Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие речи посредством игровой деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

 

Родительское собрание

«Развитие речи посредством игровой деятельности»

 

Цель:

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 

1 часть:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время познакомиться с нашим вторым   родительским собранием, которое проходит в новом формате. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основные задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речево­го творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонема­тического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- форми­рование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предварительно в нашей группе было заполнено несколько анкет по развитию речи,  и проанализировав их напрашивается вывод, что речь ваших детей удовлетворительна  и многие считают, что форма педагогической помощи для вас являются родительские  собрания,  открытые занятия, наглядная агитация, игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Представляем Вашему  вниманию наиболее значимые факторы речевого развития ребенка:

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. (Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания. Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни.)

2. Общение ребенка с другими детьми. (Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.)

3. Речь взрослого – образец для подражания. (Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства.)

4. Развитие  мелкой моторики рук. (Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо)).

5. Чтение детской художественной литературы.  (Детская литература — вид литературы, специально предназначенная для детей до 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей).

6. Игры с ребенком взрослых и друзей. (Совместная игра родителей с детьми - фундаментальный краеугольный камень семейной жизни, как для детей, так и для родителей. Но при таком в стремительном современном образе жизни, и при таком большом внимании, которое уделяется официальному образованию и другой организованной деятельности).

 Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связной  речи.

 

Напоминаем  Вам, что дети должны:

    Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.

    Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.

    У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

    В речи появляются сложные формы предложений.

    Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.

    Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

    Называть части предмета, части тела.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности ; ООД ; режимные моменты, проектная, игровая, театрализованная деятельности; в повседневной жизни. 

  2 часть

А сейчас мы предлагаем Вам  закрыть глаза и представить, что  Вы стали ребенком и вместе со своим ребенком отправляетесь в путешествие в страну «Развитие речи».

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. На каждой станции Вы и ваш ребенок поиграете.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и поиграть.

1 Станция «Сказочная» ребенок показывает и рассказывает Вам знакомую сказку (например: Теремок), можно использовать самодельные куклы (нарисованные, иллюстрации, сшитые и т.д.) играя в театр, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа над дикцией и интонацией.

2 Станция «Творческая» игра с мячом

 Нужно  проявить творчество и подобрать прилагательные  к словам:
- снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

 

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры,  что активизирует речь.

3 Станция «Наши руки не знают скуки» 

1этап

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в нашем  арсенале, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции речи, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных  технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. 

Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

        очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

 

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

 на левой.

- Мальчик-пальчик,

     Где ты был?                 (надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су-Джок на  

                                                                                      указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                              средний палец)

-С этим братцем кашу ел,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.    (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       указательный палец).

2этап  Пальчиковая гимнастика

Наша группа
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно

Это Маша, начиная с мизинца.
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша

Дружба
Дружат в нашей группе Хлопают в ладоши.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Стучат кулачками друг об друга.
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.
Мы закончили считать..

 

4. Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Памятка)

            Речевая игра «Вьюга»

 «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

         Речевая игра «Насос»

Предложить ребенку  взять насос (импровизированный)  и накачать велосипедные шины. Ребенок, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

         Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

           

5 станция

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Если такая гимнастика будет  проводиться в форме игры, то станет интересна для ребенка. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Предлагаем Вам поиграть в сказку «Теремок»:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик, 
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и 
большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких 
Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства.

Прискакала лягушка - Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась

 И побежала за лягушкой.

Улыбка

 

Итог собрания

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Мы благодарим  всех родителей за уделенное время нашего  родительского собрания, надеемся что предложенные варианты игр помогли вам разобраться в специфике развития речи.

 

Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Спасибо всем.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.

Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...

Родительское собрание в старшей группе на тему "Развитие речи у детей 5-6 лет"

Подготовленный материал для родительского собрания...