конспект занятия " Мой край-моя Россия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Юлдашева  Ильмира Хамитовна

Материал рассчитан для детей 5-6 лет. Занятие в форме увлекательного путешествия по интересным местам Оренбургской области. Дети познакомятся с Бузулукским бором, г. Орском, г.Оренбургом. Узнают кратко о полезных ископаемых области, пуховязальном промысле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мой край-моя Россия!»

Цель: Познавательное развитие дошкольников. Формирование целостного отношения к малой родине.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о городах нашей области; полезных ископаемых, добываемых в нашей области;

- расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор, озеро Развал), о пуховязальном промысле.

- способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.

Развивающие:

- развивать навыки учебной деятельности;

- способствовать развитию логического мышления, связной речи;

- начать обучать умению работы с картой области.

Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;

- воспитывать культуру общения детей, умение слушать других, не перебивая и используя вежливые выражения.

Методы и приёмы: наглядный (рассматривание карты, просмотр слайд-шоу), словесный (беседа, отгадывание загадок), практический (работа с картой)

Оборудование: карта Оренбургской области, музыкальный центр, компьютер, мультимедийная техника.

Словарная работа:

активный словарь: бор, металл, газ;

пассивный словарь: нефть, руда.

Предварительная работа: беседы об Оренбуржье; просмотр фильмов о достопримечательностях родного края.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас приготовила стихотворение, вы хотите его послушать?

Ответы детей.

Воспитатель:

«Люблю тебя, мой край родной,

Твои широкие просторы.

Здесь неба синь, хлеб золотой,

И степь, и реки, и озёра…

Люблю тебя, мой край родной,

За всё твоё богатство:

За газ, за нефть, за хлеб ржаной,

За дружбу и за братство.

Люблю тебя, мой край родной,

Степное Оренбуржье,

За твой простор, за твой покой,

За всё самое лучшее!»

Это стихотворение написал оренбургский школьник, шестиклассник Андрей Шнякин. О чём в нём говорится?

Дети: О любви к родному краю.

Воспитатель: Как называется наш родной край?

Дети: Оренбуржье, Оренбургская область.

Воспитатель: Вот это — карта области, нашего необъятного Оренбуржья. Наша область имеет свою символику. Кто скажет, что относится к символике области?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это флаг, герб. Помогите мне выбрать герб и флаг Оренбургской области.

Воспитатель: Каждая область имеет свой главный город. Он есть и в нашей Оренбургской области. Может ли кто-нибудь назвать его?

Дети: Оренбург.

Воспитатель: Правильно, это Оренбург. Посмотрите, где он на карте. ( показывает, отмечает флажком).

Воспитатель: Мы с вами уже многое узнали о нашем крае, а хотите узнать о нём ещё больше? Тогда я приглашаю вас в путешествие по нашей славной Оренбургской области. Я предлагаю флажками отмечать те места, где мы сегодня побываем. А путешествовать я предлагаю на… отгадайте загадку

По стальным дорожкам

Мчит сороконожка.

Тук-тук-перестук.

Круглый щелкает каблук.

С развеселой песенкой

По железной лесенке…

Дети: На поезде.

Воспитатель: Предлагаю назвать наш поезд «Поездом дружбы», потому что все вы — друзья, согласны? Ну тогда — в путь!

(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)

Воспитатель: Внимание! Наш поезд прибыл на станцию Оренбург.

(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Оренбург»).

  1. Оренбург – это главный город нашей области. Давайте отметим его на карте.

Воспитатель: Через реку Урал в г. Оренбурге построен пешеходный Белый мост - это место, где встречаются Европа и Азия. На середине моста стоит обелиск «Европа – Азия». Считается, что по реке Урал проходит граница между двух частей света.

В городе Оренбурге много памятников. Так же есть театры (Кукольный, Драматический, Музыкальной комедии), кинотеатры, парки, скверы, музеи, цирк, канатная дорога и мост через реку Урал, аэропорт, церкви. Город Оренбург большой и красивый.

Воспитатель: Ну что же, а нам пора двигаться дальше.

(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку).

  1. Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Бузулук! (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Бузулук»)

Город Бузулук является центром Бузулукского района. Он находится на западе нашей области. Отметьте его на карте флажком. (Ребёнок отмечает флажком).

Воспитатель: Что вы уже знаете об этом городе и районе?

Дети: Там находится Бузулукский бор.

Воспитатель: А что такое бор?

Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.

Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. (Работа с иллюстрациями).

Воспитатель: Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что в 1961 году здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Нефть – это жидкость темно — коричневого цвета, маслянистая, а ещё она обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей. Ребята, а для чего нам нужна нефть?

Дети: Из неё делают бензин, керосин.

Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из-под земли с помощью специальных нефтяных вышек.

Ну а мы прощаемся с городом Бузулук и отправляемся дальше.

(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)

  1. Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Саракташ!

(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Саракташ»).

Воспитатель: Посёлок Саракташ находится в центральной части области и является центром Саракташского района. (Ребёнок отмечает его флажком на карте).

В Саракташе есть большой православный комплекс — Свято-Троицкая обитель милосердия. Здесь много церквей, храмов, есть православная гимназия, есть колокольня или звонница.

Воспитатель: Но Саракташ знаменит ещё и тем, что в нём зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области.

Как вы думаете, о чём я говорю?

Дети: Об оренбургском пуховом платке.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире?

Дети: Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые.

Воспитатель: На этом мы прощаемся с поселком Саракташ и отправляемся дальше.

(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)

Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Орск!

(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Орск»)

Город Орск находится на востоке нашей области и является центром всего восточного Оренбуржья. (Ребёнок отмечает его флажком на карте)

Вокруг него расположены города Новотроицк, Гай, Медногорск. Все эти города известны тем, что в них находятся большие заводы, на которых производят металл.

Воспитатель: В восточном Оренбуржье очень много месторождений различных руд: медных, железных, никелевых.

Из руды на заводе в огромных доменных печах выплавляют металл (Работа с иллюстрацией). Люди, которые это делают, называются металлургами.

Воспитатель: Ну а наше путешествие продолжается, отправляемся дальше. (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)

  1. Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Соль — Илецк.

(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Соль — Илецк») Воспитатель: Город Соль — Илецк расположен на юге нашей области. ( отмечает его флажком на карте) Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали?

Дети: О соли, о солёном озере.

Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. В этом городе находится уникальное солёное озеро Развал, единственное в России.

(Рассматриваем иллюстрацию)

Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда?

Дети: Отдохнуть, искупаться, полечиться.

Воспитатель: Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы, которые называют «лекарственным лакомством», так как они очень полезны для почек. Я всем рекомендую каждое лето посещать Соль-Илецкий курорт, чтобы укреплять своё здоровье.

А нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подошло к концу. Но сначала давайте вспомним, о каких богатствах нашего края вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом, которая называется «Наша область какая?»

- Наша область…. (красивая, чистая, зеленая, современная, любимая, удивительная, цветущая, великолепная, гостеприимная, многонациональная, прекрасная, замечательная).

- Вы любите нашу область? (ответы детей)

- За что вы любите ее? (Я люблю Оренбургску область за то, что в ней есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья) и т.д.

Воспитатель: Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Конспект занятия «Мой край – Рязанщина».

Конспект занятия в старшей группена тему: «Мой край – Рязанщина».Программное содержание:Обобщить и расширить знания детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; находить следы влияния де...

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Конспект занятия "Мой край родниковый"

Накопление ребенком  культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослым....

Конспект занятия «Мой край - Мордовия моя»

Заняти проводится в ввиде игры КВН...

Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...