Развитие родительской педагогической компетентности в ДОУ
статья

Ступакова Валентина Ивановна

В наше время у многих родителей не хватает времени и достаточного уровня педагогических знаний для воспитания ребенка. Они нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Задача дошкольного учреждения вооружить родителей педагогическими знаниями, развить их педагогическую компетентность. Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он "плохой родитель" и не переносит сувство страха за то, что он "плохой родитель" и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, который знает, что, если не помогает одно - надо пробовать другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85

Приморского района Санкт-Петербург

Развитие родительской педагогической компетентности в ДОУ.

 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.  По мнению некоторых психологов,  родительская компетентность – это знания, умения, навыки и способы выполнения родителем психолого- педагогической деятельности.

Каких практических навыков не хватает современным родителям?

Прежде всего, это навыки эффективного общения с ребенком; использование правовых знаний в области образования.  

В такой ситуации вполне естественно предположить, что именно дошкольное учреждение могло бы восполнить эту нехватку педагогических знаний, так как именно педагогический коллектив в первую очередь страдает от неадекватного поведения детей, вызванного зачастую педагогической некомпетентностью их родителей.  

Конечно же, надеяться на то, что детский сад полностью сможет взять на себя образовательные функции по отношению к взрослым людям, не стоит: его роль в данном случае заключается прежде всего в том, чтобы умело способствовать педагогическому самообразованию родителей и на этой основе строить новые отношения с ними. Эти отношения, возможно, не сразу приобретут характер партнерских, но построение общего ценностно-смыслового пространства может максимально способствовать их становлению.

Необходимо помнить, что:

- просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса;

- с помощью просвещения мы готовим из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой родитель» и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, который знает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое.

Однако,  среди родителей есть люди более компетентные, есть менее, более заинтересованные, и такие, кто считает детский сад «камерой хранения» для своих детей  и предпочитает не вмешиваться ни в какие мероприятия.

В свою очередь, и среди педагогов не все в равной степени обладаю  желанием стать «проводником» для любознательных мам и пап, помочь им обрести уверенность в своих действиях, или снизить число конфликтов с дошкольным учреждением.

Не секрет, что в последнее время все больше недоразумений между детским садом и родителями возникает в сфере регулирования прав и обязанностей («детский сад - семья»«ребенок-ребенок»«родитель-родитель»«родитель-воспитатель»«ребенок-воспитатель»). Соответственно, возникает необходимость не только в психолого-педагогическом, но и в правовом просвещении взрослых.

Итак, что обычно понимается под просвещением? Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования?   Как можно организовать просвещение родителей в детском саду? По каким принципам оно строится?  

Просвещение обычно строится на принципе добровольности, поэтому, задача организаторов  - предложить актуальную информацию, а право слушателей - распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области.

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим,

методическим, правовым, экологическим,  медицинским и т. д.

Под педагогическим просвещением родителей  понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним.

 Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений.

Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется.  Прежде всего,  это обмен педагогическим опытом, который у каждого неповторим.

Еще одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Если образовательное учреждение заинтересовано в родителе как в компетентном партнере, именно педагогическое просвещение родителей является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

В отличие от информирования, просвещение предполагает наличие обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов - в данном случае участники  более активны. Иными словами, если в процессе информирования необходимо дойти до каждого родителя (это обязанность детского сада), то заниматься просвещением - это право,  и не все родители в этом нуждаются. Обучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков.

Специфика отношений педагога и родителя при организации педагогического просвещения родителей заключается в том, что, с одной стороны, оба субъекта являются равноправными, равноценными и автономными партнерами во влиянии на ребенка.

 С другой стороны, родители в данном случае выступают в роли учеников, т. е. менее компетентны в вопросах педагогического взаимодействия, чем педагог. Соответственно, педагог должен помочь родителям в организации такого взаимодействия, которое бы удовлетворяло всех, и детей в первую очередь.

Важно заметить, что для успешного осуществления такой работы с родителями педагог

 сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей.    

   Основные принципы педагогического просвещения родителей:

  • гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все

участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах;

  • максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет

организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность педагогическое просвещение в глазах потенциальных участников;

  •  образовательный процесс строится в соответствии с природой развития личности

ребенка, который  должен  носить не только актуальный, но и опережающий характер,  особенно в свете негативных явлений, происходящих в современном обществе.

  • принцип индивидуальности в освоении слушателями учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют   разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе педагогическое просвещение родителей не будет эффективным.
  • принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил   чужие знания, а постарался построить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка-сотворил её.

Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления:

- обучение родителя как воспитателя;

- обучение родителя как педагога своего ребенка;

- обучение родителя как союзника и партнера .

       Однако, не только знания и умения определяют успех в развитии ребенка. Родитель должен осознавать себя как родителя – именно осознание себя и своей роли является важным в выстраивании благоприятного взаимодействия с ребенком  в его развитии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психолого - педагогической компетентности у воспитателей ДОУ (групповая работа педагога - психолога)

Задачи применяемой технологии: актуализаировать представления воспитатателей в изучаемом вопросе; использовать преимущества коллективного поиска...

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Аннотация: в рамках обновленной системы дошкольного образования важное значение имеет такая форма взаимодействия с родителями как Родительский университет. Понимание возможностей и условий использован...

Педагогический проект «Проектный метод – как средство развития педагогической компетентности молодого педагога»

Идея создания проекта появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в рамках ШМП, обучению его современным педагогическим технолог...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОО

Достоинством родительских тренингов, как интерактивной и нестандартной формой взаимодействия между семьей и ДОО, является получение новых знаний, навыков, моделей поведения по отношению к ребёнку, воз...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...