Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи
консультация (старшая группа)
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klasss_malyuga.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Задачи:
1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии;
3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, массажные кольца Су – Джок, прищепки, крышки.
Доброе утро, уважаемые члены жюри!
Доброе утро, коллеги!
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Сегодня хочу поделиться с вами некоторыми упражнениями для развития мелкой моторики, которые ежедневно применяю в своей работе с детьми.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста, если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим… (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.д.
Предлагаю вам следующее упражнение
С сыпучими материалами:
В пиалах находится фасоль, перекладывает горошины по одной в чашку соседа , сначала правой рукой и проговариваем слова:
Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ - топ-топ.
Затем левой рукой.
Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
Упражнение с прищепками
Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, например:
Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) при этом говорим слова потешки:
Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь,
(смена рук) Но я же играю с тобою, малыш
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог.
Наши родители вместе с детьми участвуют в акции « Сдай батарейку – спаси Ёжика», на фоне этой акции пришла идея собирать крышки от пластикой бутылки, спасти планету от мусора. Крышкам я нашла применение , использовала их в следующем упражнении:
Упражнение с крышками от пластиковых бутылок.
Берем две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх.
Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» сначала правой рукой.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать левой или проделать двумя руками одновременно.
Игры с крышками от пластиковых бутылок способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления; сенсорных ощущений; творческого воображения; внимания; памяти; фантазии. Используя крышки на логопедических занятиях, можно изучать с ребенком: буквы; состав слова; цвета, делить слова на слоги и закреплять правильное произношение.
Еще в своей работе использую нетрадиционные методы, которые полюбились не только мне, но и моим детям. Это Су-Джок терапия и криотерапия.
Криотерапия
Берем кусочек льда из миски и перебирают их 10-15 секунд (над тарелкой)
Проговариваем стихотворение:
Я вдыхаю апельсин,
Он дает мне много сил.
Буду лучше заниматься,
На занятиях стараться.
Затем льдинки положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Су-Джок терапия
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву.
Пальчиковая гимнастика с массажным колечком
Начинаем гимнастику с мизинца правой руки
«Пальчики»
Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах располагаются биологически активные точки. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так -же способствуют общему укреплению организма ребёнка.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги предлагаю вам закончить мастер- класс упражнением: мысленно положить на левую руку все, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что узнали сегодня нового. Затем, соединить ладони со своим соседом и передать свои положительные эмоции. Коллеги , скажите пожалуйста, было ли то новое ,что вы бы положили на правую ладонь?
Ваши высказывания подчеркивают мысль немецкого философа Иммануила Канта:
“Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Спасибо! Готова отвечать на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук — залог успешной речевой деятельности
«Развитие речи у детей - важная составная часть их всестороннего развития, поскольку речь является одной из первоочередных психических функций человека. Речь отображает протекание мыслительных о...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи"
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первы...
Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи
Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.Все движения организма и ре...
«Использование тренажеров для развития воздушной струи, как залог правильной и красивой речи у детей с ОВЗ»
Использования тренажеров для развития воздушной струи мы считаем актуальной, так как правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса...
«Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи»
Влияние развития мелкой моторики рук на речь детей....
Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи
Консультация для педагогов...
«Развитие мелкой моторики рук – залог правильной и красивой речи»
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности....