Проект "Одиссея Семицветика"
методическая разработка (старшая группа)

Морозова Олеся Владимировна

Квест-игра - как современная форма взаимодействия участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektodisseya_semitsvetika.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Одиссея «Семицветика» »

Квест-игра - как современная форма взаимодействия участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

 Аннотация

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. ФГОС ДО также делает акцент на расширение взаимодействия с родителями и активное вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ. Учитывая предъявляемые требования ФГОС, было принято решение апробации игровой технологии «квест игры» с целью активизации взаимодействия МБДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Актуальность

Ребенок - дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают наличие  образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. На наш взляд, это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Квесты - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Образовательные квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.  

Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квест-игр способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Преимущество квест-игр заключается в том, что  их можно организовать в любой тематической направленности.

Но самое главное, это то, что квест-игры помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья, родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ.

Цели и задачи педагогического проекта

Идея создания проекта: внедрить игровую технологию «квест» к содержанию и формам организации детской и детско-взрослой деятельности.

Цель проекта: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи:

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;
  • Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Создавать положительный эмоциональный  настрой участников игры.

В соответствии с целью определились задачи проекта:

1) изучить педагогическую литературу по теме проекта;

2) изучить специфику формирования социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста;

3) апробировать на практике применение технологии «квест»;

4) выявить возможности систематического применения технологии «квест»;

5) разработать методическое обеспечение, а также универсальную модель образовательного события «квест».

6) разработать квест-игры по основным тематическим блокам в календарном планировании дошкольного учреждения.

Участниками проекта выступили: педагог-психолог, воспитатели, воспитанники детского сада, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки исполнения проекта: один год.

Новизна проекта: разработка, апробирование и внедрение технологии «квест».

Ожидаемые результаты:

Педагоги:

  • повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
  • использование педагогами квест-технологии при организации образовательной деятельности;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • пополнение «методической копилки»;
  • положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе и дошкольном учреждении.

Дети:

  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
  • вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

Родители:

  • вовлечение родителей в образовательный процесс  ДОУ как активных участников;
  • сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений;
  • укрепление и формирование доверительных взаимоотношений детский сад-семья;
  • совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель (законный представитель)).

Продукт проекта:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми;
  • вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность;
  • укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;
  • пополнение диагностического материала;
  • конспекты совместных квест-игр с родителями (законными представителями).

Принципы реализации проекта

Работа над проектом, шла под руководством следующих принципов его реализации:

Принцип развивающего обучения: придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

Принцип воспитывающего обучения: в процессе образовательной деятельности дошкольники не только овладевают знаниями, но происходит воспитание многих качеств, таких как любознательность, дисциплинированность, настойчивость, воля и организованность.

Принцип активности: этот принцип предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип свободы выбора: ребенку предоставляется возможность, самому решить в какую игру он будет играть и ее режиссировать.

Принцип интеграции: игровая деятельность взаимосвязана с разными видами деятельности детей (познанием, физической деятельностью, развитием речи, социализацией).

Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне развития социально-коммуникативных способностей качеств детей:

  • знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
  • может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению;
  • имеет предпочтения в игре, выборе труда и творчества;
  • договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет;
  • оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами.

В ходе разработки проекта мы предположили возможные негативные последствия:

  • низкое познавательное развитие детей;
  • низкая заинтересованность родителей;
  • не высокая профессиональная компетентность отдельных педагогов.

И постарались предупредить негативные  последствия:

Распределили педагогов, ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению;

Организовали методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов;

Провели цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности;

Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провели в группах родительские собрания, консультации по разъяснению запланированных задач по проекту, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1.  Подготовительный этап.
  1. Обдумывание идеи проекта, сбор информации и материала для его реализации.

Один из важных моментов подготовительного этапа – это организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды:

  • подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей;
  • разработка  картотеки игр на развитие навыков общения старших дошкольников.

  1. Методическая работа:
  • изучить методическую литературу, ознакомится с трудами известного педагога В.П. Беспалько, положившего начало столь важной отрасли педагогики - проектированию, такими авторами, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Хуторской;
  • определение темы, цели, задач, принципов проекта, условий деятельности, критериев результативности, сроков и плана реализации ответственных за отдельные этапы проекта;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • изучение опыта воспитателей по теме проекта;
  • изучение заинтересованности родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства;
  • диагностика детей методом, выявляющим объективную картину межличностных отношений воспитанников;
  • предположение проблемы;
  • родительское собрание по итогам диагностики детей;
  • тестирование и анкетирование родителей (законных представителей);
  • семинары и семинары практикумы для педагогов.

В ходе работы над проектом, выяснились следующие противоречия:

  • между желанием родителей вырастить здорового, общительного ребенка и отсутствием времени для игровой деятельности детей в домашних условиях, по причине загруженности родителей, а так же недостаточными компетенциями родителей в области социально-коммуникативного развития дошкольников;
  • между имеющимися в детском саду условиями для игровой деятельности и нежеланием педагогов использовать их в разнообразных формах организации игры.

2. Этап реализации проекта.

Для качественной организации работы над проектом были определены следующие ресурсы:

  • Кадровые: педагог-психолог, воспитатель;
  • Информационные: методическая литература, Интернет;
  • Материально-технические: групповые помещения, кабинет педагога-психолога, музыкальный и спортивные залы, прогулочные участки, ноутбук, проектор, аудиоаппаратура.

Реализация проекта проходила через организацию разнообразных форм работы по социально – коммуникативному развитию: совместная образовательная деятельность, спортивные праздники, досуги и развлечения, прогулки детей.

При разработке и проведении квест-игр использовали следующие принципы:

1. Доступность заданий – задания не сложны для ребёнка.

2. Системность – задания логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами.

5. Разумность по времени. Время на выполнение заданий расчитано таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

6. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

7. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Условия:

1. Игры безопасные (недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).

2. Вопросы и задания соответствуют возрасту.

3. Недопустимо унижение достоинство ребенка (например, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен).

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Основное содержание:

Выбор сюжета квест-игры соотвтетствует календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты:

1. Разработка и разбор сценария.

2. Создание антуража для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовка музыкального сопровождения.

4. Разработка презентации для вступительной части.

5.Оформление наглядного материала (карты, маршруты, эмблемы помещений).

6. Продумывание методики и организации проведения игровых заданий.

7. Подготовка необходимых реквизитов для прохождения каждого пункта.

Разработка маршрута передвижений:

- маршрут непривычен, но безопасен для детей;

-для повышения интереса детей, способы передвижений различные;

-достаточное количество передвижений с посещением малоизученных «уголков» ДОУ;

-при методической разработке заданий опор не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка;

-художественное оформление «остановок» по маршруту поиска соответствует тематике и содержит в себе подсказку-направление для продолжения пути.

  1. Заключительный этап.

В заключительном этапе проекта, мы провели сравнительный анализ в области социально - коммуникативного развития.

Роль и степень вовлеченности родителей в реализацию проекта

Целью в реализации проекта было применение возможностей квест-игр для вовлечения родителей в образовательную деятельность. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы выделить из родительской группы энергичных родителей, которые станут активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу старались опираться в подготовке различных мероприятий, как с детьми, так и с родителями.

Вместе работая над проектом, педагоги, родители и дети образовали детско-взрослое сообщество, которое предполагало партнерскую позицию взрослого.

Совместный проект помог сплотить коллектив родителей, дал возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых - и педагогов, и родителей - в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в значительной степени способствует проектный метод. 

Данный проект, с одной стороны, направлен на раскрытие индивидуальности каждого, с другой - дал возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Проект расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их энергией, способствовал позитивным изменениям в семье, всестороннему развитию детей, помог выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения на новом уровне.  

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К завершению проекта планируем следующие качественные изменения:

Результаты-эффекты:

  • повышение квалификации педагогов за счёт изучения и внедрения новой технологии;
  • пополнение методической копилки;
  • положительные психологические изменения во взаимоотношениях с родителями, повышение педагогической грамотности родителей;
  • повышение культурного уровня всех участников проекта;
  • положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной среды в группе.

Дети:

  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • развитие речи, памяти, мышлении, внимания, воображения;
  • вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

Родители:

  • сплочение детского коллектива, родительского сообщества, детско-родительских отношений;
  • родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья;
  • совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения и родителей как единой команды (воспитатель, педагог-психолог, родитель).

Социальный эффект: 

  • расширение взаимодействия с родителями воспитанников;
  • расширение сетевого взаимодействия с внешними партнерами;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.

Результаты-продукты: 

  • видеофильмы;
  • методические разработки;
  • сценарии квест-игр;
  • педагогический проект.

Перспективы развития проекта

Продолжение реализации проекта с расширением и развитием тематического содержания.

Усиление интерактивности в формах реализации проекта.

Расширение территории проведения квест игр.

Увеличение количества участников квест игр.

Ресурсы для продолжения проекта

Заинтересованность участников проекта в продолжении работы.

Наличие новых идей реализации проекта.

Методическая поддержка организаторов квест-игр со стороны администрации МБДОУ.

Управленческие решения администрации МБДОУ с целью совершенствования системы стимулирования педагогической деятельности, направленной на развитие профессиональной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Проект помог детям не только развить навыки совместной деятельности, но и способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.

Квест-игры помогли нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Укрепились доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Во время проведения квест-игр, получая большой эмоциональный заряд, дети стали более раскрепощенными в общении, повысилась познавательно-речевая активность, дети научились вместе решать задачи, находить выход из ситуации,  что привело к сплочению детского коллектива. Повысился образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир квест-игр, совершенствовалась система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Огромным плюсом в проведении таких  мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель и родитель).

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для дошкольников. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов  с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Используя технологию образовательный квест ребёнок:добывает знания, выстраивает работу по алгоритму; приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и  систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде; делает собственный выбор; пользуется разнообразными источниками информации.

Таким образом, квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Приложение 1

Квест-игры в соотвтетствии с календарной тематикой

 дошкольного учреждения

Месяц

Тематика

Квест-игры

Автор  

Старший, подготовительный возраст

Сентябрь

«Осенняя пора!»

Школа – «День знаний»/ «Нам нужен мир»

«Фрукты, овощи»

«Хлеб-всему голова»

«Лес»

Октябрь

«Мир вокруг нас!»

«Животные»

«Птицы»

«Животные жарких стран»

«Мебель», «Посуда»

Ноябрь

«Одежда»

«Подводный мир»

«Дом, где я живу!»

«Моя страна Россия», «День народного единства»

«Иркутская область»/ «Безопасность»

Декабрь

Январь

«День города»/ «ПДД»

Здравствуй, Зимушка-зима!

 «Зимующие птицы»

«Звери зимой»

«Новый год»

«Детские забавы» (спорт)

«Вежливость»

Февраль

«И вся Россия за спиной…»

«Древо семьи»  

«Богатыри»

«День защитника Отечества»

«Мужские профессии»/ «Осторожно спичка»

Март

«Весна шагает по планете!»

«Международный женский день»

«Профессии» (женские)

«Мы сажаем огород», «Комнатные растения»

«Деревья, Цветы»(жарок, ландыш, подснежник, колокольчик)

Апрель

«Наша планета Земля»

«День смеха», «Цирк», «Театр»

«Космос»

«День Земли»

«Планета Земля» (народы)

Знакомство с народной культурой и традициями

Май

В гостях у сказки

«День Победы»

«Азбука безопасности»

«Насекомые»

Приложение 2

Планируемые результаты по развитию

социально-коммуникативных качеств дошкольников

Критерии

Умеет объединяться со сверстниками для совместной игры

Умеет договариваться

Помогает сверстникам

Умеет слушать собеседника

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре

Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам

Интересуется причинно-следственными связями

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред., Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., испр., и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Выпускной бал "Цветик - семицветик"

Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"

Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...