Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
консультация
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком
правильного звукопроизношения.
Ход консультации
Вводная беседа.
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый
родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар,
она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и
многих других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность
своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают
нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со
сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на
формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех
заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие
Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития
речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь
характеризуется правильным произношением звуков.
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не
подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие
искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к
овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его
недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на
выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения,
развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит
колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит
кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо
использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения,
указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в
развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые
игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин»,
«Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх
самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка,
используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными.
Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё
это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда
бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг
вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и
приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность,
мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с
детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через
игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память,
внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
3 Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие
и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы
состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит,
что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует
артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и
подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при
постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков
должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт
комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей
и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной
комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать
определённую последовательность:
·
от простого упражнения к сложному;
·
выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед
зеркалом;
·
постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
·
ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
·
артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый,
для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной
моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом,
так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и
ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения
с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный
образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.
Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость
наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается,
показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам,
произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку,
приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю
на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт
возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним
данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных
упражнений — это трудная работа для ребёнка.
4 Заключение
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только
ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего
ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу
уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным
звукопроизношением.
Литература
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников:
практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:
Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008 – 116 с.
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016 – 216 с.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное
руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015 – 160 с.
Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. -
Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком
правильного звукопроизношения.
Ход консультации
Вводная беседа.
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый
родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар,
она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и
многих других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность
своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают
нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со
сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на
формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех
заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие
Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития
речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь
характеризуется правильным произношением звуков.
Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не
подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие
искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к
овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его
недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на
выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения,
развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит
колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит
кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо
использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения,
указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в
развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые
игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин»,
«Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх
самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка,
используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными.
Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё
это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда
бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг
вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и
приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность,
мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с
детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через
игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память,
внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
3 Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие
и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы
состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит,
что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует
артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и
подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при
постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков
должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт
комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей
и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной
комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать
определённую последовательность:
∙
от простого упражнения к сложному;
∙
выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед
зеркалом;
∙
постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
∙
ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
∙
артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый,
для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной
моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом,
так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и
ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения
с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный
образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.
Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость
наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается,
показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам,
произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку,
приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю
на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт
возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним
данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных
упражнений — это трудная работа для ребёнка.
4 Заключение
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только
ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего
ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу
уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным
звукопроизношением.
Литература
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников:
практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:
Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008 – 116 с.
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016 – 216 с.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное
руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015 – 160 с.
Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. -
Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Консультация для педагогов как познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения...
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения....
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Для ...
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Цель: познакомить родителей дошкольников с особенностями воспитания навыков правильного звукопроизношения....
Консультация для родителей на тему: "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов...
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыков правильного звукопроизношения....
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Консультация для родителей на тему: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»...