Конспект занятия "Наука Вежливости"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Представляю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Наука вежливости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauka_vezhlivosti.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Наука вежливости»
Задачи:
Обучать детей культуре общения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, излагать просьбу со словом «пожалуйста»), правилам поведения в общественных местах. Расширять представления детей о вежливых словах и выражениях;
Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим людям. Воспитание нравственных норм поведения, формирование умений строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
Вводить в активный словарь слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания», «благодарю» и прочие.
Предварительная работа:
- Беседа «Как правильно попросить о помощи?», «Поблагодари друга», «Зачем говорить вежливые слова?»
- Рассматривание сюжетных картинок «Приветствие», «Прощание», «Поведение на улице», «Поведение в транспорте», «Поведение в магазине»
- Чтение и разучивание стихотворений по теме: «Ежели вы вежливы» (С. Маршак), «Вежливые слова» (Олеся Емельянова), «Спасибо» (А. Барто)
- Дидактические игры «Школа вежливости», «Правила Этикета»
Материал и оборудование:
Игрушка мишки, зайки, магнитофон
Ход занятия
Вводная часть:
На окне, спиной к детям сидит игрушечный мишка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это пришел к нам в гости? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, к нам в гости пришёл Мишка. Здравствуй Мишка… (Дети здороваются)
(Воспитатель берет в руки игрушку, и изображает, что Мишка плачет).
Воспитатель: А почему ты плачешь Мишка? Что у тебя случилось?
Мишка: Я плачу, потому что мне очень грустно, мне не с кем играть, у меня нет друзей. Никто в лесу со мной не дружит.
Воспитатель: А почему с тобой никто не дружит? Может ты кого-нибудь обидел? Или испугал?
Мишка: Я не знаю…
Воспитатель: Ребята, а хотите вместе с Мишкой отправиться в лес и спросить у его жителей, почему они не ходят дружить с ним? (Ответ детей)
Воспитатель: А на чем бы вы хотели отправиться в лес? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, быстрее всего мы доберемся туда на поезде, садитесь поудобнее, Мишка садись рядом со мной, закрываем глазки и отправляемся в дорогу… (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята слышите звуки леса? Ой, а кто это скачет нам на встречу?
Воспитатель достает игрушечного зайку.
Дети: Зайка
Воспитатель: Ребята, а что нужно сказать, когда кого-то встречаешь? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, с ним нужно поздороваться. Здравствуй, Зайка.
Зайка: Здравствуйте, дети
Воспитатель: Зайка, к нам в гости пришел Мишка, и он очень расстроен. Скажи, пожалуйста, а почему ты не хочешь с ним дружить?
Зайка: Я очень хочу с ним подружиться, но он всегда проходит мимо и даже не здоровается со мной. И поэтому мне кажется, что он не хочешь со мной дружить…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»?
Здороваясь, мы желаем человеку здоровья. Слово «здравствуйте» очень древнее, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово «здравствуйте» означает «Будь здоров». Приятно ли вам было услышать «Здравствуйте»? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, вслушайтесь в слово «здравствуйте». Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг - другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.
Мишка: Я понял ребята, а теперь всегда всем при встрече буду говорить «Здравствуйте».
Воспитатель: Мишка, Зайка, а Максим знает отрывок из стихотворения Владимира Солоухина про волшебное слово «Здравствуйте»
Зайка: Мы с удовольствием послушаем
(Ребенок читает отрывок из стихотворения Владимира Солоухина «Здравствуйте»):
- Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Зайка: Молодец Максим, спасибо за это чудесное стихотворение. Герои этого стихотворения простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.
Воспитатель: Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?
(Ответы детей: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием)
Воспитатель: А слово «привет» можно всем говорить?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, говорить «привет» можно только другу. А еще, если, приветствуя человека, вы улыбнетесь, посмотрите в глаза и назовете по имени, он будет всегда рад вас видеть и захочет с вами дружить….
Зайка: Ребята, а я тоже хочу прочитать вам стихотворение.
Воспитатель от лица зайки читает стихотворение С.Маршака «Уроки вежливости»:
Мы все научились когда-то ходить,
рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво –
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это стихотворение о доброте, о вежливости.
Мишка: ой, а что это такое вежливость?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Вежливые слова – это добрые, «волшебные слова», они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться и хочется подружиться. Наши ребята знают много вежливых слов. Зайка, Мишка, а хотите, ребята поиграют с вами в игру «Закончи предложение» и познакомят с вежливыми словами.
Игра - Упражнение «Закончи предложение»
(воспитатель начинает предложение, а ребята должны его закончить)
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
- Когда нас ругают за шалости, мы говорим …(простите, пожалуйста)
- Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем….(будь здоров)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
- Ребёнок вежливый и развитый, говорит при встрече …(здравствуйте)
- Саша взял мой карандаш, и сказал спасибо, что же мне сказать в ответ… (пожалуйста)
Зайка: Я тоже знаю интересную игру про вежливые слова. Хотите немного отдохнуть? Я вам буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова».
ФИЗКУЛЬМИНУТКА:
Встаньте, пожалуйста, Поднимите руки. Поднимите, пожалуйста, руки! Будьте добры, похлопайте! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста! Сядьте на стулья. Тихо сядьте, пожалуйста! | Дети встают со стульчиков, Дети поднимают руки вверх, Дети хлопают, Дети прыгают на месте, Дети садятся на стульчики |
Воспитатель: Молодцы ребята, весело поиграли с зайчиком. Ребята, а какие слова благодарности вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, много слов благодарности вы знаете. Помните необходимо благодарить за даже небольшую помощь. Слово «спасибо» произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог, то есть был рядом с ним и помогал во всем.
Слово «Благодарю» образовано из двух слов: «благо» и «дарить». Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашей души и отвечаете добром на добро. Раньше, в старину на Руси говорили «благодарствую» то есть «приношу благодарение».
Зайка, Мишка, а какие еще слова вам приятно слышать от других?
Зайка: Мне нравится слово «до свидания».
Мишка: А что значит слово «до свидания»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, слово «до свидания» обозначает до скорого свидания, до новой встречи. А что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «до свидания»?
Дети: Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова.
Воспитатель: Правильно ребята.
Заключительная часть:
Давайте вспомним, какие слова должен говорить каждый ребенок, Зайчонок и Медвежонок чтобы быть вежливым?
(Рассуждения детей).
Дети: Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи…
Воспитатель: Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь.
Мишка: Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно употреблять в своей речи вежливые слова?
(Ответы детей)
Воспитатель: Важно сначала подумать — уместны ли твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить.
Мишка: Я понял…Для того, чтобы быть вежливым, нужно не только говорить вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости ситуации, в которой вы находитесь.
Воспитатель: А еще вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел кого-то случайно, просит прощения.
Зайка: А вы Вежливые ребята? А хотите это проверить? Тогда мы поиграем в игру «Вежливо - не вежливо». Если так поступать вежливо – хлопаем в ладоши, а если невежливо – топаем ногами.
ИГРА «Вежливо-невежливо»:
-Поздороваться при встречи... (дети хлопают в ладоши)
-Толкнуть, и не извиниться... (дети топают ногами)
-Перебивать во время разговора... (дети топают ногами)
-Уметь соблюдать на занятии тишину... (дети хлопают в ладоши)
-Уметь выслушать друга... (дети хлопают в ладоши)
-Пропустить вперед девочек... (дети хлопают в ладоши)
-Уходя сказать «до свидания»... (дети хлопают в ладоши)
-Громко разговаривать в общественном месте... (дети топают ногами)
-Помочь поднять упавшую вещь... (дети хлопают в ладоши)
-Обозвать обидными словами соседа... (дети топают ногами)
-Сказать за столом «Приятного аппетита!»... (дети хлопают в ладоши)
Зайка: Какие вы молодцы! Вы знаете много добрых и вежливых слов.
Воспитатель: Мишка, теперь ты понял, почему у тебя не было друзей?
Мишка: Да, ребята я теперь все понял, я был не прав. Прости меня Зайка, я теперь всегда буду со всеми здороваться и говорить вежливые слова. Спасибо вам ребята, что помогли мне узнать так много новых полезных, добрых слов.
Воспитатель: Мы рады, Мишка, что мы помогли тебе. До свидания. А нам ребята пора возвращаться в группу, нас ждет наш поезд. Давайте снова закроем глазки… (Звучит звук поезда).
Воспитатель:
Вот мы и вернулись в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
(Ответы детей)
Кто сегодня приходил к нам в гости?
(Ответы детей)
Где мы сегодня с вами побывали?
(Ответы детей)
А что мы сегодня с вами узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: А еще я хочу подарить вам стихотворение
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вежливость"
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Вежливость"...
Конспект занятия "Вежливые слова и хорошие манеры"
Конспект для детей младшего дошкольного возраста по теме "Этикет для малышей". К конспекту прилагается детская презентация ....
Конспект «Школа вежливых пешеходов».
Вашему вниманию предлагаю итоговое занятие по правилам безопасности на дороге в старшей группе....
Конспект НОД «Вежливые слова» во второй младшей группе
Воспитание культуры поведения детей, учить использовать в речи словесные формы вежливости...
Конспект занятие "Вежливые слова"
Конспект занятия для педагогов...
Конспект занятия "Вежливые слова" ( Всемирный день спасибо)
Конспект занятия "Вежливые слова" ( Всемирный день спасибо)...
Конспект занятия «Вежливые слова»
Конспект Занятия для подготовительной группы Тема:«Вежливые слова»...