Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
методическая разработка (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Кузбасса

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра дошкольного образования

Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

(методические рекомендации)

                   Исполнитель:

       Недведская Ирина Викторовна,

       воспитатель МБДОУ «Детский сад 23,

       г. Анжеро - Судженск

Кемерово 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………………  ……3

1.Задачи развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования………………………………………………………  ……7

2. Модель по формированию навыков экспериментальной деятельности…. 10

3. Формы работ……………………………………………………………..........11

4. Классификация наблюдений и экспериментов………………………………15

5. Структура проведения экспериментирования……………………………...18

6. Сотрудничество с родителями………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………….............20

Список литературы………………………………………………………………21

Приложения

Приложение 1. Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей старшего возраста…………………………………………22

Приложение 2. Конспект ООД по познавательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Удивительная соль»…………………….25

Приложение 3. Дидактические упражнения………………………………………………31

Приложение 4. Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»……………………………………………………………………………….34

Введение

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание

таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала  по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Учитывая его практическую значимость эксперимента для всестороннего развития ребенка, были выделены следующие цели и задачи:

Цель:

Формирование у детей способности творчески самостоятельно осваивать способы исследования окружающего мира.

Для достижения поставленной цели были определен ряд задач:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развивать общение в процессе совместной исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно - образовательного процесса является довольно значимой.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных  результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Специально организованные опытнические наблюдения позволяют более отчётливо представить отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Эксперимент побуждает ребёнка сравнивать, сопоставлять.

Чтобы повысить мотивацию дошкольника к исследовательской деятельности, усилить познавательный интерес к объектам, задействовать чувственную сферу, нужно использовать разные типы педагогических технологий: развивающую, игровую, проблемную.

Проанализировав работу по познавательной активности детей на  занятиях, я заметила, что дети часто бывают, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Но они быстро справляются с заданием, если оно переводится в практическую плоскость или игру.

Понимая, что экспериментальная деятельность вызывает у детей особый интерес, я решила создать для детей такие условия, в которых они бы легко научились решать все поставленные перед ними задачи.

Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной.

  1. 3адачи развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, и развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности:

  • на эмоциональную сферу ребенка,
  • на развитие творческих способностей,
  • формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три г ода – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность – это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Для реализации ФГОС, каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация новообразовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы приобретать знания самостоятельно.

Организуя деятельность по экспериментированию в работе использую основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад № 23», которая составлена на основе примерной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

        Также использую в работе занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, «Экологические занятия» Т.М.Бондаренко, «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжова

Планируя работу по экспериментированию, стремлюсь:

- развивать интеллектуальные эмоции детей;

- создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- развивать воображение, логику, речь, память, внимание, развитию творческого, нравственного потенциала;

- формировать у воспитанников разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

        Необходимо учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Необходимо отметить, что развивая познавательные процессы, формируя действенное отношение к окружающему миру, дети учатся общению с взрослым и сверстниками, умению выражать свои мысли, высказывать свои суждения, слушать и понимать других.

Цели экспериментирования - это:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

2.Модель по формированию навыков

экспериментальной деятельности

Предлагаю вашему вниманию модель по формированию навыков экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

  • На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, определила их индивидуальные возможности, выявила место детского экспериментирования     и уровень сформированности деятельности экспериментирования.
  •  На 2-м этапе - подобрала дидактический материал и составила учебно-тематический план. (Приложение 1)
  • На 3-м этапе - продумала работу с родителями. (Приложение 4)

        Данные исследования наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, так как не было научной и практической базы по данной форме работы.

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей наметила свою последующую работу, и это был переход ко 2 этапу модели.

Реализацию поставленных задач осуществляю в трех основных формах:

- непосредственная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- совместная деятельность ребенка со сверстником.

Последовательность форм работы не случайна, в ООД у воспитанников вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? А затем в совместной деятельности - закрепляем полученные ранее знания и представления.

3. Форма работы.

        Образовательная деятельность является традиционной формой работы с детьми в детском саду.

Мы знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное - дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Все дети любят сюрпризы, поэтому Занятия-фокусы, Занятия-открытия, Занятия-удивления для них наиболее привлекательны. После этого у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Для проведения опытов мы оборудовали лабораторию «Почемучка», где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), природный материал (камешки, песок, семена), бросовый материал (проволока, скрепки, нитки), прочие материалы - микроскоп или лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Здесь же находятся календари наблюдений. Которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Нельзя недооценивать и роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов-книг, энциклопедий использую для формирования у детей умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы дополнили уголок природы комнатными растениями. Обустроили «Огород на окне», вовлекли родителей в совместную деятельность с детьми на этом «огороде» (помогали советами, приносили  рассаду, семена, почву).

Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательной деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

        Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказа «Умная галка» в уголке помещаю алгоритмы, позволяющие познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

                Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода, заполняя емкость) поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность. Проблемная ситуация;

-        После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма   организации работы с детьми по опытническо-экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

-        закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

-продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

  • свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана)
  • роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер)
  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями). Очень важно  в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
  • Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными    их участниками.

Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеры). Совместную деятельность вне ООД с детьми старшего возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время работы  проводим 2-3 эксперимента (в зависимости от сложности). Во время работы придерживаюсь определенному плану:

  1. Определение задач.
  2. Выбор объекта.
  3. Сообщение цели и задач.
  4. Обсуждение методики и хода эксперимента.
  1. . Деятельность детей.

 6.Подведение итогов и формулирование выводов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю  время на обдумывание и затем привлекаю  детей  к  обсуждению методики и хода эксперимента.

В   процессе  работы  я  поощряю  детей,   ищущих  собственные   способы решения задачи. В то же время я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным   этапом   эксперимента   является   подведение   итогов   и формулирование выводов.

     Выводы можно делать в словесной форме, иногда избирать графическое фиксирование результатов. Я даю им установку

- Не забудьте записать или зарисовать результаты экспериментов. Помогайте друг другу.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

•        дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

•        дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

-        Я говорю детям: «Вы сейчас провели эксперимент, что вы для себя
открыли? ».

-        Действительно, я с вами соглашусь, вы правильно сделали выводы! Даю всегда положительную оценку.

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте(почистить оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

  • Особенностями изучаемого явления,
  • Наличием свободного времени,

•Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, работу прекращаю заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

4. Классификация наблюдений и экспериментов.

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

•        Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей не понятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

•        Помимо запланированных  и  случайных   экспериментов,   провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка.

К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог! »

         Или: «Ребята, Надя спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить? », «Ребята, Алина говорит, что под снегом травы нет, а Арина считает, что есть. Как это узнать? »

Детям старшей группы становятся доступными и двух - и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему? » И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой ( 1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

Думаю, что многие из вас осенью пересаживают цветы (бархатцы, астры) в горшочки и переносите их в группу. Какую цель вы преследуете? Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

Предлагаю вам выстроить свою логическую цепочку в ответ наследующий вопрос «Почему хризантема цветет зимой? »

«Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в горшок хорошую почву, поставили в теплое место, вовремя поливаем, - у нее есть все условия, чтобы хорошо расти». Здесь мы наблюдаем 6 звеньев логической цепочки.

•        Сравнительные  наблюдения (позволяющие    увидеть    сходства    и различия предметов и явлений) .

Предлагаю вам провести  небольшое   сравнительное   наблюдение   двух распространенных комнатных растений - сансевьерии (щучий  хвост)  и сенполии (фиалки).

Закончите начатые мною предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста...

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста...

Щучий хвост более теневынослив, чем...

А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:

  • зеленые;
  • цветут;
  • требуют умеренного полива;
  • размножаются делением куста или листовыми черенками.
    А сейчас назовите различия:

-в размерах;

  • в окраске листьев;
  • в форме листьев;
  • в форме и цвете цветов;
  • в отношении к свету.

•        Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие  закономерности  предметов и явлений, изученных ранее по

отдельным этапам).

Опять же,  предлагаю вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений - это снег, вода и лед.

Я предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед) ;

          Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают) ;

          Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает) .

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем) .

Снега и льда (не взаимодействуют) .

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его) .

5. Структура проведения экспериментирования.

Несмотря на разнообразие экспериментов, в каждом из них можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  • Проблемная ситуация
  • Целеполагание (что нужно делать)
  • Выдвижение гипотез (отбор нужных средств, реализация в действии)
  • Подтвердилось, не подтвердилось
  • Формулирование выводов
  • Возникновение новой (как получилось) гипотезы, предположений
  • Реализация в действии
  • Подтвердилось
  • Формулирование выводов (как получилось)

6. Сотрудничество с родителями.

Моя    работа    предусматривает    активное    вовлечение    родителей    к сотрудничеству.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на прогулках. Родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Отдаю предпочтение нетрадиционным формам взаимодействия с семьей, таким как практические занятия, семинар-практикум.

Для просвещения родителей я провожу консультации. Примерные темы - «Маленькими шагами в прекрасный мир», «Семейный досуг для любознательных».

Проводятся выставки поделок из природных материалов.

Заключение

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги развития детей в конце учебного года, я отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ под редакцией Дыбиной О. Н. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.- Программа развития: – Текст: непосредственный.
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ под редакцией  Дыбиной О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. – Москва: «ТЦ Сфера», 2004- – 64 с. –  непосредственное.
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н. А. Короткова. – Текст: непосредственный// Ребенок в детском саду. - 2003.-№ 3, 4, 5.
  4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: Методическое пособие/ С. Н. Николаева - Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.-Текст: непосредственный.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. /О. А. Новиковская. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006. – 64 с. – Текст: непосредственный.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией Прохоровой Л. Н.,. – Москва: «АРКТИ», 2003 – 64с.: непосредственное.
  7. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – Текст непосредственный// Вопросы психологии. -1985. -№2 – с. 105-117
  8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьева – Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание. - 2005- №1 – с. 1-4
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие/ – Г. П. Тугушева., А. Е. Чистякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с. – Текст: непосредственный.
  10. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. / О. В. Дыбина. - Москва: «Педагогическое общество России», 2007 – Текст: непосредственный.

Приложение 1

Перспективный план опытнической и экспериментаторской

деятельности детей старшего возраста

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки .

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Приложение 2

Конспект ООД

по познавательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Удивительная соль»

Цель: формирование знаний о свойствах соли.

Задачи:

образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;

развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; на каждого ребенка: одноразовые халаты или фартуки из клеёнки, стакан с теплой водой, стакан с холодной водой, стакан пустой, тарелочки с мелкой солью,

Материалы и оборудование: посылка  с тремя видами соли в полотняных мешочках (каменная, морская, мелкая), стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки  (по количеству детей), лупы,  2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики; трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами снова попали в школу юных ученых, значит нам с вами предстоит очень интересная работа, чем же мы будем заниматься?

Дети: Мы будем проводить опыты, совершать маленькие научные открытия.

Воспитатель: Сегодня нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней (открывает посылку и достает мешочки и дает их детям).

Воспитатель: Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (твердый, мягкий, тяжелый)

Воспитатель: А теперь понюхайте, пахнет? (нет)

Воспитатель: Итак! В мешочках находится вещество без запаха, может быть мелкое или крупное с горошинку или большой кусок, по весу - тяжёлое.

- что же это может быть? (дети дают свои ответы)

Если не угадали, то воспитатель предлагает отгадать загадку

- Предлагаю вам отгадать загадку и узнать, что же лежит во всех трех мешочках.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это…

Откройте мешочки. Что там?

Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. (демонстрирует каждый вид)

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много веков тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. В старину того кто рассыпал соль сурово наказывали.

Много пословиц было придумано про этот продукт, вот несколько из них

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».

1. Наша планета очень богата солёными месторождениями.

2. Люди научились добывать соль различными способами из соленых озер в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

(выслушивает ответы детей)

Соляные шахты находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. За миллионы лет образовались горы, в которых есть залежи разных полезных ископаемых, в том числе и соли.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

- Как вы думаете, где можно использовать еще соль?

Дети: ей солят пищу

Воспитатель: А еще солью можно лечить. Сейчас создают соляные пещеры. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). (выставляется на мольберт картинка с красным крестом

Еще соль используется в сельском хозяйстве. Для животных каменная соль нужна так же как для человека. (картинка с коровой)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают смесью соли и песка обледенелые дорожки. Картинка дворник)

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сделать выводы о пользе соли.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

Итак, где мы можем использовать  соль?

дети

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию. (Надевайте спецодежду и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов в нашей лаборатории :

1. Не трогать руками лицо и глаза.

2. Соблюдать тишину

3.Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с мелкой солью. Давайте мы её рассмотрим

Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов, песчинок) (карточка с точками ставится на мольберт)

Возьмите щепотку соли, и медленно высыпите обратно в тарелочку. Что вы можете сказать о соли (Соль сыпучая) (ставится карточка «сыпучая»)

Аккуратно понюхайте соль. У нее есть запах? (нет)

Значит она без запаха. (ставится карточка «перечеркнутый нос»)

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: Добавьте в стакан 2 ложки соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью?

Дети: она растворилась.

Опыт№3«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Воспитатель: Ребята, перед вами стакан с водой, потрогайте стакан и скажите, что вы чувствуете? (В одних стаканах вода холодная, а в других тёплая)

Воспитатель: Молодцы, верно! В стакан положите по одной ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

Дети: соль растворилась

Да, ребята, соль растворилась в воде.

Воспитатель: В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или в холодной?

Дети: В тёплой воде соль растворилась быстрее.

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Воспитатель: А кто заметил, какой из образцов солей растворилась быстрее?

Дети: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.

А Соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

Воспитатель: А как можно доказать, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Мелкая соль растворяется быстрее.

Опыт № 4 «Соль растворяет лед»

Воспитатель: На тарелке у меня лед. Можно до него дотронуться. Я насыпаю соль на поверхность льда.

Что вы слышите? (тихое потрескивание).

Что вы видите (на поверхности появилась вода)

Значит мы можем сделать вывод: Если на лед насыпать соль, то он начнет таять.

Опыт № 5 «Плавающее яйцо».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Воспитатель:

- Итак, скажите, пожалуйста, с каким веществом мы сегодня работали?

- Какая соль бывает?

- Что нового вы сегодня узнали о соли?

Работа в лаборатории окончена, прошу снять спецодежду и положить ее на стул.

:

Приложение 3

Дидактические упражнения:

Содержание: Часть ООД «Чистые ручки»

Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Содержание: Игра «Помощники»

Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. Режимные моменты

Содержание: «Найди пингвинёнка»

Дать представление о том, что вода прозрачная.

Содержание: Опыт «Прятки»

Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. Содержание: Опыт «Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

Содержание: Часть НОД «Будем пить»

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Режимные моменты «Что получится?»

Содержание:

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Содержание:

Опыт «Вкусная водичка»

Дать представление о том, что  некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Содержание:

Опыт «Заморозим»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

Содержание:

Опыт «Разогреем»

Дать представление о том, что лед может превращаться в воду.

Содержание:

Опыт «Теплая, холодная»

Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной.

Содержание:

Часть ООД «Куда делась вода?»

Выявить процесс испарения воды.

Содержание:

Опыт «Откуда берётся вода?»

Познакомить с процессом конденсации.

Содержание:

Опыт «Высушим»

Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на

солнце, чем в тени.

         Песок    «Песочек»

Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Игра «Посыпалки»

Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Опыт «Испечем угощение»

Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную

форму.

Часть ООД «Следы»

Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Игра «Песчинки»

Дать представление о том, что песок - это множество песчинок.

Наблюдение на прогулке Воздух «Поймаем воздух»

Дать представление о том, что воздух не виден.

Игра «Наберем воздух в стакан»

Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Опыт «Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Опыт «Буря в стакане»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Игра «Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Режимные моменты «Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Игра «Лодочка плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи

воздуха.

Часть   ООД «Сделаем ветерок»

Дать представление о том, что ветер - это движение воздуха.

Камни «Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт «Легкий - тяжелый»

Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Часть ООД «Теплый -  холодный»

Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт «Какой формы камень?»

Дать представление о том, что камни имеют различную форму.

Часть ООД «Помоем камешки»

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт «Твердый - мягкий»

Дать представление о том, что камни твердые.

Опыт «Бумага», «Бумажные листочки»

Дать представление о том, что бумага легкая.

Опыт «Тонкая - толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Опыт «Порвем бумагу»

Дать представление о том, что бумага может рваться.

Опыт «Кораблик»

Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.

Приложение 4

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Младший возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно  помнить,  что  формирование  интеллектуальной  сферы  ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной,  самостоятельной   практической   деятельности.   В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает  новую,     порой неожиданную для  него  информацию,  устанавливает  практические  связи между собственными действиями и явлениями    окружающего    мира,    совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование  даёт  возможность     ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать,  как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному   исследованию, поддерживать   его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш: активно стремится  к новым впечатлениям,    любит    наблюдать    за окружающим;

быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

подолгу  с   увлечением   экспериментирует   сам,   подражая   взрослому   и изобретая новые действия; радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Методичеккая разработка по организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Лето, ах лето!"

Вот и наступило долгожданное лето! Эта радостная пора для взрослых и  детей! Ребятишки рады каждому лучику солнца, каждой травинке, каждому распустившемуся цветочку! И чтобы лето от нас не ...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Конспект  организации совместной деятельности  по обучению грамоте«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...

Утренний сбор как форма организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Групповой сбор или утренний круг (сбор) это время, когда дети и взрослые собираются вместе. Обычно он проходит утром, после завтрака.Основная цел Утреннего сбора:Создать эмоциональный настрой на весь ...

Организация двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта «Темп»

Картотека двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта "Темп"...