"Цветная логика. Блоки Дьенеша"
учебно-методический материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
45иЭ,
7
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор детского сада «Алёнушка»
№________от_________ филиал Детского сада «Светлячок»
________________Р.В. Худышкина
«____» ______________2021 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Цветная логика. Блоки Дьенеша»
для детей 4-5 лет
Составитель Байдашина А.А., воспитатель
первой квалификационной категории
г. Заводоуковск, 2021
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3 |
2.Учебно - тематический план программы……………………………………………..................4 |
3.Содержание программы………………………………………………………………............................7 |
4.Годовой календарный учебный график………………………………………………………....20 |
5.Организационно-педагогические условия реализации программы, планируемые результаты………………………………………………………………………………….21 |
6. Планируемые результаты……………………………………………………………………………...22 7.Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы………………………………………………………………………………………………………...23 |
8. Список литературы………………………………………………………………………………………..25 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 4 до 5 лет.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель программы: развитие логического мышления через использование блоков Дьенеша
Задачи программы:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий всего | Количество занятий теории | Количество занятий практики |
1 | «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» | 2 | 1 | 1 |
2 | «Что нам привёз Мишутка?» | 2 | 1 | 1 |
3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | 4 | 1 | 2 |
4 | Игра на внимание «Найди пару» | 2 | 1 | 2 |
5 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» | 4 1 | 2 | 2 1 |
6 | «Что нам привёз Зайчишка?» | 2 | 1 | 1 |
7 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» | 4 | 1 | 2 1 |
8 | Игра «Отгадай фигуру» | 2 | 1 | 1 |
9 | Игра «Продолжи дорожку» | 2 | 1 | 1 |
10 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» | 4 | 2 | 3 1 |
11 | «Угости матрешек печеньем» | 2 | 1 | 1 |
12 | Игра «Укрась елки игрушками» | 2 | 1 | 1 |
13 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» | 4 | 1 | 3 1 |
14 | «Что лежит в корзинке?» | 2 | 1 | 1 |
15 | Игра «Продолжи дорожку» | 2 | 1 | 1 |
16 | Игра «Построй домик» | 2 | 1 | 1 |
17 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» | 4 | 1 | 3 1 |
18 | «Садовники» | 2 | 1 | 1 |
19 | «Мы - конструкторы» | 4 | 1 | 1 1 |
20 | «Угадай фигуру» | 4 | 1 | 1 |
21 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» | 6 | 2 1 | 4 1 |
22 | «Бусы для мамы» | 2 | 1 | 1 |
23 | «Угости мишек печеньем» «Мы-конструкторы» | 2 2 | 1 1 | 1 1 |
24 | «Посади цветы на клумбы» «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам отрицание(игра с тремя обручами) «Угадай фигуру» | 2 6 | 1 1 | 1 5 |
25 | «Продолжи ряд» «Что лишнее»
| 2 2 | 1 1 | 1 1 |
26 | «Хоровод» «Мы-конструкторы» | 2 2 | 1 1 | 1 1 |
27 | «Магазин» | 2 | 1 | 1 |
28 | «Волшебное дерево» «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание.» «Найди клад» | 2 6 | 1 1 | 1 5 |
Всего занятий | 97 | 37 | 60 |
Содержание программы
Месяц | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» | Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. | Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними. |
Сентябрь | Геометрические фигуры. | Цель: развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. | Дидактическая игра «Найди», «Что изменилось», «Чудесный мешочек» |
Октябрь | «Что нам привёз Мишутка?» | Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д Дид. Игра « Что нам привез мишутка» |
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | «Спрятались от дождя» -упражнять в группировке фигур. «Чего не стало?» и «Что изменилось?» -продолжать упражнять в группировке фигур по форме | |
Игра на внимание «Найди пару» | Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | «Найди своё место»-упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах. Дид. Игра «Найди пару» | |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». | Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Дид. игра «Спрятались от дождя» - упражнять в группировке фигур. | |
Ноябрь | «Какой это формы?» | Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | «Найди своё место» -упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах. «Какой это формы?»- Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве. |
«Что нам привёз Зайчишка?» | Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. | «Что нам привёз Зайчишка?» -мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине. | |
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» | Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. | Игра «Чудесный мешочек» упражнять в тактильном восприятии формы | |
Игра «Отгадай фигуру» | Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). | «Где мой вагончик» - Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме. | |
Декабрь | Игра «Продолжи дорожку» | Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | «Собери капельки» - упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов. «Сложи жёлтую дорожку» -формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий. |
«Цвет и форма, классификация по одному признаку». | Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак цвета. | «Найди похожие домики»- ориентироваться в мире цвета, развивать внимание. «Какого цвета не хватает?»-упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке. | |
«Какого размера фигуры?» | Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. | «Что изменилось», «Какого размера фигуры?» - упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление. | |
«Угости матрешек печеньем» | Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | «Кто в домике живёт?»-начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький. «Угости матрешек печеньем»-упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности. | |
Январь
| Игра «Укрась елки игрушками» | Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. | «Сложи узор по карточке»- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки). «Укрась елки игрушками» -развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности. |
«Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» | Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | «Какого цвета и формы? »-продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм). «Кодовый замок»-упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление. | |
Февраль | «Что лежит в корзинке?» | Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | «Цепочка»- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам. «Что лежит в корзинке? »- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины. |
Игра «Продолжи дорожку» | Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. | «Что это за символ?»-закреплять знания символического обозначения свойств фигур. «Продолжи дорожку»-Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов. | |
Игра «Построй домик» | Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру). | |
Март
| «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» | Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | «Раздели фигуры»-упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам. «Какого цвета, формы и величины?» -продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление. |
«Садовники» | Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу | «Садовники». - предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой. | |
«Мы - конструкторы» | Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. «Куда спрятался щенок»- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. | |
Апрель | «Угадай фигуру» | Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | «Помоги Незнайке»- упражнять в оперировании двумя свойствами. Третий лишний»-упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции. |
| «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Помоги Незнайке»-упражнять в оперировании двумя свойствами. «Угадай фигуру»- упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции. |
Май | «Бусы для мамы» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Бусы для мамы»-упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление. «Искатели клада»-закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. |
«Угости мишек печеньем» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Угости мишек печеньем»-упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление. «Искатели клада»-закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. | |
«Мы - конструкторы» | Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. «Куда спрята-развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. | |
«Посади цветы на клумбы»
| Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур. Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур. Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице. | |
Июнь
| «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Поиск затонувшего клада» - закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. |
«Что лишнее?» |
Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. | «Что лишнее?»-(усложнённый вариант игры) упражнять в классификации фигур по нескольким свойствам.
| |
Июль | «Мы - конструкторы» | Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. «Куда спрятался щенок»- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. |
«Продолжи ряд» | Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | «Каждому символу своё место»-упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением. «Все в ряд»- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность , усидчивость, точность выполнения задания. | |
«Хоровод» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. «Куда спрятался щенок»- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. | |
«Магазин» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «На свою веточку»-упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление. «Магазин»-закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. | |
Август | «Волшебное дерево» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Волшебное дерево»-продолжать строить постройки в соответствии со схемой. «Покажи символ»-развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание. |
«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» | Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | «Поиск затонувшего клада» - закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. |
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01.09.2021 - 31.08.2022 |
Продолжительность образовательного процесса | 52 недели |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня (понедельник, среда) |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | 01.01.2022г. – 09.01.2022г. |
Педагогическая диагностика | 1.09.2021г.-10.09.2021г. 25.08.2022г. – 31.08.2022г. |
Количество занятий | В неделю: 2 В месяц: 8 В год: 97 |
Организационно – педагогические условия реализации программы:
Программа кружка «Цветная логика Блоки Дьенеша» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 мин. Общее количество 32 часа. При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени занимает практическая работа.
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, игры на развитие воображения, пальчиковые игры)
- наглядные
(рассматривание технологических карт, шаблонов, показ образца выполнения
последовательности работы)
-практические (тематическая совместная деятельность, игры занятия, игры-загадки)
-игровые
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова,
объяснение, игра, упражнения, рассматривание, показ образца, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие способности действия наглядного моделирования.
Работа с родителями
1. консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
2.Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша . Играем дома!»
3.Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша».
4.Совместные игры с детьми «Час игры»
Планируемые результаты:
- признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Оценочные и методические материалы:
Формы контроля поквартально:
-Проведение фотоотчета «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей» (1кв.ноябрь)
-Проведение открытого мероприятия (2кв. фев.)
-Проведение мастер-класса среди родителей (3кв. май)
Критерии отслеживания усвоения программы:
Диагностика развития умений у детей, посещающих кружок «Цветная логика. Блоки Дьенеша.»
Диагностическая методика | Форма проведения | Показатели: |
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования | ||
Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины | Индивидуальное обследование
| Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур |
Действие наглядного моделирования | Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Диагностика уровня развития логического мышления Н.Б. Венгер
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 -высокий уровень
5-7 — средний уровень
0-4 — низкий уровень
Условия реализации программы:
Наглядные пособия: раздаточный материал логические блоки Дьенеша на каждого ребёнка, карточки с изображением символов, схем, шаблоны, таблицы, инструкционные и технологические карты.
Материалы и инструменты для работы: блоки Дьенеша, игрушки: медведь, машина, зайца, матрёшки, корзина, обручи, вагончики, домики, мешочек, шаблоны дерева, ёлки.
Учебно-методическое обеспечение
- Магнитофон.
- Фотоаппарат.
- Записями классической и русской народной музыки.
- Атрибуты для игр.
- Художественная литература.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека дидактических игр.
Используемая литература:
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...
Программа дополнительного образования для детей от 3 до 4 лет "Цветная логика. Блоки Дьенеша"
Прогамма дополнительного образования "Цветная логика. Блоки Дьенеша" расчитана на младший дошкольный возраст (3-4 года). Сроки реализации программы - 3 месяца (по 2 занятия в неделю). ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет....
Программа. Цветная логика. Блоки Дьенеша
Программа дополнительного образования для детей младшего и среднего дошкольного возраста, направленная на развитие психических процессов ребенка: памяти, логического мышления, воображния, речи....
Рабочая программа дополнительно-образовательной деятельности "Цветная логика. Блоки Дьенеша"
рабочая программа...
Клуб по интересам "Цветная логика. Блоки Дьенеша" (средняя гр)
Клуб по интересам "Цветная логика. Блоки Дьенеша"...