Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие речи посредством игровой деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Родительское собрание
«Развитие речи посредством игровой деятельности»
Цель:
Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
1 часть:
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время познакомиться с нашим вторым родительским собранием, которое проходит в новом формате. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основные задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Предварительно в нашей группе было заполнено несколько анкет по развитию речи, и проанализировав их напрашивается вывод, что речь ваших детей удовлетворительна и многие считают, что форма педагогической помощи для вас являются родительские собрания, открытые занятия, наглядная агитация, игры, чтение художественной литературы, индивидуальные беседы. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Представляем Вашему вниманию наиболее значимые факторы речевого развития ребенка:
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. (Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания. Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни.)
2. Общение ребенка с другими детьми. (Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. Для дошкольников общение – это еще и средство развития, оно развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.)
3. Речь взрослого – образец для подражания. (Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства.)
4. Развитие мелкой моторики рук. (Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо)).
5. Чтение детской художественной литературы. (Детская литература — вид литературы, специально предназначенная для детей до 16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей).
6. Игры с ребенком взрослых и друзей. (Совместная игра родителей с детьми - фундаментальный краеугольный камень семейной жизни, как для детей, так и для родителей. Но при таком в стремительном современном образе жизни, и при таком большом внимании, которое уделяется официальному образованию и другой организованной деятельности).
Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:
1. Восприятие звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связной речи.
Напоминаем Вам, что дети должны:
Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
В речи появляются сложные формы предложений.
Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
Называть части предмета, части тела.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности ; ООД ; режимные моменты, проектная, игровая, театрализованная деятельности; в повседневной жизни.
2 часть
А сейчас мы предлагаем Вам закрыть глаза и представить, что Вы стали ребенком и вместе со своим ребенком отправляетесь в путешествие в страну «Развитие речи».
Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. На каждой станции Вы и ваш ребенок поиграете.
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и поиграть.
1 Станция «Сказочная» ребенок показывает и рассказывает Вам знакомую сказку (например: Теремок), можно использовать самодельные куклы (нарисованные, иллюстрации, сшитые и т.д.) играя в театр, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа над дикцией и интонацией.
2 Станция «Творческая» игра с мячом
Нужно проявить творчество и подобрать прилагательные к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
3 Станция «Наши руки не знают скуки»
1этап
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в нашем арсенале, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции речи, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на
средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на
безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец).
2этап Пальчиковая гимнастика
Наша группа
В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца.
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша
Дружба
Дружат в нашей группе Хлопают в ладоши.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Стучат кулачками друг об друга.
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.
Мы закончили считать..
4. Станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Памятка)
Речевая игра «Вьюга»
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Предложить ребенку взять насос (импровизированный) и накачать велосипедные шины. Ребенок, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
5 станция
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Если такая гимнастика будет проводиться в форме игры, то станет интересна для ребенка. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Предлагаем Вам поиграть в сказку «Теремок»:
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.
Надуть щеки
Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.
Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.
В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки
Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…
Поочередно надувать щеки
Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,
Двигать челюстью вправо – влево
Дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка - втянуть щеки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства.
Прискакала лягушка - Подружка и говорит:
Верхними зубами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась
И побежала за лягушкой.
Улыбка
Итог собрания
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Мы благодарим всех родителей за уделенное время нашего родительского собрания, надеемся что предложенные варианты игр помогли вам разобраться в специфике развития речи.
Пусть дети радуют Вас своими успехами.
Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...
Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование р...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...
Родительское собрание в старшей группе на тему "Развитие речи у детей 5-6 лет"
Подготовленный материал для родительского собрания...