Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая среда, которая способствует проявлению любознательности ребенка. Среда – это третий учитель. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в последние годы мы особое внимание уделяем оформлению среды в детском саду. Надо отметить, что оформление пространства группы детского сада из интересов детей возможна даже если у вас нет дорогостоящих материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_k_organizatsii_rpps_1.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ
Детям для полноценного развития нужен не только хороший учитель, но и самостоятельная деятельность в обучающей среде – место, где он может исследовать, творить, совершать свои собственные открытия.
Особое внимание уделяется оформлению среды, способствующей естественной любознательности и творчеству детей. В группах нет пустующих зон, где детям неинтересно. Все зоны активности строятся с учетом интересов и запросов детей. В оформлении должно быть много детских работ, дети могут заинтересоваться темой, отложить и потом видя свои работы могут дополнить или продолжить проекты. Важен не результат, а процесс познания и творчества.
Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая среда, которая способствует проявлению любознательности ребенка. Среда – это третий учитель. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в последние годы мы особое внимание уделяем оформлению среды в детском саду. Надо отметить, что оформление пространства группы детского сада из интересов детей возможна даже если у вас нет дорогостоящих материалов.
На сегодня у нас в группах имеются самые разные инструменты и материалы:
- материалы (краски, бумага, ткани проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и даже мусор);
- предметы и инструменты (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.);
- устройства (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)
Обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Рекомендуется мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, чемоданы, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуально лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей.
Пространство детского сада должно включать в себя уединенный уголок, в котором ребенок может побыть с самим собой, отдохнуть от коллектива. В современных детских садах чаще всего такие места отгораживаются ширмами, либо ставится детская палатка. В наших группах есть такие палатки. Каждый ребенок может войти туда и побыть столько, сколько ему нужно. Необходимость создания таких уголков обусловлена тем, что не все дети способны в течение дня находиться постоянно в коллективе, им требуется отдохнуть от сверстников, побыть наедине с самим собой.
В помещении есть плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, а еще много зеркал. Именно в зеркале ребенок учится себя принимать разным, знакомится со своими эмоциями. Характерны для реджио-садов зеркала различных форм, почтовые ящики, костюмерные. Все эти атрибуты призваны помочь детям познать свое «я», примерить на себя другие роли, прочувствовать суть.
Ателье, в которых дети могут заниматься различными видами творчества (рисование, аппликация, лепка, конструирование и т.д.). Ателье – место, где ребенок может выразить себя.
Группы в свою очередь делятся на зоны, где дети имеют возможность играть в те игры, которые им больше всего по душе. Важно оборудовать такие комнаты всем необходимым для детской игры. Пространство должно создавать чувство защищенности, давать возможность для уединения и в то же время - для игр и занятий.
Для начала нужно разобраться в том, сколько места мы можем выделить для детских игр и занятий. Нам понадобится какое-то место для хранения (полочка, комод с ящиками, стеллаж с открытыми полками, место на полу под корзины) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное и ковром).
Хорошо бы, чтобы в развивающей среде было материалов каждой категории:
Материалы для конструирования. Самый простой вариант - все разновидности кубиков, Лего и другие конструкторы. Но здесь можно использовать и множество других материалов. Многое зависит от возможностей пространства. В зоне конструирования могут оказаться спилы дерева, втулки от туалетной бумаги, дощечки и фанера, проволока. Кубики, Лего, другие материалы можно хранить прямо на полу в корзинах и контейнерах или выделить под них часть стеллажа.
Всё для ролевой игры и перевоплощений. Это ткани, костюмы, уголки для «домиков», кукольное хозяйство - в зависимости от интересов. В любом доме, где есть дети, есть и такие игры. Наблюдая за играми своих детей, подумайте, какими предметами можно обогатить их игровое пространство! Совершенно точно ребёнка порадуют «настоящие» предметы — телефонные справочники, одежда, шляпы, зонтики, сумки.
большое место отводится для творческой мастерской. Материалы для творчества могут быть привычными (краски, карандаши, мелки, разная бумага, ткани, глина, солёное тесто…) или самыми неожиданными (зубочистки, пуговицы, детали от сломанных игрушек, перышки, камни, кухонные принадлежности и др.).В Реджио-среде преобладают натуральные качественные материалы, такие как дерево, картон, стекло, цветы, проволоки, ткани, бумага, шишки, желуди, ракушки и т.д. детям предлагается множество качественных материалов для творчесвта: глина, тесто, акварель, пастель, темпера, масляные краски, мелки, мозаика, холсты.
Под «ателье» можно отвести часть стеллажа или полку. При этом совсем не обязательно хранить материалы в открытом доступе для всех детей, особенно если в доме есть малыши. Главное, чтобы они были в поле видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены.
Предметы, приглашающие к исследованию. Это может быть лупа или увеличительные стекла, бинокль, микроскоп, фотокамера. На полке может лежать блокнот или журнал для записей, карандаши.
Ещё одна деталь развивающей среды - «говорящие стены». На стенах повесить детские работы и стенды с фотографиями и заметками (о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте). Под такую документацию можно отвести часть стены, можно повесить небольшую пробковую доску или сделать «стенд» из холодильника и магнитов.
Предпочтение отдается материалам с открытым назначением, взаимодействие с которыми требует от детей использования своей собственной фантазии и развития своего внутреннего мира. Попробуем сделать детское пространство чуть более открытым, чуть более организованным и приятным, чуть более красивым и интересным. И посмотрим открытыми глазами на своих детей в этом пространстве.
Большинство материалов - в доступе и в зоне видимости. С материалами можно играть и творить по-разному, их можно и нужно смешивать создавая новые и новые игры. И сами материалы (по крайней мере, их большая часть) точно так же предполагают свободу творчества.
Посмотрим, что можно сделать с тем, что уже есть. Чаще всего можно рассортировать материалы и разложить по прозрачным контейнерам или корзинкам. Выбросить или убрать на время дешёвые пластиковые игрушки, постараться не вздрагивать, когда ребёнок смешивает и «портит» материалы (нас воспитывали довольно сурово в этом плане, но что такого страшного в том, что ребёнок за день израсходует пачку пластилина?)
Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Мебель, которой удобно пользоваться детям. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера.
Особая тема - свет. Можно передвинуть детское пространство поближе к окну, купить более лёгкие шторы, улучшить освещение.
Организованная таким образом развивающая среда позволяет детям проявить себя, отдохнуть, когда хочется побыть одному, поиграть с другими детьми или самостоятельно, исследовать мир и т.д. Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.
При этом обеспечивается безопасность для ребенка, который может, если захочет, видоизменить и исследовать созданное для него взрослыми пространство. Кроме того, ребенок должен уметь создавать собственное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...
Инновационный подход к организации предметно - развивающей среды детского сада
Основные функции развивающей среды детского сада...
Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...