Трудовое воспитание в ДОУ как средство всестороннего развития личности
презентация

Ступакова Валентина Ивановна

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитние  - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, глвной целью которого является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Поэтому  процесс приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а, прежде всего, как средство  развития личностных качеств и формирование общих умений дошкольников. Презентация может помочь воспиттелям организовать работу по трудовому воспитанию в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 Приморского района Санкт-Петербурга Подготовила: Ступакова В.И., старший воспитатель 2022

Слайд 2

ТРУД это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей , психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам . В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе ДОУ главной целью которого является ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (ФГОС ДО, ОО «Социально-коммуникативное развитие) ЗАДАЧИ : ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В АСПЕКТЕ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА Развитие творческой инициативы , способности самостоятельно себя реализовать в различных видах Воспитания трудолюбия Воспитание положительных взаимоотношений между детьми Формирование трудовых навыков Формирование компонентов деятельности Формирование общественных мотивов труда Формирование интереса к труду взрослых воспитание ценностного отношения к своему труду , труду других людей и его результатам Воспитание уважения к трудящемуся человеку

Слайд 4

СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ТРУДА : * трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов; * труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении , в познании собственных возможностей; *дети дошкольного возраста не создают в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Выполняя трудовую задачу , дети часто переключаются на игру и наоборот . В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых , выполняя разнообразные труд. действия; * труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер ; * особенностью детского труда является и то , что эта деятельность обязательно предполагает участие и помощь взрослого ;

Слайд 5

*дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде , т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат; * действия ребенка носят не целенаправленный , а процессуальный характер : они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи; * своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, *самоутвердиться , вступить в общение со взрослым); *дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности , часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая » об организации труда ; *детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ (ВОСПИТАТЕЛЬ, ВРАЧ, ПРОДАВЕЦ И ДР), ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, РЕЗУЛЬТАТАХ ТРУДА. ТРУД, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ, В ЦВЕТНИКЕ, НА ОГОРОДЕ ТРУД, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЧИСТОТЫ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ (ДЕЖУРСТВА), УЧАСТКА ТРУД, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ЛИЧНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ САМО- ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ТРУД В ПРИРОДЕ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ

Слайд 7

* САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это труд , направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.) Общественная значимость : - освобождает других от обслуживания себя; ребёнок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности; приобретает самостоятельность *ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ( ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ) - предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности . Особенность общественно-полезного труда- его общественная направленность, т.е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых .

Слайд 8

ТРУД В ПРИРОДЕ - это уход за растениями, выращивание овощей , озеленение участка и т.д . Значение : - благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования . Особенности: результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай) . Это сближает детский труд с трудом взрослых ; чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат ; труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему; - даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы .

Слайд 9

УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ: Формирование нравственных качеств : положительное отношение к труду взрослых; уважение к людям труда; бережное отношение к результатам труда других людей; стремление помогать взрослому.

Слайд 10

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПОРУЧЕНИЕ - обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие . ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ : индивидуальные, подгрупповые, общие ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ : кратковременные длительные ПО СОДЕРЖАНИЮ (соответствуют видам труда): самообслуживание; общественно-полезный; труд в природе; ДЕЖУРСТВО – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. ВИДЫ ДЕЖУРСТВА : - по столовой (с конца мл. гр.), - по занятию (с середины средней группы), - в уголке природы (старший дошкольный возраст).

Слайд 11

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОБЩИЙ ТРУД - когда дети работают одновременно , выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело . СОВМЕСТНЫЙ ТРУД - когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую-либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку , который продолжает работу дальше . КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

Слайд 12

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (от двух до трех лет) * САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Ф ормировать у детей умение одеваться и раздеваться в определенном порядке. При помощи взрослого снимать одежду, обувь. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности . * ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД: Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять салфетницы , раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам . * УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ: Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (поливает; как дворник подметает, убирает снег, зачем он выполняет те или иные действия. Приучать узнавать и называть некоторые трудовые действия (п/воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца) .

Слайд 13

М ЛАДШАЯ ГРУПП А (ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ) * САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Продолжать формировать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности ( надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. * ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД: Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Слайд 14

М ЛАДШАЯ ГРУПП А (ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ) ТРУД В ПРИРОДЕ: Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек . УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ: Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Слайд 15

СРЕДНЯЯ ГРУППА ( от четырех до пяти лет) * САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными . Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д .). * ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД : Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым . Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Приучать детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы , раскладывать столовые приборы.

Слайд 16

СРЕДНЯЯ ГРУППА ( от четырех до пяти лет) * ТРУД В ПРИРОДЕ Поощрять желание детей ухаживать за растениями (поливать). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период – к расчистке снега. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время, к подкормке зимующих птиц. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельность оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей .

Слайд 17

* САМООБСЛУЖИВАНИЕ Закреплять умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенном месте), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убрать их, мыть кисточки, емкости для красок, протирать столы . СТАРШАЯ ГРУППА (ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ)

Слайд 18

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения, разъяснять значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу при выполнение различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам. Приучать оценивать результаты своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать); воспитывать усидчивость; проявлять настойчивость в достижении конечного результата. Продолжать приучать детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т.п.. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада ( подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. СТАРШАЯ ГРУППА (ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ)

Слайд 19

* ТРУД В ПРИРОДЕ: Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.). Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью – к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной – к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. * УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд. СТАРШАЯ ГРУППА (ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ)

Слайд 20

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ) * САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать свое рабочее место . *ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД : Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного руда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь. Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в группе, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

Слайд 21

Продолжать приучать самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой–от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам . Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности ). * ТРУД В ПРИРОДЕ Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, и др. Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью - к сбору семян, уборке овощей с огорода, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы ; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной - к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, прополке и окучиванию, к поливу грядок и клумб.

Слайд 22

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все цели и задачи по ФГОС , какие бы интересные трудовые игры ни придумывал , результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье. Кроме того, от родителей в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.

Слайд 23

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Последствия таких разногласий разные: минимальные – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальны е – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно, а нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Важно выработать общую систему приобщения к труду детей , донести до родителей важность совместного труда дома .

Слайд 24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным : * подготовка раздаточного или счётного материала; * субботники по облагораживанию территории детского сада; * создание элементов костюмов для праздников и т. п.; * совместное с родителями сооружение зимних построек; * совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.) Общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания . Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...

Сказка как средство всестороннего развития личности ребенка

Определении форм и методов работы со сказкой направленных на всестороннее развитие личности ребенка в предшкольном возрасте...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровь...