Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одной из важнейших задачей ДОУ является охрана и укрепление физическогои психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_taciya_dlya_pedagogov_povy_shenie_podvizhny_x_igr_i_uprazhnenij.docx | 646.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Одной из важнейшей задачей ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами».
Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств.
Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.
Двигательная активность
– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Методика организация и проведения подвижных игр в ДОУ
Задачи подвижных игр
- Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
- Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
- Развитие креативных возможностей и физических качеств;
- Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
- Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Развитие двигательной активности
Классификация подвижных игр
- Сюжетные
- Бессюжетные
- Игры- забавы
- Спортивные игры
Подбор и описание подвижных игр
Игры малой подвижности, рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)
Игры средней подвижности, двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
Игры большой подвижности, двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст:
- Организация игр с более легкими правилами
- Рекомендуются игры с текстом (сюжетом)
- Педагог играет вместе с детьми
- Использование атрибутов
Средний дошкольный возраст:
- Усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил)
- Педагог распределяет роли среди детей
- Поручается роль ведущего детям
- Используется образный рассказ
Старший дошкольный возраст:
- Использование более сложных движений
- Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал
- Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям
- Под руководством педагога выбирают водящего в игре
- Подготовительная к школе группа
- Педагог обращает внимание на качество движений
- Ставятся задачи для самостоятельного решения
- На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил
- Самостоятельно выбирают водящего считалочкой
- Использование спортивных игр, эстафет
Структура проведения подвижных игр
- Сбор детей на игру
- Создание интереса к игре
- Организация играющих, объяснение игры
- Определение ведущего
- Проведение игры
- Окончание игры и подведение итогов
Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.
Таким образом, подвижная игра является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы по физическому развитию. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.
Инструктор по ФК (плавание) Серёдкина Н.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников...
Доклад из опыта работы на тему: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Сегодня воспитание здорового ребенка- одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложны...
Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности у детей 4-5 лет.
Подвижная игра – основное средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста....
Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошк...
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности дошкольника
Тема Самообразования...