вежливые слова
материал (младшая группа)

Растокина Елена Владиславовна

слова вежливости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_slova.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект беседы на тему

«Вежливые слова»

Составитель:

Воспитатель 

                                       Растокина Е.В.



Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;
  2. развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся;
  3. расширять кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы; 
  4. воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Какие слова для вас являются волшебными? (ответы детей).

Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:

Растает ледяная глыба

От слова тёплого…. (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, …. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый) 

Что значит быть вежливым человеком? (ответы детей)

Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.

Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. А какие добрые поступки совершали вы?

Просмотр диафильма или чтение рассказа В. Осеевой Волшебное слово». 4 миут

Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (ответы детей).

А помогло ли ему это слово? (ответы детей). 

Старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

А теперь давайте вспомним сюжеты русских народных сказок, в которых герои говорили друг другу это слово. Оказывается, это слово можно произнести по-разному, т.е. – с разной интонацией. Что такое – разная интонация – мы сейчас с вами попробуем выяснить. 

  • Вот, допустим, просто слово «да». Произнесите его. (Дети произносят). Теперь скажите это слово уверенно – «да!». Теперь – неуверенно – «да-а-а». Теперь – вопросительно – «да?». (Дети отрабатывают разную интонацию произнесения каждого ответа).

Вот так же можно сказать и слово «спасибо». Теперь обратите внимание. С какой интонацией будут произносить слово «спасибо» герои разных сказок. (Читает отрывки из сказок)

  • Встретились как-то раз лисица и журавль. Пригласила лиса журавля к себе в гости и решила угостить его манной кашей. Размазала кашу по тарелке, сама ходит вокруг тарелки, языком кашу слизывает, а журавль – стук да стук носом, так ничего ему и не досталось. А лиса всю кашу сама съела. «Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем». – «Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости». На следующий день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку.

Как вы думаете, искренне поблагодарил журавль лисицу, или его слова прозвучали иронически? Конечно, иронически, т.е. – с насмешкой. Ведь лисица пригласила журавля к себе в гости на угощение, а сама всю кашу съела. Когда его произносят иронически, то даже иногда употребляют в уменьшительной форме – «ну, спасибочки». 

А какие чувства испытал журавль, когда его обманула лиса? (Он обиделся) Верно, значит, в этом случае слово «спасибо» могло прозвучать еще и с обидой.

  • Ушла одна девочка в лес за грибами да не нашла обратной дороги домой и заблудилась. Встретил ее там бычок – черный бочок, посадил себе на спинку да вывез обратно к дому. Вышли из дома отец и мать, стали свою дочку обнимать и целовать, стали бычка благодарить. «Спасибо тебе, бычок, черный бочок, белые копытца, острые рожки».

Как вы думаете, а здесь слова благодарности звучали искренне, не иронически, не с огорчением? Конечно, искренне, ведь мама и папа были так рады тому, что вновь видят свою дорогую дочку живой и невредимой.

Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре этом

И скажите нам ответ.

Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (ответы детей).

Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».

А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперёд.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед. 

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дорогие слова». Я буду читать, а вы вставляйте нужные «волшебные слова»:

  • Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. На остановке в автобус вошла женщина с маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, … (пожалуйста)». Женщина вежливо поблагодарила Вову: … («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал: … («извините, пожалуйста»).

Рефлексия

В каких ситуациях мы употребляем «волшебные слова»? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).

Ответы детей

  • Здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, спасибо, добрый день, счастливого пути, простите пожалуйста, будьте добры, благодарю, привет, пока, я виноват, я виновата, окажите услугу, очень признателен, рада вас видеть, счастливо оставаться.

Надо очень добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрее,

Если будем мы хоть чуточку добрее!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости Речевая этика, вежливые слова.

Урок вежливости. Речевая этика, вежливые слова....

Вежливость. Вежливые слова

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окружающим....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Вежливость и вежливые слова».

Цель: формирование культуры общения.Задачи:- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.-  формировать у девочек и мальчиков умение общаться м...

Вежливые слова для ребёнка. Как воспитать ребёнка вежливым?

Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...

Конспект беседы в средней группе "Вежливость. Вежливые слова"

Конспект беседы в средней группе "Вежливость. Вежливые слова"...

Беседа с детьми «Вежливость. Вежливые слова»

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окр...

Развлечение во второй младшей группе "День вежливости и этикета, вежливые слова и хорошие манеры"

Цель мероприятия: сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять ве...