«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
статья

Лебедева Валентина Ефимовна

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит  музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. Поэтому так необходима организация самостоятельной музыкальной  деятельности  детей  не только в процессе НОД, но и в режимных моментах, а также в свободной  деятельности детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Подготовила: музыкальный руководитель Лебедева Валентина Ефимовна

Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его опыта, уровня знаний и профессионального мастерства зависит конечный результат воспитания дошкольника. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель.  

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит  музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. Поэтому так необходима организация самостоятельной музыкальной  деятельности  детей  не только в процессе НОД, но и в режимных моментах, а также в свободной  деятельности детей.

Участие воспитателя в музыкальном развитии детей особенно важно в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить, чтобы дети были внимательны, наблюдать, кто и как проявляет себя во время игры или исполнения. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Важной ролью воспитателя является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом!

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей  в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются:

  • музыкальные инструменты;
  • музыкально-дидактические игры;
  • игрушки-забавы, которые впоследствии могут быть обыграны воспитателем: (мишка играет на балалайке, крокодил на гармошке, заяц прыгает,  девочка танцует и т.д.)
  • «звуковые» книжки и картинки, изготовленные из картона. На каждой ее странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой песни. Малыши устанавливают ее на пюпитр не озвученного пианино и поют свою любимую песенку, нажимая пальчиками на клавиши.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:

  1. Игра на детских музыкальных инструментах. 

Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, бубне, ложках и других инструментах. Они могут исполнять распевки, ритмические рисунки,  выученные на занятиях,  или же придумывают свои мелодии, проявляя творчество. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.

Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору и балаган. 

  1. Музыкальная игра  - одна из наиболее ярких форм 

самостоятельной  музыкальной деятельности детей. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры.  Игра может носить развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии или хоровод зверей.) 

  В других сюжетно – ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям.  Например: играя в парад, мальчики поют песню «Барабан» М. Красевой, барабанят и маршируют. Девочки укладывают кукол, поют «баю – бай». 

                  В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

  1. Музыкально-дидактические , настольно-печатные игры  -  развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств  музыкального звука:  «Музыкальное лото»«Догадайся, кто поет»«Кто  как идет?»,  «Угадай, на чем играю?», «Два барабана»«Тише – громче в бубен бей»«Назови песню по картинке»  и др.  

Роль воспитателя на начальном этапе: обязательно проговорить детям ход, правила и содержание игры с демонстрацией действий, затем дети самостоятельно выбирают полюбившуюся им игру, а воспитатель наблюдает и корректирует их действия при необходимости.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей, можно наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физ. занятий использовать следующие произведения:

    Во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и др.;

     Во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского;

    Во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, «Марш» И. Иорданского,

      К. Парлова и др. 

     Общеразвивающие упражнения - П.И.Чайковского («Новая кукла»).

На прогулке можно поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях«Горошина»«Кот Васька»«Найди себе пару», в пальчиковые и речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.

Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день. 

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется «Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, современные детские песни и т.д.

Таким образом,  роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным и  как бы соучастником детских игр.

Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности

следует продумать условия размещения музыкального уголка:

  1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей.
  2. Разнообразие (и обновляемость) оборудования музыкального уголка.
  3. Учет возрастных особенностей детей.
  4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

ПРИМЕРНЫЙ перечень оборудования, инструментов и игровых материалов для музыкальных уголков

ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА

  • Детские музыкальные инструменты:

- со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубен, румба, деревянные палочки, кубики, ложки, барабан);

- издающие звук только одной высоты (дудочка)

  • Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (музыкальный телефон, музыкальные шкатулки и шарманки, органчик, музыкальные волчки, музыкальные шары, поющие куклы и т.п.)
  • Неваляшка, Ванька-встанька
  • Не озвученные бутафорские музыкальные инструменты (гармошки, гитары, балалайки, пианино и т. д.)
  • Заводные игрушки: пляшущий медведь, прыгающий зайчик, поющая птичка и т.д.
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками.
  • Атрибуты: флажки, платочки, разноцветные ленточки с колечками, маски, иллюстрации к песням, игрушечный магнитофон

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Неваляшка, Ванька – встанька
  • Заводные игрушки: пляшущий медведь, петрушка с тарелками, поющая птичка,   шагающий пингвин и т.д.
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки.
  • Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты

(погремушки, маракасики, барабан, бубен, деревянные палочки, музыкальные молоточки, ложки); издающие звук одной высоты (дудочка); детское пианино.

  •  Не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  •  Атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняются по необходимости).
  • «Немая клавиатура» (одна октава)
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками.
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей (народная музыка, популярные детские песни, песни из мультфильмов, классическая музыка, инструментальная музыка, танцевальная музыка, музыка для утренней гимнастики, звуки природы).
  •  Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
  • Картотека музыкальных дидактических игр
  • Подбор иллюстративного материала с изображением музыкальных инструментов
  • Подбор иллюстративного материала, где изображены дети и взрослые, которые занимаются разными видами музыкальной деятельности

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Детские музыкальные инструменты (дудочка, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник, маракасы, трещотки, цимбалы, кларнет, триола, свисток: водяной, деревянный, пластмассовый, глиняный).
  •  Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Музыкальные игрушки, озвученные с фиксированной мелодией (шкатулки, лесенки, органчики); образные игрушки со звучащей кнопкой; музыкальный микрофон; молоточки; музыкальная юла в сочетании трех звуков разной высоты; музыкальные синтезаторы.
  • Музыкальные игрушки не озвученные: пианино, гобой, гармонь, балалайка, гусли, домра, труба, тромбон, саксофон.
  •  Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  •  Фланелеграф или магнитная доска.
  • «Немая клавиатура» (одна октава)

  •  Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  •  Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Звуковая книжка или отдельные картинки (для всех групп)

На странице изображен рисунок, сюжет которого соответствует знакомой песне.

Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии и текста данной песни.

  •  Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка)
  •  Ленточки, цветные платочки, флажки, султанчики и т.п.(атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек.
  •  Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
  • Фотографии, репродукции, портреты, иллюстрации (восприятие музыкальных произведений и исполнительство).

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, медведь, петрушка и т. д.)
  • Игрушечный микрофон.
  • Детские музыкальные инструменты

(дудочка, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник, колокольчики, маракасы, трещотки, цимбалы, триола, свисток: водяной, деревянный, пластмассовый, глиняный).

  • Музыкальные игрушки, озвученные с фиксированной мелодией (шкатулки, лесенки, органчики); образные игрушки со звучащей кнопкой; музыкальные синтезаторы.
  • Музыкальные игрушки неозвученные: пианино, гобой, гармонь, балалайка, гусли, домра, труба, тромбон, саксофон.
  •  Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Ленточки, цветные платочки, флажки, султанчики и т.п.(атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  •  Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
  •   Музыкальные игрушки-самоделки (дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
  •  Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  •  Атрибуты к подвижным играм
  •  Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  •  Настольная ширма и ширма по росту детей
  •  Музыкальные лесенки:  пятиступенчатая и семиступенчатая
  •  Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
  • Фотографии, репродукции, портреты, иллюстрации (восприятие музыкальных произведений и исполнительство).
  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Фланелеграф или магнитная доска.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

  • Детские музыкальные инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ложки, трещотки, цимбалы, арфа, треугольники, колокольчики, свисток: водяной, деревянный, пластмассовый, глиняный).
  •  Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, ксилофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
  • Музыкальные игрушки, озвученные с фиксированной мелодией (шкатулки, лесенки, органчики); образные игрушки со звучащей кнопкой; музыкальные синтезаторы.
  • Музыкальные игрушки не озвученные: пианино, гобой, гармонь, балалайка, гусли, домра, труба, тромбон, саксофон.
  • Самодельные инструменты для шумового оркестра
  • Игрушечный микрофон.
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  •  Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях
  •  Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  •  Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото», «Звуки бывают разные», «Определи по ритму», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик», «Песня-танец-марш», «Времена года», «Наши любимые произведения»  и др.
  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Фланелеграф или магнитная доска.
  • Настольная ширма и ширма по росту детей
  •  Музыкальные лесенки:  пятиступенчатая и семиступенчатая
  •  Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; разноцветные ленточки,  платочки, флажки, султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Фотографии, репродукции, портреты, иллюстрации (восприятие музыкальных произведений и исполнительство).
  • Портреты композиторов (Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Лядов, Мусоргский, Кабалевский)
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»

         Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию воспитателя, но и без его помощи.  Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, тогда он сможет также уверенно действовать и вне занятий, самостоятельно организовывать музыкальные игры, по желанию танцевать и петь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

 Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им....

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей  о роли в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "...

Консультация для воспитателей " Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе"

  Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческим...