Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи
консультация (старшая группа)

Малюга Вера Васильевна

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klasss_malyuga.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии;

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, массажные кольца Су – Джок, прищепки, крышки.

Доброе утро, уважаемые члены жюри!

Доброе утро, коллеги!

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 Сегодня  хочу поделиться с вами некоторыми  упражнениями  для  развития мелкой моторики, которые ежедневно применяю  в своей работе с детьми.

 Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста,  если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.д.

Предлагаю вам следующее упражнение

 С  сыпучими материалами:

 В пиалах находится фасоль, перекладывает горошины по одной в чашку соседа , сначала правой  рукой и  проговариваем слова:

Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ,

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ - топ-топ.

Затем левой рукой.

 Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

Упражнение  с прищепками

Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, например:

Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) при этом говорим слова потешки:

Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь,

(смена рук) Но я же играю с тобою, малыш

 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно  было прикреплять  к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог.

Наши родители  вместе с детьми участвуют в акции « Сдай батарейку – спаси Ёжика», на фоне этой акции пришла идея   собирать крышки от  пластикой бутылки, спасти планету от мусора. Крышкам я нашла применение , использовала  их в следующем упражнении:

Упражнение с  крышками от пластиковых бутылок.

Берем  две крышки  от пластиковых  бутылок  кладем на столе резьбой вверх.

Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» сначала правой рукой.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать левой  или  проделать двумя руками одновременно.

Игры с крышками от пластиковых бутылок способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления; сенсорных ощущений; творческого воображения; внимания; памяти; фантазии. Используя крышки на логопедических занятиях, можно изучать с ребенком: буквы; состав слова; цвета, делить слова на слоги и закреплять правильное произношение.

Еще в своей работе использую нетрадиционные методы, которые полюбились не только мне, но и  моим детям. Это Су-Джок терапия и криотерапия.

Криотерапия

Берем кусочек  льда из миски и перебирают их 10-15 секунд (над тарелкой)

Проговариваем стихотворение:

Я вдыхаю апельсин,

Он дает мне много сил.

Буду лучше заниматься,

На занятиях стараться.

Затем льдинки  положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона  коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Су-Джок терапия

Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву.

Пальчиковая гимнастика с массажным колечком

Начинаем гимнастику  с мизинца правой руки

«Пальчики»

Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах располагаются биологически активные точки. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так  -же способствуют общему укреплению организма ребёнка.

Рефлексия.

 Уважаемые коллеги предлагаю вам закончить мастер- класс упражнением:  мысленно положить на левую руку все, то с чем вы  пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что узнали сегодня нового. Затем,  соединить ладони со своим соседом и передать свои положительные эмоции. Коллеги , скажите пожалуйста, было ли то  новое ,что вы бы положили  на правую ладонь?

Ваши высказывания подчеркивают  мысль немецкого философа Иммануила Канта:

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Спасибо! Готова  отвечать на вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук — залог успешной речевой деятельности

«Развитие речи у детей - важная составная часть их всестороннего развития, поскольку речь является одной из первоочередных психических функций человека. Речь отображает протекание мыслительных о...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи"

      Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первы...

Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи

Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.Все движения организма и ре...

«Использование тренажеров для развития воздушной струи, как залог правильной и красивой речи у детей с ОВЗ»

Использования тренажеров для развития воздушной струи мы считаем актуальной, так как правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса...

«Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи»

Влияние развития мелкой моторики рук на речь детей....

«Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи»

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности....