Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности
статья
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ И ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд в природе имеет очень ценных преимуществ для всестороннего развития дошкольников:
- в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
- создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования); удовлетворяются эстетические потребности детей;
- формируется интерес к труду взрослых; усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды);
- труд в природе помогает развить чувство коллективизма; помогает воспитать бережное отношение к природе.
Труд в природе будет иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать. Труд должен отвечать определённым гигиеническим и педагогическим требованиям: должен быть разнообразным по содержанию; регулярным; посильным; должен постепенно усложняться; в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями; безопасным. Труд никогда не должен применяться в виде наказания! Приведём пример для детей 6 лет в рамках познавательного развития: «Ребёнок и природа». Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определённую территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
- развивать чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
- умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
- стремление и навыки активного участия в охране природы;
- формирование представлений: об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, животных, растений; углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
- воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
- уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт;
- внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
- ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
«Неживая природа». Цель: формировать представления о: характеристиках каждого сезона: температуре воздуха, осадках, долготе дня, состоянии растений, животных, людей; свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва – песок, камни, глина); планетах Земле, Луне, Солнце, звёздном небе. Умения: замечать изменения погоды, природы и отмечать в календаре природы.
«Растения». Представление о: дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле; разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками; растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоёма); сезонных изменениях в состоянии растений; лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.); опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.); отличительных признаках конкретных растений: 5-6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6-8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3-4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3-4 растения луга (ромашка, василёк, смолка, колокольчик и др.), 4-5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3-4 растения водоёма (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6-7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.)
Формировать у дошкольников умения соотносить: типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы, овощи, фрукты); растения с природными сообществами (лес, луг, водоём); состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе; осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
«Животные». Формировать представление о: видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов; приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной); животных леса, луга, водоёма; сезонных изменениях в жизни животных; отличительных признаках конкретных животных: 5-6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5-6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3-4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3-4 животных Красной книги (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).
Умения:
- соотносить типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
животных с природными сообществами (лес, луг, водоём);
сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;
- осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытьё кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.
Организм человека
Представления о (об):
- элементарном строении, функциях и защите органов чувств (язык, глаза, нос, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
- внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
- условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
- росте и развитии человека;
- возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец-дошкольник-школьник-взрослый-старый;
- неповторимости каждого человека.
Умение соблюдать правила личной гигиены.
Взаимосвязи в природе
Представления о:
- приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
- климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето холодное, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2-3 животных и растения);
- сезонных изменениях природных сообществ;
- состоянии природы земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге (3-4 животных и растения);
- правилах поведения человека в природных сообществах;
- умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальн...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»
Консультация для воспитателей...
"Воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-...
Методические рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...