Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности
статья
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой и опытно-исследовательской деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ И ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Труд в природе имеет очень ценных преимуществ для всестороннего развития дошкольников:
- в процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
- создаются благоприятные условия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются в настоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования); удовлетворяются эстетические потребности детей;
- формируется интерес к труду взрослых; усваиваются связи между человеком и природой (только с помощью труда человека растение развивается и даёт плоды);
- труд в природе помогает развить чувство коллективизма; помогает воспитать бережное отношение к природе.
Труд в природе будет иметь воспитательно-образовательное значение только в том случае, если его правильно организовать. Труд должен отвечать определённым гигиеническим и педагогическим требованиям: должен быть разнообразным по содержанию; регулярным; посильным; должен постепенно усложняться; в труде должны формироваться практические навыки в единстве со знаниями; безопасным. Труд никогда не должен применяться в виде наказания! Приведём пример для детей 6 лет в рамках познавательного развития: «Ребёнок и природа». Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определённую территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека.
Задачи развития воспитанника в деятельности:
- развивать чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
- умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
- стремление и навыки активного участия в охране природы;
- формирование представлений: об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, животных, растений; углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
- воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
- уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живёт;
- внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
- ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
«Неживая природа». Цель: формировать представления о: характеристиках каждого сезона: температуре воздуха, осадках, долготе дня, состоянии растений, животных, людей; свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва – песок, камни, глина); планетах Земле, Луне, Солнце, звёздном небе. Умения: замечать изменения погоды, природы и отмечать в календаре природы.
«Растения». Представление о: дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле; разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками; растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоёма); сезонных изменениях в состоянии растений; лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.); опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.); отличительных признаках конкретных растений: 5-6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6-8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3-4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3-4 растения луга (ромашка, василёк, смолка, колокольчик и др.), 4-5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3-4 растения водоёма (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6-7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.)
Формировать у дошкольников умения соотносить: типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы, овощи, фрукты); растения с природными сообществами (лес, луг, водоём); состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе; осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
«Животные». Формировать представление о: видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов; приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной); животных леса, луга, водоёма; сезонных изменениях в жизни животных; отличительных признаках конкретных животных: 5-6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5-6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3-4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3-4 животных Красной книги (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.).
Умения:
- соотносить типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся);
животных с природными сообществами (лес, луг, водоём);
сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных;
- осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытьё кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом.
Организм человека
Представления о (об):
- элементарном строении, функциях и защите органов чувств (язык, глаза, нос, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;
- внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение;
- условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей;
- росте и развитии человека;
- возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец-дошкольник-школьник-взрослый-старый;
- неповторимости каждого человека.
Умение соблюдать правила личной гигиены.
Взаимосвязи в природе
Представления о:
- приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания;
- климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето холодное, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2-3 животных и растения);
- сезонных изменениях природных сообществ;
- состоянии природы земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге (3-4 животных и растения);
- правилах поведения человека в природных сообществах;
- умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-256513-1382965598.jpg)
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-181614-1510503192.jpg)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
В современном мире роль экологического воспитания нельзя переоценить. Происходящие негативные процессы в природе напрямую связанны с деятельностью человека. Поэтому очень важно дать детям первоначальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-1276603-1602236298.jpg)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1313089-1612793422.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ»
Консультация для воспитателей...