Беседа "Учимся мириться"
консультация
В детском, как и любом другом, коллективе неизбежны конфликты. Из-за недостаточности опыта детям зачастую сложно контролировать свои чувства и поведение в конфликтной ситуации.
Одни дети конфликтуют редко, с другими это происходит довольно часто. Кто-то, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности, и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.
В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер:
- физическая агрессия - конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;
- устная агрессия - крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;
- разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;
- непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_roditelyami_na_temu_uchimsya_miritsya.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы с родителями на тему «Учимся мириться»
Подготовила: воспитатель Юдина Татьяна Юрьевна.
Воронеж, 2020 год
В детском, как и любом другом, коллективе неизбежны конфликты. Из-за недостаточности опыта детям зачастую сложно контролировать свои чувства и поведение в конфликтной ситуации.
Одни дети конфликтуют редко, с другими это происходит довольно часто. Кто-то, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности, и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.
В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер:
- физическая агрессия - конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;
- устная агрессия - крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;
- разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;
- непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.
Поведение ребенка обусловлено сформированностью игровых умений и навыков общения, семейной обстановкой и личностной предрасположенность к конфликтам.
Перед тем как говорить о способах мириться, нужно знать причину конфликтов. Наиболее часто у дошкольников конфликты возникают по следующим причинам:
- из-за игрушек;
- из-за правил игры и распределении ролей в ней;
- по поводу правильности игровых действий;
- нежелание пускать в игру новых участников;
- разрушение игры;
- обиды из-за проигрыша.
Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Роль близкого взрослого при конфликте дошкольников направить ребенка на мирное решение разногласий. Не следует решать за ребенка все его конфликты. Родитель обязан вмешаться только в случае угрозы здоровью участников. В остальных ситуациях, родители должны дать ребенку возможность самому решить конфликт, получив, тем самым, бесценный опыт.
Ребенок должен уметь самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
Наиболее благоприятна ситуация, если после окончания конфликта родитель обсудит с ребенком ситуацию и подскажет варианты развития событий. Смысл такого обсуждения заключается в помощи детям выявлять возникшую проблему, высказать свои варианты по её разрешению, принять приемлемое для всех в этой ситуации решение и взглянуть на него со стороны после того, как конфликт исчерпан. Совместное с детьми обсуждение конфликтных проблем способствует выработке у них умения самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками, даёт чувство уверенности, формирует положительную самооценку и уважение к другому человеку.
Обсуждая ситуацию конфликта, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Обсуждение реальных конфликтных ситуаций способствует развитию умения их контролировать, вырабатывать альтернативные решения, варианты разрешения, мотивировать своё решение.
Родитель должен донести, что для избегания конфликтных ситуаций нужно соблюдать правила, не смеяться над окружающими, не жадничать, не злится на тех, кто лучше что-то делает, учиться находить компромисс.
В ходе беседы с ребенком можно предложить следующие способы решения конфликтных ситуаций:
- Договориться об очередности игры с игрушкой.
- Просить игрушки, а не отбирать их.
- Четко обговорить правила игры и не отступать от них.
- Высказать словами свои чувства, не применяя физическую силу.
- Применить считалочку для распределения ролей в играх.
- Найти компромисс при выборе дальнейших действий.
- Спокойно выслушать собеседника.
- Выполнять свои обещания или не обещать вовсе.
- Попросить прощения («Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал».), применить «мирилку»..
Примеры «считалок»
Раз, два, три, четыре, пять… Нам друзей не сосчитать. А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. | Ехала белка на тележке, Продавала всем орешки, Кому два, кому три, Выходи из круга ты. |
Мы весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Раз, два, три, четыре, пять — Ты попробуй нас догнать. | Раз, два, три, четыре, пять – Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели. Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы. Мы играем - водишь ты. |
Примеры «мирилок» (Слова произносятся в такт движениям рук, сцепленных мизинчиками.)
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. | Мир и дружба — навсегда, ну, а ссора — никогда! |
Мы не будем больше злиться, Мы решили помириться, Злюка, уходи от нас. Мы опять друзья сейчас! |
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Взрослый должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.
Можно использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия («Когда ты…»);
- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);
- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).
Модно предложить ребенку способы избавления от злости: игру на барабанах, выкапывание ямы, уборка снега зимой, листьев осенью или лепка из пластилина, громко петь или энергично танцевать.
Родителям и другим взрослым близким важно запомнить, что детский конфликт легче предотвратить, чем решить. Для этого необходима доброжелательная атмосфера в семье. Доверительная беседа и разбор конфликта поможет в дальнейшем ребенку быть более откровенным, уметь открываться и следовать наиболее подходящим советам. Нельзя вставать на сторону одного из участников конфликта (даже если это ваш ребенок) или обвинять кого-то. Ребенок должен научиться самостоятельно определять степень вины и мотивы каждой стороны.
Для профилактики конфликтов, можно использовать чтение художественной литературы или просмотр мультфильмов с последующим обсуждением поведения героев. Предлагаю некоторые из них: Орлов В.Н. «Кто кого?», Сеф Р. «Чашка и блюдце», С.Прокофьева «Про грубое слово «Уходи», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Эскимосская народная сказка «Как лисичка бычка обидела», Улицкая Л.Е «Хочу быть добрым», Осеева В.А. «Сторож», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово», Кузнецова А. «Подружки», Сутеев В.Г. «Яблоко», Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Узбекская сказка «Упрямые козы», Павлова Н. «На машине», Артюхова Н.М. «Саша-дразнилка» и т.д. Мультфильмы «Цвети-семицветик», «Приключения кота Леопольда» и другие.
Перед тем, как требовать от ребенка умения выходить из конфликтов или не вступать в них, нужно оценить собственную способность это делать. Ребенок активнее учится, видя пример родных ему людей. Ели в семье принять выяснять отношения на повышенных тонах или даже с применением физической силы, то и ребенок будет перенимать подобную манеру поведения.
В завершении хочется процитировать кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»
Список использованной литературы:
- Красильникова М.Г. Причины возникновения конфликтов у дошкольников (https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/17/prichiny-vozniknoveniya-konfliktov-u-doshkolnikov)
- Машнёва В.Н. Конспект занятия по социально – личностному развитию «Как помириться после ссоры» (https://infourok.ru/kak-pomiritsya-posle-ssori-konspekt-zanyatiya-po-socialno-lichnostnomu-razvitiyu-2606901.html)
- Суслова Н.А. консультация: Конфликты детей дошкольного возраста (https://multiurok.ru/blog/prichiny-dietskikh-konfliktov.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"
Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
"Мирись мирись и не дерись"
Мирись-мирись и не дерись.Физкультурное развлечение для детей 4-5 летнего возраста.Задачи: закрепить умение детей в ходьбе по уменьшенной площади; в прыжках; ходьбе змейкой; упражнениях с мячом ...
Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись
Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...
МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?
Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....