается солнцем, а человек знанием»«Знания—половина ума»,«Ученье—лучше богатства»«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Первыми воспитателями народ извечно считал родителей. Пример родителей --лучшая школа для детей. «Возле батьки, матки учатся дитятки»,«Родители трудолюбивы-- и дети не ленивы»Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании«Материнская ласка конца не знает»«Где в семье лад, там и ребят хорошо растят».

Одна из прекрасных традиций—обязанность родителей воспитывать своих детей. С другой стороны—долг детей перед родителями«Кто родителей почитает, тот век не погибает»«Оскорбивший отца и мать презирает народ». Как святыню следует чтить родную мать, ибо мы все её вечные должники. Ничем не вознаградить её самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней. Необходимо отметить ещё один аспект русской народной педагогики. Речь идёт о самовоспитанииНарод об этом никогда не забывал«Кто как себя поведёт, такая слава и пойдёт»«Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт»

Так что, уважаемые родителивоспитывайте своих детей и занимайтесь самовоспитанием. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому--родители пример ему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для родителей на тему: "Русская мудрость о воспитании"

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Консультация для педагогов на тему: " Русский народный праздник Красная горка"

Материал кратко знакомит педагогов с особенностями празднования Красной горки....

Консультация для родителей: Тема: «Русская народная мудрость о воспитании»

Консультация о влиянии устного народного творчества на воспитание дошкольника...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Средств для формирования у дошкольников духовно-нравственных принципов множество. Имея опыт работы с детьми дошкольного возраста, считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания...