Проект по творчеству П.Ершова "Конёк- Горбунок"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект
По сказке П.П. Ершова
«Конёк – горбунок»
в подготовительной к школе группе
№11
«Цветик-семицветик»
2022г.
Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году.
В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов - царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.
Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую
сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок.
Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой
похвалой отозвался о "Коньке-горбунке".
Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою
родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал.
Кроме "Конька-горбунка", он написал еще несколько произведений,
но они сейчас уже забыты. А "Конек-горбунок", появившись больше ста лет
назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитанники группы №11 «Цветик-семицветик» ,их родители, воспитатели, ВИД ПРОЕКТА
Долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
ЦЕЛЬ
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конек-горбунок»,
- Учить узнавать персонажей сказки, знать автора, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) , готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
Развивающие:
- Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Воспитательные:
1.Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
ГИПОТЕЗА
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их герои – хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказка прививает интерес к чтению художественной литературы.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА.
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети должны:
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знать и называть героев произведения, автора;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказки и привитии любви к сказкам. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учит сказка? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Распределение задач между педагогами ДОУ.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала. Обработка информационного материала.
Положение предметно-развивающей среды.
Основной этап
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей, педагогов ДОУ. Оформление выставки поделок и рисунков по сказке «Конёк- горбунок ». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».
3. Чтение сказки.
4. Рассматривание иллюстраций художников к сказке.
6. Рисование иллюстраций к сказке воспитанниками.
7. Лепка героев и сюжетов сказки.
8. Аппликации, конструирование из бумаги по мотивам сказки.
9. Сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
10. Организация выставок рисунков и поделок к сказке «Конек-Горбунок»
13. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями, педагогами ДОУ.
14. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
15. Фотоотчет проекта.
Работа на занятиях
П.П.Ершов «Конек-Горбунок»
Раздел программы | Тема занятия | Ответственный |
Худ.литература | 1.Рассказ воспитателя о П.П.Ершове. 2.Беседа по сказке «Конек- горбунок».
|
воспитатели |
| 1.Рассматривание портрета П.П.Ершова. 2.Рассматривание иллюстраций в детских изданиях по сказке. 3.Краткий пересказ произведения, характеристика персонажей. |
воспитатели |
Лепка | 1.Конек-горбунок. 2. Жар-птица. 3.Рыба-кит. | воспитатели |
Конструирование | 1. Град, сказочные дворцы. 2. Чудо-юдо рыба-кит 3. Конек-горбунок. |
воспитатели |
Рисование | 1. Иван и Конек-горбунок. 2. Перо жар-птицы. 3. Сказочный шатер. 4. Любимый персонаж сказки «Конек-Горбунок» |
воспитатели |
Аппликация | 1.Жар-птица. 2.Рыба-кит. | воспитатели |
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок»
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказке.
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказки, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»
2. Заучивание отрывков из сказки.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказке.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки рисунков и поделок к сказке «Конек-горбунок»;
2. Проведение итогов проектной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказке, о авторе, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Приложение 1
Знакомство с П.П.Ершовым и его творчеством
Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений.
Развивающие: Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.
Предшествующая работа:
Чтение русских народных сказок: « Сивка-Бурка», «Об Иване-дураке», «Жар-птица и Василиса-царевна». Рассматривание предметов крестьянского быта, иллюстраций русской избы. Заучивание нескольких потешек. Составление описательных рассказов по игрушке, по картинкам с изображением природы. Пересказывание уже знакомых сказок. Разучить пальчиковую гимнастику « Лошадки». Игра-лото « Что это ?» ( У ведущего карточки-картинки с изображением предметов крестьянского быта. На вопрос ведущего: « Что это?», игроки, кто быстрее, отвечают и берут себе эту карточку. У кого к концу игры набирается больше карточек, тот и выиграл.) Разучить подвижную игру « Лошадками поскачем».
Подготовка к непосредственной образовательной деятельности:
В уголке развития речи иллюстрации крестьянского быта. На книжной полке сказка «Конёк-Горбунок». На мольберте портрет П.П.Ершова.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев:
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился….. ( Колобок.)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек-копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
( Три поросёнка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…. ( Айболит.) -
Молодцы, все сказки отгадали !
А сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, он писатель, а писал он сказки, очень интересные. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно. Родился он в деревне, его папа был военным, а мама не работала, она всегда находилась дома со своими детьми, у Петра Павловича был брат. Когда Ершов вырос и пошёл учиться, он написал свою первую сказку «Конёк-Горбунок», потом он написал ещё много стихов и сказок, которые тоже писал в стихах и очень много употреблял старорусских слов, таких как: ГЛАШАТАЙ-это человек, который в старину выкрикивал объявления.
ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города.
КОУРКО- рыжая лошадь.
МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса.
СЕДЬМИЦА- неделя.
СЕННИК- помещение, где хранится сено.
СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси.
ЧЕЛЯДЬ- слуги.
Правда интересные слова ? Они встречаются в сказке «Конёк-Горбунок», которую мы сейчас будем слушать,(слушают сказку)
В детстве Петр Павлович слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Петр Павлович Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего "Конька-горбунка" - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для "Конька-горбунка" из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 году. А. С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о "Коньке-горбунке". «Конек-горбунок", появившись больше ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Петр Павлович Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме "Конька-горбунка",он написал еще несколько произведений: стихов и сказок. ,(слушают сказку)
Понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька?(Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.
Дети: Иван, братья, Конёк, царь.
Воспитатель: Какими были братья?
Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.
Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?
Дети: Ему подарила кобылица.
Воспитатель: Она ему подарила только конька?
Дети: Нет, ещё трёх коней.
Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони?(Ответы детей.)
- Чем закончилась сказка?
- А с чего всё началось в этой сказке?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
( Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.) Мы с вами познакомились с волшебным коньком, хотите поиграть пальчиками в «лошадки»?
Дети: Да.( Пальчики «скачут» как лошадки по коленям под музыку В.Шаинского «Облака».)
Воспитатель: Ребята, а может вы хотите разыграть какую-нибудь сценку из сказки ?( Дети выбирают понравившийся отрывок, распределяют роли. Драматизация.) Как хорошо у вас получилось, а главное вы всё правильно запомнили. Теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня?
- С каким писателем мы познакомились?
- Что больше всего запомнилось ?
- Сейчас нам уже пора на прогулку, но если вы захотите, мы с вами можем вечером послушать продолжение этой чудесной сказки.
Приложение 2
Консультация для родителей.
«Как и для чего читать детям сказки?»
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.
Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.
Сказка – инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Сказки воспитывают положительные качества.
Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.
Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы.
Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное. Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.
Добрая традиция.
Регулярное чтение может стать доброй семейной традицией. Всего 15 минут в день, потраченные на досуг такого характера, имеют массу преимуществ:
1. Чтение позволит вашему ребенку стать смелее, внимательнее, отзывчивее, добрее. А совместное обсуждение прочитанного, позволит развить воображение и словарный запас.
2. С помощью сказок ребенок формирует для себя общие представления о реальности, получает первоначальные знания о жизни в коллективе, в обществе.
3. Ребенок бессознательно отождествляет себя с героем, потому прочтение сказок с явным воспитательным моментом – это неназойливое влияние на его формирование.
4. Правильные сказки задают определенную систему ценностей, помогают разобраться в понятиях «добро» и «зло».
5. Сопереживая герою, малыш расширяет спектр своих эмоций.
6. Увеличивая темп речи при следующем прочтении знакомого текста, вы развиваете возможность восприятия информации на слух в разных вариациях.
7. Задавая вопросы о дальнейшем развитии событий, тренируете память. Так же полезным будет обсуждение иллюстраций.
8. Чем больше ребенок читает, тем проще усваивает орфографию и пунктуацию в дальнейшем.
С помощью сказочных произведений можно решить некоторые психологические проблемы:
- тот факт, что ребенок отдает предпочтение одной и той же книге, означает, что его что-то беспокоит. И разговор о герое, совместное размышление о нем может помочь внимательному родителю разобраться в природе страха (прочтение одной и той же истории с уже знакомым для ребенка концом формирует в его сознании уверенность в завтрашнем дне);
- если у ребенка проблемы со сном отдайте предпочтение спокойным сказкам с хорошим концом, тем, которые настраивают на позитивный лад.
Но как же сориентироваться в большом литературном многообразии? Главный критерий, на который стоит опираться при выборе книги - соответствие возрасту.
Что читать и когда?
Когда начинать читать?
Специалисты советуют начинать читать уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Сам процесс успокаивает и маму, и малыша, но для этого периода подойдут стихотворения и добрые неэмоциональные сказки. Те самые, которые мы с таким удовольствием сами слушали в детстве. Для начала подойдут старые добрые народные сказки.
Раннее детство.
В этот период стоит помнить о том, что сказка должна быть короткой и ориентированной на звукоподражание («гав — гав», «мур»). Не забывайте, что читать стоит спокойно, неторопливо. Ребенок, еще пока не понимает, что ему говорят, зато точно улавливает интонации. Малышу до первого года жизни лучше покупать книги с плотными страницами, потому как в этом возрасте им свойственно «грызть», рвать издания. Что касается иллюстраций, то будет лучше, если в ней будут присутствовать изображения реальных вещей или животных без четко прорисованных черт лица и одежды. Нарисованный персонаж должен быть максимально реален.
По мере взросления вашего малыша стоит подбирать сказки длиннее, с более сложным сюжетом, большим количеством героев.
Когда исполнилось 4 года.
Именно в этот момент сюжеты сказок, которым вы отдаете предпочтение, должны измениться. Пора вводить в мир ребенка эмоциональные оттенки. Яркие события, столкновения добра и зла — это те элементы, которые должны появиться в читаемых вами сказках. Вашему малышу будет интереснее сейчас слушать истории, в которых главным героем будет такой же малыш, как и он, а иллюстрации будут яркими, похожими на мультяшные.
От 4-х до 6-ти лет.
Конкретность мышления, которая еще сохраняется к этому возрасту, диктует правило: наличие, пусть и простого, но все-таки, сюжета. Желательные герои – животные и люди. Это то время, когда в вашу библиотеку не мешало бы включить литературные сказки. И постепенно стоит приучать ребенка к регулярному чтению, деля произведение на несколько частей.
Заинтересовать же младшего школьника чтением достаточно сложно. Здесь может помочь во многом собственный пример. Так как ребенок копирует вас во всем, чем чаще он видит вас с книгой, тем больше вероятность, что вскоре вы его застанете за таким же занятием.
Не стоит считать, что раннее обучение посредством сказки - процесс односторонний. Читая вместе с малышом, каждый раз окунаясь в мир волшебства, вы сами становитесь чуть добрее, ведь в каждом из нас где-то глубоко внутри живет ребенок, способный верить в чудеса.
Приложение 3
Конспект ООД «Конёк Горбунок»(подготовительная группа).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность.
Лепка
Цель:
развивать мелкую моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя.
Задачи:
- Предложить каждому ребенку слепить такого Конька-Горбунка, каким он ему представляется.
- В процессе работы добиваться выразительности решений.
- Все готовые работы рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, смотрите какая в руках у меня книжка. Давайте вспомним, какую сказку мы недавно прочитали с вами.
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно, «Конек Горбунок» П. Ершова. А каких героев этой сказки вы помните?
Дети: ответы
Воспитатель: Да, молодцы какие, как хорошо вы запомнили сказку. Одним из главных героев сказки был сам Конек Горбунок. Конь – это благородное, гордое, красивое и преданное животное. С давних времен он был верным другом и помощником человека.
- Давайте вспомним произведения, в которых встречается конь.
«Иван царевич и серый волк»,
«Сивка –Бурка»,
«Царевна – лягушка»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Морозко»,
«Слепая лошадь».
Но в сказке «Конек Горбунок» конь же особенный, правда ребят?
Предложить детям рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы:
-Чем отличается «Конек – Горбунок» от обычного коня: ростом (Три вершка, короткие ноги, на спине с двумя горбами, большие уши (Аршинные). (Объяснить смысл слов «Три вешка»,«Аршинные»)
-Почему его называют «Конек – Горбунок»? (Потому что маленький.)
Воспитатель: Ребятки, а хотели бы вы себе такого преданного, хорошего друга, как наш конек из сказки? Вот сегодня каждый из вас попробует создать своего Конька Горбунка, а создавать его будем из пластилина.
Сегодня я покажу вам, как вылепить Конька – Горбунка. Обратите внимание, ,какой формы пластилин? (Валик) Сгибаем его дугой, затем стекой надрезаю с одной стороны почти до середины и делю на 2 части, одну поднимаю вверх для шеи и головы. Нижние части мы делим пополам, чтобы получись пары ног – передние и задние. Верхнюю часть пластилина мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного удлиненная и заостренная). От спины оттягиваем 2 горба и аккуратно все заглаживаем Осталось дополнить нашу работу деталями: грива, хвост и уши. Делим кусок пластилина на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем – это уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и хвост. Присоединим все к туловищу и наш Конек – Горбунок готов. Можно предложить детям вылепить гриву, хвост и уши по своему желанию, используя ранее полученные умения и навыки. Работа эта трудная, но интересная.
Давайте вспомним, с чего мы начинали работу. Дети называют последовательность выполнения работы.
Прежде чем начать нашу работу, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Две ладони я прижму
И по речке поплыву
(ладони соединить лодочкой)
Две ладони, друзья, -
Это лодочка моя.
(выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму,
В синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)
А со мною по волнам
Плывут рыбки тут и там.
(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)
Работа детей. В процессе работы добиваться выразительности решений.
В конце ООД дети ставят свои работы на подставку(выставку). Обсуждение какой конек получился самый быстрый, самый яркий, у кого красивая грива и т.д.
Приложение 4
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) по теме «Конек-Горбунок»
Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке; развивать воображение, творчество.
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке «Конек – Горбунок» П.П. Ершова.
Раздаточный материал: альбомные листы, акварельные краски, простые карандаши, кисти, салфетки бумажные, палитры, стаканчики с водой по количеству детей.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам; чтение сказки П.П. Ершова «Конек – Горбунок», отдельных её эпизодов, которые дети могут изобразить; просмотр мультфильма «Конек-Горбунок».
Ход НОД
Организационная часть:
Воспитатель показывает детям перо жар-птицы
- Ребята, чье это перо? Кто его потерял? (это перо жар-птицы)
- Правильно. Кто вспомнит, что это за птица такая, жар-птица? (ответы детей)
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
- Какие вы знаете сказки с жар-птицей? (ответы детей)
- Послушайте, сейчас я прочитаю вам отрывок из одной сказки, где есть жар-птица, а вы попробуйте догадаться, что это за сказка:
«…Данило видит прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…». Кто это? (Конек-Горбунок)
Основная часть:
- Молодцы! Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать Конька-Горбунка. Кто автор сказки «Конек-Горбунок»? (ответы детей)
- А почему его так назвал автор? (потому что у него два горба)
Воспитатель показывает картинку с изображением лошади
- Ребята, а он был такой же большой, как эта лошадь? (нет, он был маленький)
- Какого он был роста, кто вспомнит? (ответы детей)
- Правильно. Он был «ростом в три вершка». Вершок - это мера длины. Чтобы узнать какого он был роста, надо сложить указательный и средний пальчики вместе. (воспитатель показывает детям, дети повторяют)
- Это - один вершок. А три вершка - это шесть таких пальчиков. (складывают шесть пальцев вместе)
- Представляете, какого роста он был? Иван, не смог бы сесть на него. И вы бы даже не смогли сесть на такую маленькую лошадку. Но, на самом деле, Конек-Горбунок был такой (воспитатель раздвигает руки врозь), вы это могли видеть, когда смотрели мультфильм по этой сказке.
- Ребята, вы догадались, кого сегодня мы буде рисовать на занятии? (ответы детей)
- Но, рисовать не просто Конька-Горбунка, а какой-нибудь отрывок из сказки, который вам больше всего понравился и запомнился в сказке. (слушают воспитателя)
Физминутка «Конь»:
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу! (подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
- Т.к. главный герой наших рисунков обязательно Конек-Горбунок, давайте вспомним, из каких частей он состоит? (голова, туловище, ушки, ноги, грива, хвост, еще у него есть не большой горб)
- Какие формы частей тела? (туловище овальное, голова овальная, шея цилиндр, ушки овальные и длинные, ноги тонкие и короткие, на палки похожи, хвост как веник)
- Каким цветом Конек-Горбунок? (серый)
- Я сейчас покажу, как рисовать Конька-Горбунка. Вы внимательно слушайте и смотрите! Сначала в середине листа я рисую овал, это будет туловище. Потом я недалеко от овала в правой стороне рисую другой овал, это голова. Потом соединяю их палочками, это у нас шея. На голове рисую еще два удлиненных овала - это ушки. Внизу туловища слева рисую ноги, потом справа. На туловище с правой стороны посередине рисую хвост как веник. И не забываем про самое главное, про горб, он не большой находится на туловище сверху. Добавляю глазик и ротик. И вот мой эскиз Конька-Горбунка готов.
- Ребята, обратите внимание, что положение тела и поза вашего Конька-Горбунка будет отличаться от моего эскиза, т.к. у вас будут свои рисунки, отрывок из сказки, который вам больше всего понравился.
Воспитатель по описанию детей рисует Конька-Горбунка, затем раскрашивает его
- Чтобы ваши рисунки получились красивыми, яркими, вам необходимо подготовить пальчики, выполним пальчиковую гимнастику «Веселые лошадки»:
В чистом поле без оглядки (пальцы обеих рук опереть подушечками на стол)
Мчатся быстрые лошадки. (быстро перебирать и стучать ими по столу)
Цок – цок – цок, цок – цок – цок (цокают язычком)
Скачет резвый табунок. (быстро перебирать пальцами и перемещать их по столу (лошадки скачут))
Практическая часть:
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь детям, испытывающим трудности.
Во время самостоятельной работы детей, воспитатель побуждает детей к более полному отражению эпизода сказки, показываю иллюстрации с изображением Конька-Горбунка
- Дети, не забывайте, что Конек-Горбунок – сказочный, волшебный персонаж и поэтому он выглядит необычно (длинные уши, горб, короткие ноги). Он из волшебной сказки и поэтому он может бегать по горам и летать по небу между звёздами.
Итог занятия:
- Какие замечательные у вас получились Коньки-Горбунки! Все такие разные, яркие, веселые, и скачут! Вы - настоящие художники!
- Что вы сегодня узнали нового? Когда вы испытывали затруднения? Что было делать проще, а что - сложнее? (ответы детей)
- Ваши работы мы повесим на выставку, чтобы все, кто увидит, ваши рисунки смогли порадоваться за вас!
Приложение 5
Аппликация в подготовительной к школе группе «Поперек его лежит Чудо-юдо Рыба-кит»
Цель: Сформировать умение составлять изображение предметов из двух частей.
Задачи:
Образовательные: Формирование эстетического вкуса.
Развивающие: Развивать умение свободно владеть ножницами – вырезывать из бумаги, сложенное вдвое, симметричные предметы, квадраты, прямоугольники, косые срезы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству П. Ершова.
Дидактический материал и оборудование. Большой лист бумаги, тонированной в голубой цвет, на нем наклеен кит. Бумага разного цвета для вырезывания, кисти, клейстер.
Предварительная работа. Чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок», рассматривание иллюстраций по сказке, беседа по сказке.
Методика проведения НОД.
Звучит музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсака.
Воспитатель читает отрывок из сказки:
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю-окияну:
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока иго изрыты.
Частоколы в ребра вбиты.
На хвосте сыр-бор шумит.
На спине село стоит:
Мужичке на губе пашут. Между глаз мальчишки пляшут, а в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Воспитатель ведет беседу с детьми:
Кто знает, из какой сказки прочитан отрывок? («Конек-горбунок»)
Кто автор сказки? (П. Ершов)
Опишите своими словами услышанный текст. (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям задание – создать услышанную картину с помощью аппликации.
- Что должны изобразить? (деревню, мужиков, мальчишек, девушек).
Воспитатель. Над созданием картины мы будем работать все вместе.
Пальчиковая гимнастика.
Мы выходим на поляну Ладони образуют круг.
Прямо к морю-океану; Волнообразные движения руками.
Поперек его лежит Правая ладонь стоит ребром на левой
ладони.
Чудо-юдо рыба-кит. Руки скрещены, правая сжата в кулак
(голова, а левая раскрыта (хвост).
Все бока его изрыты, Вращение кулачков.
Частоколы в ребра вбиты, Ладони плотно сжаты и подняты
вверх.
На хвосте сыр-бор шумит, Плавное покачивание ладоней.
На спине село стоит; Сложить ладони «домиком» над голо-
вой.
Мужички на губе пашут, Скрестить пальцы обеих рук между
собой.
Между глаз мальчишки Средний и указательный пальцы «пля-пляшут, шут».
А в дубраве, меж усов, Указательные пальцы показывают
«усы».
Ищут девушки грибов. Левая ладонь сжата в кулак, а правая
(П. Ершов) приставлена сверху (шляпка гриба).
Воспитатель уточняет приемы отдельных изображений. Каждый вырезывает то, что он захочет. Воспитатель, заметив, что каких-то деталей не хватает, поручает их тем детям, которые первые закончили работу.
Физминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Когда большая часть задания выполнена, дети приступают к наклеиванию предметов.
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по творчеству поэта Юрия Черных
«На Кудыкиной горе»...
Педагогический проект по творчеству К.И.Чуковского
Для педагогов ДОУ...
Проект "Народное творчество"
Тематический проект по знакомству детей с народным творчеством, который объединяет детей, педагогов и родителей....
Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...
ТЕМА: «Знакомство с П.П.Ершовым и его творчеством; чтение «Конёк – Горбунок»».
конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...
Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...