«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №10
План работы
по самообразованию
на 2018 – 2019 учебный год
воспитателя Гайсиной Е.А.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Направление: Социально-личностное.
Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
МЕСЯЦ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |
ТЕМА | ЦЕЛЬ | ||
сентябрь | 1 "Что такое право?". 2. "У каждого есть имя". | Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст. | |
Октябрь | 1."Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье". 2. "В гостях хорошо, а дома лучше". | Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи. Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги. | Лэпбук «Права детей». |
Ноябрь | 1. "Кто где живет?". 2. "Моя Родина". | Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия. Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория. | Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы. |
Декабрь | 1. "Хочу или надо?" 2. "Худо тому, кто добра не делает никому". | Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие. Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора, плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость. | «Поощрение и наказание» – правила для взрослых. |
Январь | 1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". 2. "Секреты вежливости". | Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный. Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидания, здравствуйте и др. | Консультация «Детская ложь - за и против». |
Февраль | 1. "Дети и взрослые ". 2. "Жизнь дана на добрые дела". | Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота. Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела. | Анкетирование «Пони-маете ли вы своего ребёнка». Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей". Памятка «Жестокое обращение с детьми». |
Март | 1. "Как дружить без ссоры". 2. "За свое постою, а чужое не возьму". | Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться. Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть). | Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми». |
Апрель | 1. "Труд и отдых". 2. "Грамоте учиться - всегда пригодится". | Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых. Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный. | |
Май | 1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". | Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма. | Анкетирование родителей. |
Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):
- Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
- «Заюшкина избушка» - право на жилье.
- «Колобок»- право на жизнь, свободу выбора.
- «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
- «Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых, право на неприкосновенность чужого жилья.
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - право на жизнь
- “Морозко”
- Ненецкая сказка “Кукушка”
- “Золушка” Ш. Пьеро
- «Бобовое зернышко».
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Изучение литературы:
1. Буркацкая А. « Поощрение и наказание». // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5
2. Гладкова Ю. «Педагог и семья. Проблемы взаимодействия». // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.» – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребенка.» – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.» Я – ребенок, я имею право». М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении».- М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Основы правового воспитания дошкольного возраста.
Консультация для родителей Основы правового воспитания дошкольного возраста. ...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
Викторина по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Правовые ситуации»
Викторина по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Правовые ситуации»...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....