Сценарий театрализованного представления хантыйской сказки «Кави» (Кукушка) средняя группа
методическая разработка (средняя группа)

Андреева Екатерина Андреевна

 Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Один из основных принципов государственной политики в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovka_hantyyskoy_skazki.docx2.86 МБ
Файл hantyyskaya_skazka.docx22.96 КБ
Файл hantyyskaya_skazka.docx22.96 КБ
Файл hantyyskaya_skazka.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

             

     

     В рамках реализации национально – регионального компонента

                                         ханты и манси.  

     

             Сценарий театрализованного представления хантыйской сказки

                                      «Кави»  (Кукушка)

                                         средняя группа

                                                                  Провели: Андреева Е.А - воспитатель  

                                                                                    группы №3

                                                                              Тимофеева.Е.Б -     воспитатель

                                                                                   группы №4

                                                                             Балакина Р.А - музыкальный  

                                                                                    руководитель

                                             

                                                              2022 г.

     

 Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Один из основных принципов государственной политики в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

  Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия. Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.

   Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

     Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.

   Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходим для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей Работа с детьми  ведётся по различным направлениям(установление межличностных отношений, досуговая  деятельность, расширение кругозора детей, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни и т.д.)

  Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в Доме ребенка, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.). Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

   Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.

    Наша цель:  организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития «особенных» детей, через совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов ханты и манси. Развитие речевой, эмоциональной активности и творческих способностей детей.

Задачи:

 -учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля, сказок и правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям;

-развивать интерес к театрализованной  игре,  путем активного вовлечения детей в игровые действия, вызвать желание попробовать себя в разных ролях;

-воспитывать артистические качества, вовлекая их в различные театрализованные представления: показ сказок, сценок из спектаклей, игры в театр.

Предварительная работа:

-чтение ненецкой сказки "кукушка";

-рассказывание и показ сказки, используя настольный театр;

-рисование сказки на занятии по рисованию.

Оборудование:

- чум, шкуры, национальные костюмы, посуда, хворост.

Действующие лица: сказитель, дочки - Ави, Эви, сын – Пах, волшебница Хада.

Ход действия:

 Сказитель:

Суров наш Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

Мы ждём друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас не ласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Сказитель: Когда-то давным-давно, на берегу нашей реки Конда в далёком лесу жила семья охотника. Отец - охотник, каждое утро уходил на охоту. Мама - рукодельница, шила одежду для своих детей.

Было у них трое детей Сын – Пах и дочки – Ави и Эви.

Сын Пах: - Смотри, какой у меня лук со стрелами!

Дочка Ави: - Смотри, какая кукла паки у меня красивая!

Сказитель: Так дети с утра до вечера играли.  Посмотрите ребятки, какое красивое солнышко проснулось. Давайте с ним поиграем!

                                Хантыйская игра

                                    Хейро (с бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование:  солнце

Ход игры:  Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков. 

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Сказитель: Бегали, прыгали дети, а матери не помогали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Одежду промочат, а мама суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей.

Мама:  - Дети помогите мне, развесить белье.

Дети: (в голос) -  Мы не хотим…..

Сказитель: От такой жизни заболела мама. лежит она в чуме, детей зовёт, просит .

Мама: - Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

Сказитель; - А в ответ никто не отвечает.

Мама: - Дочка Ави, водицы мне подай! Ах, как пить хочется.

Дочка Ави: - Сейчас….(окликается дочка, но не двигается с места).

Сказитель: Не несут маме свежей водицы. А жажда томит, не дает покоя. И мама снова поворачивается, просит.

Мама: - Сынок, доченьки руки ваши ловкие, ноги ваши быстрые. Принесите мне водицы, горло совсем пересохло.

Дочка Эви: - Сейчас…..

Сказитель: А дети так заигрались, что совсем забыли про маму. Мальчик играл с луком и стрелами, изображая смелого охотника, а девочки  молча, перепелёнывали тряпичных  кукол, которые не умели ни плакать, не есть и не просили пить.

Мама: - Сыночек, доченьки что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело мое легким становится, что-то голос мой по-птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются… Что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, кхук -ку… Последний раз прошу, принесите мне водицы. (А дети играют,  не слышат маму).

- Полечу я в лес напиться водицы.

Ку-ку, ку-ку…

Сказитель: Услышали это дети, схватили ковшик с водой, за мамой-кукушкой бросились.

Сын Эви: - На мамочка, водицы испей!

Дочка Ави:  - Вот тебе, мамочка, водица!

Сын Эви: - Вот водица, к нам вернись!

Дочка Ави: - Кукушкой не улетай, к нам вернись!

Мама: - Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Улетаю яяяя!!!

Дети протягивают ковшик с водой:

- Мама вернись домой! На водички попей!

(Дети бегут друг за другом за мамой.)

Мама: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!  (мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом, мама улетает, дети обнимаются, бегут , уставшие садятся на землю... ).

Сказитель: Так бежали дети много дней и ночей - по камням, по кочкам.  И с тех пор не въёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

Сказитель:  - Ребята, что же делать, кто поможет маму вернуть?

Дети (пожимают плечами): - Не знаем.

Сказитель:  - Я знаю одну добрую волшебницу, она нам и поможет.

(дети идут к волшебнице Хаде)

Дети: - Здравствуй,  Хада!

Хада: - Здравствуйте, дети, что вас ко мне привело?

Дети : - Беда, мы обидели свою мамочку!

Хада: - Разве можно обижать самого близкого человека? Как же вы её обидели?

Дочка Ави: - Мы её не слушали. Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.

Дочка Эви: - А когда она заболела,  не принесли ей водички. Ведь она просила.

Дети: - Помогите нам.

Хада:  - Я то,  постараюсь вам помочь, захочет ли она вернуться к вам?

Дети: - Захочет. Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.

Хада: - Я знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной. (подходят к дереву, где сидит кукушка)

Хада:  - Священный, Всесильный, Божественный-

             О, будь снисходителен,

             О, будь благосклонен к детям!

             Верни им маму!

Дочка Ави: - Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

Дочка Эви: - Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.

(Мама оживает, радостно обнимает детей).

Мама:  - Дети мои, как я рада видеть вас. Я вас очень люблю!!!

                             Хантыйский танец

Сказитель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть - она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!



Предварительный просмотр:

        КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

             

     

     В рамках реализации национально – регионального компонента

                                         ханты и манси.  

     

             Сценарий театрализованного представления хантыйской сказки

                                      «Кави»  (Кукушка)

                                         средняя группа

                                                                  Провели: Андреева Е.А - воспитатель  

                                                                                    группы №3

                                                                              Тимофеева.Е.Б -     воспитатель

                                                                                   группы №4

                                                                             Балакина Р.А - музыкальный  

                                                                                    руководитель

                                             

                                                              2022 г.

     

 Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Один из основных принципов государственной политики в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

  Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия. Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.

   Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

     Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.

   Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходим для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей Работа с детьми  ведётся по различным направлениям(установление межличностных отношений, досуговая  деятельность, расширение кругозора детей, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни и т.д.)

  Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в Доме ребенка, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.). Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

   Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.

    Наша цель:  организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития «особенных» детей, через совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов ханты и манси. Развитие речевой, эмоциональной активности и творческих способностей детей.

Задачи:

 -учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля, сказок и правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям;

-развивать интерес к театрализованной  игре,  путем активного вовлечения детей в игровые действия, вызвать желание попробовать себя в разных ролях;

-воспитывать артистические качества, вовлекая их в различные театрализованные представления: показ сказок, сценок из спектаклей, игры в театр.

Предварительная работа:

-чтение ненецкой сказки "кукушка";

-рассказывание и показ сказки, используя настольный театр;

-рисование сказки на занятии по рисованию.

Оборудование:

- чум, шкуры, национальные костюмы, посуда, хворост.

Действующие лица: сказитель, дочки - Ави, Эви, сын – Пах, волшебница Хада.

Ход действия:

 Сказитель:

Суров наш Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

Мы ждём друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас не ласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Сказитель: Когда-то давным-давно, на берегу нашей реки Конда в далёком лесу жила семья охотника. Отец - охотник, каждое утро уходил на охоту. Мама - рукодельница, шила одежду для своих детей.

Было у них трое детей Сын – Пах и дочки – Ави и Эви.

Сын Пах: - Смотри, какой у меня лук со стрелами!

Дочка Ави: - Смотри, какая кукла паки у меня красивая!

Сказитель: Так дети с утра до вечера играли.  Посмотрите ребятки, какое красивое солнышко проснулось. Давайте с ним поиграем!

                                Хантыйская игра

                                    Хейро (с бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование:  солнце

Ход игры:  Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков. 

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Сказитель: Бегали, прыгали дети, а матери не помогали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Одежду промочат, а мама суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей.

Мама:  - Дети помогите мне, развесить белье.

Дети: (в голос) -  Мы не хотим…..

Сказитель: От такой жизни заболела мама. лежит она в чуме, детей зовёт, просит .

Мама: - Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

Сказитель; - А в ответ никто не отвечает.

Мама: - Дочка Ави, водицы мне подай! Ах, как пить хочется.

Дочка Ави: - Сейчас….(окликается дочка, но не двигается с места).

Сказитель: Не несут маме свежей водицы. А жажда томит, не дает покоя. И мама снова поворачивается, просит.

Мама: - Сынок, доченьки руки ваши ловкие, ноги ваши быстрые. Принесите мне водицы, горло совсем пересохло.

Дочка Эви: - Сейчас…..

Сказитель: А дети так заигрались, что совсем забыли про маму. Мальчик играл с луком и стрелами, изображая смелого охотника, а девочки  молча, перепелёнывали тряпичных  кукол, которые не умели ни плакать, не есть и не просили пить.

Мама: - Сыночек, доченьки что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело мое легким становится, что-то голос мой по-птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются… Что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, кхук -ку… Последний раз прошу, принесите мне водицы. (А дети играют,  не слышат маму).

- Полечу я в лес напиться водицы.

Ку-ку, ку-ку…

Сказитель: Услышали это дети, схватили ковшик с водой, за мамой-кукушкой бросились.

Сын Эви: - На мамочка, водицы испей!

Дочка Ави:  - Вот тебе, мамочка, водица!

Сын Эви: - Вот водица, к нам вернись!

Дочка Ави: - Кукушкой не улетай, к нам вернись!

Мама: - Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Улетаю яяяя!!!

Дети протягивают ковшик с водой:

- Мама вернись домой! На водички попей!

(Дети бегут друг за другом за мамой.)

Мама: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!  (мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом, мама улетает, дети обнимаются, бегут , уставшие садятся на землю... ).

Сказитель: Так бежали дети много дней и ночей - по камням, по кочкам.  И с тех пор не въёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

Сказитель:  - Ребята, что же делать, кто поможет маму вернуть?

Дети (пожимают плечами): - Не знаем.

Сказитель:  - Я знаю одну добрую волшебницу, она нам и поможет.

(дети идут к волшебнице Хаде)

Дети: - Здравствуй,  Хада!

Хада: - Здравствуйте, дети, что вас ко мне привело?

Дети : - Беда, мы обидели свою мамочку!

Хада: - Разве можно обижать самого близкого человека? Как же вы её обидели?

Дочка Ави: - Мы её не слушали. Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.

Дочка Эви: - А когда она заболела,  не принесли ей водички. Ведь она просила.

Дети: - Помогите нам.

Хада:  - Я то,  постараюсь вам помочь, захочет ли она вернуться к вам?

Дети: - Захочет. Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.

Хада: - Я знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной. (подходят к дереву, где сидит кукушка)

Хада:  - Священный, Всесильный, Божественный-

             О, будь снисходителен,

             О, будь благосклонен к детям!

             Верни им маму!

Дочка Ави: - Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

Дочка Эви: - Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.

(Мама оживает, радостно обнимает детей).

Мама:  - Дети мои, как я рада видеть вас. Я вас очень люблю!!!

                             Хантыйский танец

Сказитель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть - она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!



Предварительный просмотр:

        КУ ХМАО-Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

             

     

     В рамках реализации национально – регионального компонента

                                         ханты и манси.  

     

             Сценарий театрализованного представления хантыйской сказки

                                      «Кави»  (Кукушка)

                                         средняя группа

                                                                  Провели: Андреева Е.А - воспитатель  

                                                                                    группы №3

                                                                              Тимофеева.Е.Б -     воспитатель

                                                                                   группы №4

                                                                             Балакина Р.А - музыкальный  

                                                                                    руководитель

                                             

                                                              2022 г.

     

 Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Один из основных принципов государственной политики в области образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») – «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

  Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия. Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.

   Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

     Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.

   Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходим для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей Работа с детьми  ведётся по различным направлениям(установление межличностных отношений, досуговая  деятельность, расширение кругозора детей, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни и т.д.)

  Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в Доме ребенка, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.). Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

   Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.

    Наша цель:  организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития «особенных» детей, через совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов ханты и манси. Развитие речевой, эмоциональной активности и творческих способностей детей.

Задачи:

 -учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля, сказок и правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям;

-развивать интерес к театрализованной  игре,  путем активного вовлечения детей в игровые действия, вызвать желание попробовать себя в разных ролях;

-воспитывать артистические качества, вовлекая их в различные театрализованные представления: показ сказок, сценок из спектаклей, игры в театр.

Предварительная работа:

-чтение ненецкой сказки "кукушка";

-рассказывание и показ сказки, используя настольный театр;

-рисование сказки на занятии по рисованию.

Оборудование:

- чум, шкуры, национальные костюмы, посуда, хворост.

Действующие лица: сказитель, дочки - Ави, Эви, сын – Пах, волшебница Хада.

Ход действия:

 Сказитель:

Суров наш Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою!

Мы ждём друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас не ласковая вьюга.

В любой зайдите чум - вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга.

Сказитель: Когда-то давным-давно, на берегу нашей реки Конда в далёком лесу жила семья охотника. Отец - охотник, каждое утро уходил на охоту. Мама - рукодельница, шила одежду для своих детей.

Было у них трое детей Сын – Пах и дочки – Ави и Эви.

Сын Пах: - Смотри, какой у меня лук со стрелами!

Дочка Ави: - Смотри, какая кукла паки у меня красивая!

Сказитель: Так дети с утра до вечера играли.  Посмотрите ребятки, какое красивое солнышко проснулось. Давайте с ним поиграем!

                                Хантыйская игра

                                    Хейро (с бегом)

Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.

Оборудование:  солнце

Ход игры:  Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков. 

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Сказитель: Бегали, прыгали дети, а матери не помогали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Одежду промочат, а мама суши. Не слушались дети матери. Не помогали ей.

Мама:  - Дети помогите мне, развесить белье.

Дети: (в голос) -  Мы не хотим…..

Сказитель: От такой жизни заболела мама. лежит она в чуме, детей зовёт, просит .

Мама: - Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.

Сказитель; - А в ответ никто не отвечает.

Мама: - Дочка Ави, водицы мне подай! Ах, как пить хочется.

Дочка Ави: - Сейчас….(окликается дочка, но не двигается с места).

Сказитель: Не несут маме свежей водицы. А жажда томит, не дает покоя. И мама снова поворачивается, просит.

Мама: - Сынок, доченьки руки ваши ловкие, ноги ваши быстрые. Принесите мне водицы, горло совсем пересохло.

Дочка Эви: - Сейчас…..

Сказитель: А дети так заигрались, что совсем забыли про маму. Мальчик играл с луком и стрелами, изображая смелого охотника, а девочки  молча, перепелёнывали тряпичных  кукол, которые не умели ни плакать, не есть и не просили пить.

Мама: - Сыночек, доченьки что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело мое легким становится, что-то голос мой по-птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются… Что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, кхук -ку… Последний раз прошу, принесите мне водицы. (А дети играют,  не слышат маму).

- Полечу я в лес напиться водицы.

Ку-ку, ку-ку…

Сказитель: Услышали это дети, схватили ковшик с водой, за мамой-кукушкой бросились.

Сын Эви: - На мамочка, водицы испей!

Дочка Ави:  - Вот тебе, мамочка, водица!

Сын Эви: - Вот водица, к нам вернись!

Дочка Ави: - Кукушкой не улетай, к нам вернись!

Мама: - Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Улетаю яяяя!!!

Дети протягивают ковшик с водой:

- Мама вернись домой! На водички попей!

(Дети бегут друг за другом за мамой.)

Мама: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!  (мать-кукушка летит по кругу, дети бегут за ней следом, мама улетает, дети обнимаются, бегут , уставшие садятся на землю... ).

Сказитель: Так бежали дети много дней и ночей - по камням, по кочкам.  И с тех пор не въёт кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

Сказитель:  - Ребята, что же делать, кто поможет маму вернуть?

Дети (пожимают плечами): - Не знаем.

Сказитель:  - Я знаю одну добрую волшебницу, она нам и поможет.

(дети идут к волшебнице Хаде)

Дети: - Здравствуй,  Хада!

Хада: - Здравствуйте, дети, что вас ко мне привело?

Дети : - Беда, мы обидели свою мамочку!

Хада: - Разве можно обижать самого близкого человека? Как же вы её обидели?

Дочка Ави: - Мы её не слушали. Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.

Дочка Эви: - А когда она заболела,  не принесли ей водички. Ведь она просила.

Дети: - Помогите нам.

Хада:  - Я то,  постараюсь вам помочь, захочет ли она вернуться к вам?

Дети: - Захочет. Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.

Хада: - Я знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной. (подходят к дереву, где сидит кукушка)

Хада:  - Священный, Всесильный, Божественный-

             О, будь снисходителен,

             О, будь благосклонен к детям!

             Верни им маму!

Дочка Ави: - Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

Дочка Эви: - Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.

(Мама оживает, радостно обнимает детей).

Мама:  - Дети мои, как я рада видеть вас. Я вас очень люблю!!!

                             Хантыйский танец

Сказитель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть - она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий театрализованного представления «Друзья познаются в беде» (средняя группа)

Данное мероприятие является итоговым для тематической недели по ОБЖ. Цель: закрепление представлений о противопожарной безопасности, формирование дружеских взаимоотношений....

Сценарий театрализованного представления для детей средней и старшей группы " Заюшкина тётя"

Один из материалов  методического пособия 1982 года Т.Н. Караманенко " Кукольный театр - дошкольникам" послужил основой для создания обновлённого и усовершенствованного  сценария данной пост...

Сценарий театрализованного представления «Бродячий цирк» для детей средней группы.

Сценарий театрализованного представления«Бродячий цирк» для детей средней группы.     Разработала: воспитатель МАДОУ № 13 «Дельфин» г.Валдай   Нов...

Сценарий Театрализованного представления к 8 марта в старшей группе"КОШКИН ДОМ"

                                       8 Марта. Кошкин домВедущая: Мы в этом зале собрались, ...

Сценарий театрализованного представления «Вершки и корешки» в разновозрастной группе

Сценарий театрализованного представления «Вершки и корешки» с элементами финансовой грамотности в рамках завершения Эпохи Урожая был составлен  подгруппой детей старшего дошкольного в...

Сценарий театрализованного представления хантыйской сказки «Кави» (Кукушка)

Сценарийтеатрализованного представления хантыйской сказки«Кави»  (Кукушка)...