Интеграция познавательно - математического развития дошкольников при ознакомлении с окружающим миром
методическая разработка
Интеграция познавательно - математического развития дошкольников при ознакомлении с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
«Центр – детский сад №199 «Радужный»
Методическая разработка
для работы с детьми дошкольного возраста
«Интеграция познавательно - математического развития дошкольников при ознакомлении с окружающим миром»
Автор:
Воспитатель МАДОУ ДО г. Краснодар
«Центр-детский сад №199»
Хорольская Анна Александровна
г. Краснодар 2022 г.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Но математика, это не только цифры и действия с ними. С математическими характеристиками окружающего мира ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль разработать цикл работ по интеграции математических представлений с окружающим миром природы в соответствии с наступившим временем года. С помощью игр и заданий мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях и знаний о времени года «Зима».
Обучение детей математике в интеграции с окружающим миром в дошкольном возрасте помогает формировать и совершенствовать у детей интеллектуальные способности: логику мысли, рассуждения и действия, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Постановка проблемы:
В процессе образовательной деятельности по формированию математических представлений у многих детей быстро терялся интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать метод интеграции математических представлений с окружающим миром природы.
Цикл данной специально организованной деятельности состоит из нескольких этапов, объединенных одной темой. В ходе работы дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счетным материалом и т.д. Также, предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. В конце подводится итог вместе с детьми, и ставится задача на следующее занятие (интригуется).
Цель: развивать познавательную активность и творческие способности дошкольников.
Основные задачи:
- Закреплять навыки счета в пределах от 1 до 5 в прямом и обратном порядке;
- знакомить детей с составом числа 5;
- продолжать учить детей из геометрических фигур выкладывать различные изображения;
- расширять целостное восприятие детьми времени года «Зима»;
- формировать способности детей совместно взаимодействовать.
Планируемые результаты:
По завершению работы по интеграции математических представлений с окружающим миром природы результате обучения к концу года дети должны
ЗНАТЬ: числа от 1 до 5; порядковый счет в пределах 5; состав числа 5; предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее; понятия: до, между, после, рядом; плоскостные геометрические фигуры их стороны и углы.
УМЕТЬ: считать от 1 до 5 и от 5 до 1; считать с использованием порядковых числительных (первый, второй …) в пределах 5; сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма; правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их стороны и углы; собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира;
В данной методической разработке представлено четыре этапа.
1 ЭТАП
Цель: закрепить представления детей о зиме, зимних играх и забавах, посредством математических упражнений.
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; закрепить знания о геометрических фигурах; упражнять в умении сравнивать предметы, обозначать результаты словами: длинный, короткий, широкий, узкий; развивать логическое мышление, внимание, речь.
Структура 1 этапа:
- Держась за руки, воспитатель с детьми заходят в группу под музыку. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. (Стук в дверь.) К нам кто-то пришел. (Заходит Зимушка-зима)
-Зима: Здравствуйте, я Зимушка-зима. Я принесла вам из леса письмо, от моих друзей – лесных жителей.
«Дорогие ребята группы «Бусинки».
Закончилось лето. Нам – лесным жителям стало очень грустно. Подскажите, пожалуйста, во что нам можно поиграть?».
- Ребята, мы поможем с вами лесным жителям повеселиться и поиграть? А пока давайте присядем. Скажите, какое сейчас время года? Какие признаки зимы вы знаете? Давайте отгадаем загадки?
- Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима.)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (Снег.)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (Снеговик.)
Зима: Молодцы, ребята. Теперь я предлагаю вам сесть за стол. Что вы здесь видите? Геометрические фигуры. Какие? Предлагаю Вам отправиться в путешествие в зимний лес и представить, и сконструировать то, что есть в зимнем лесу. Какие геометрические фигуры нам для этого понадобятся? В каком порядке мы будем их составлять? Скажите, а из чего мы можем еще слепить снеговика? Правильно, из снега.
Зима: Теперь давайте присядем и посмотрим на фланелеграф. Кого вы здесь видите? (девочек). Давайте их посчитаем. (4.). А у девочек что есть? (Санки.) Сколько санок? (4.) Что можно сказать о количестве девочек и санок? (их поровну). Еще одна девочка Маша решила погулять со своими подружками. Сколько стало девочек? (5). Как у нас получилось 5 девочек? (К 4 прибавили одну.) А теперь скажите: девочек и санок поровну? (Нет.) Что надо сделать, чтобы стало поровну девочек и санок? (Прибавить еще одни санки.) Скажите, а наш друг – зайчик может кататься на санках со своими братьями?
Подходим к построенным из конструктора дорожкам. Воспитатель: Посмотрите, ребята на эти дорожки. Скажите: они одинаковые? Чем они отличаются? (Цвет, длина, ширина.) Скажите, пожалуйста, по маленькой дорожке на какой ледянке мы будем кататься? А по большой? (На каждую ледянку положили правильную ледянку: на большую дорожку — большую ледянку, на маленькую дорожку — маленькую.)
Физминутка
Давайте немного разомнемся. Подвижная игра «День-ночь». Что мы делаем ночью? (Спим.) А днем? (Играем, веселимся.) При слове «день» — звучит музыка, дети прыгают, хлопают в ладоши. При слове «ночь» - складывают ладони под щеку, имитируют сон.
Ребята, скажите мне, пожалуйста. Неужели из-за того, что зимой холодно, мы будем с вами скучать и не будем ни во что играть? Во что мы будем с вами играть? (Показываем на картинки, которые собрали.) Предлагаю сложить эти картинки в конверт и отправить нашим лесным друзьям, что бы они знали в какие игры может играть с друг другом зимой. Отдадим этот конверт Зимушке-зиме, а она отнесет его в лес передаст его лесным жителям.
Рефлексия
Ребята, какое сейчас время года? Во что можно играть зимой? А какая зимняя забава вам больше всего нравится? Мы с вами помогли лесным жителям?
2 ЭТАП
Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; находить предметы с заданными свойствами.
Задачи: Продолжать развивать комбинаторные способности детей, внимание, образное мышление; упражнять в количественном счёте; упражнять в выполнении речевых упражнений с имитацией движений; закреплять знания детей о временах года; воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы: модель снежинки, карточки с изображением геометрических фигур, геометрические фигурки из картона, счётные палочки.
Структура 2 этапа
Воспитатель: К нам кто-то пришел. (Заходит Зимушка-зима)
- Здравствуйте, я Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Ребята, какое сейчас время года? (зима) Какой месяц? (январь) Какое время года было перед зимой? (осень) Хотите поиграть? Если я скажу «Осень», вы стоите на месте без движения, если скажу «Зима», хлопайте в ладошки. (игра проводится 3-4 раза)
Воспитатель: Молодцы! Назовите зимние слова (Снег, коньки, метель, и т.д.) А чего во дворе много в январе? (снега)
Зима: Сегодня в мое окно влетела снежинка. Но не простая, а волшебная. Куда она упала, я не заметила. Давайте её вместе поищем! (дети под музыку ищут). Вот снежинка- пушинка как спряталась! Ой, ребята, что-то написано.
«Я - весёлая Снежинка!
Прилетела к вам, друзья.
Очень хочется узнать,
Вы любите играть?
Отгадайте- ка, ребятки, загадки!
1. «Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?» (Круг)
2. «Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам» (Треугольник)
3. «Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нём - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (Квадрат)
Д.- (отвечают).
Воспитатель: Круг, квадрат, треугольник - что это? (геометрические фигуры)
Зима: Дети, а еще зимой можно играть в снежки, давайте поиграем и немного повеселимся? Встаньте врассыпную вокруг меня.
Физминутка «Снежки»
(Зима с детьми играют в снежки под веселую зимнюю музыку)
Воспитатель: Отдохнули, повеселились, а теперь давайте сядем за стол. Перед вами карточки. Что на них изображено? (На карточках изображены геометрические фигуры) Фигуры по цвету и форме одинаковые? (Фигуры разные) У вас есть фигурки из картона. Расположите на карточке фигурки так, чтобы они совпадали с нарисованными (выполняют задание, воспитатель следит за выполнением задания). Арина, назови, в каком порядке расположены фигуры на твоей карточке? (называет) Иван, назови, в каком порядке расположены фигуры на твоей карточке? (называет)
Зима: Дети, давайте полетаем как снежинки? «Полетаем» под музыку, а когда музыка закончится, вам нужно встать парами, тройками, четвёрками по моей команде (выполняют игровые действия).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ребята, что- то наша Зимушка-зима заскучала. Давайте из цветных палочек построим для неё снежинок- подружек. Из чего состоит снежинка? (Снежинка состоит из лучей). Сколько у вас у каждого палочек? (У каждого по пять палочек). Одна палочка это один луч. Сколько лучей будет у снежинки? (У снежинки будет пять лучей) Приступайте к выполнению задания. Следите за расстоянием между лучами. Оно должно быть одинаковым (выполняют задание).
Рефлексия
Зима: Молодцы! Все справились с заданием. Сколько красивых снежинок получилось!
Воспитатель: Наша гостья «Зимушка-зима» улыбается. Думаю, она всем своим подружкам - снежинкам обязательно расскажет, какие в нашей группе замечательные ребята!
3 ЭТАП
Цели: продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»; учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями; совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Структура 3 этапа
Организационный момент: в группу заходит «Зимушка-зима» и говорит:
По удобнее садитесь
Не шумите, не вертитесь,
Все внимательно считайте,
А спрошу вас - отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Игровое упражнение «Разноцветные снежинки» проводит Зима.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Зима: Что это, ребята? Правильно, снег. Какое время года сейчас? Когда идёт снег? Есть ли сейчас снег на улице? Как называется природное явление, когда идёт снег? (снегопад) Любите ли вы снег? Что можно делать со снегом? Знаете, ли вы, из чего состоит снег? (для ответа на этот вопрос воспитатель предлагает отгадать ещё одну загадку)
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села —
От тепла растаяла...
Какого цвета снег? (белого) Какого цвета снежинки? (прозрачного)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в страну Математики. В стране Математики тоже наступила зима и пошёл снег. Только снег в этой стране не обычный, а разноцветный. Посмотрите на волшебный разноцветный снег и выполните задание жителей страны Математики (выкладываю на доску 5 синих снежинок и 4 голубых)
Зима: Сколько всего синих снежинок? Сколько всего красных снежинок? Чего больше, синих снежинок или красных? Чего меньше, красных снежинок или синих? Какое число больше, пять или четыре? Насколько пять больше четырёх? Какое число меньше — четыре или пять? Насколько четыре меньше, чем пять? Как сделать так, чтобы синих и красных снежинок стало поровну, по 5?
Физкультминутка
Вечером зимним
Белые звёзды
(В положении стоя поднимаем руки вверх, разводим их немного в стороны и делаем туловищем небольшие наклоны из стороны в сторону, плавно двигая ладошками, — превращаемся в снежинку)
Падают с неба
(Плавно садимся на корточки и опускаем руки вниз на пол)
На город морозный.
(Обхватили себя руками и растираем тело, как будто замёрзли)
(Поднимаемся на ноги)
Падают звёзды
(Снова кружимся снежинками с вытянутыми руками)
На дом и дорожки,
(Плавно опускаемся на корточки и делаем круговые движения ладошками по полу — «засыпаем снегом» дома и дорожки)
Тают у Кати
На тёплой ладошке.
(Вытягиваем ладошки перед лицом и дуем на них — вот так у нас тают снежинки на ладошках)
(Поднимаемся на ноги)
Зима: Ребята, ребята, посмотрите, снежинки упали и разбились. Помогите мне подобрать недостающую часть к каждой снежинке.
Воспитатель: Чтобы вернуться домой из страны Математики, нужно выполнить ещё одно задание — поиграть в игру «Скажи наоборот».
(Воспитатель проводит игру с мячом).
Воспитатель называет слова и кидает мячик. Дети должны назвать антоним и кинуть мячик обратно:
- Высокий — низкий,
- Толстый — тонкий,
- Узкий — широкий,
- Большой — маленький,
- Мало — много,
- Длинный — короткий и т. д.
4 ЭТАП
Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать представление о сезонных изменениях зимой.
Задачи: Закреплять навыки счета в пределах от 1 до 5; уточнить знания детей об изменениях в природе зимой. Продолжать знакомить со свойствами снега; развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли, умение устанавливать взаимосвязи: стало холодно - земля покрылась снегом - трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг; воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности;
Структура 4 этапа:
Организационный момент: В группу заходит «Зимушка-зима»
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашей гостьей. К нам пришла «Зимушка-зима»! (Здороваются) Молодцы ребята! Ну а теперь садитесь все на стульчики. Посмотрите ребята, какая интересная коробочка.
Зима: Посмотрите, что это? (снежинки). А снежинки непростые, на них загадки: Отгадаем загадки? (да)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути… (снег)
Словно белая звезда
Из серебренного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает…(снежинка)
Белый толстый озорник
Носик — острая морковка
От тепла растает в миг
Наш веселый… .(снеговик)
Зима: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная).
Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, земля покрылась снегом - трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг, есть, которые остаются на зиму. Это синички. Посмотрите на наше зимнее дерево, на нем сидят синички. Давайте посчитаем сколько их?
Зима: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чём оно?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Зима: Скажите, что такое снег? (много снежинок) Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Физкультминутка «Снегопад»
Зима: Сейчас все превратимся в легкие, пушистые снежинки и образуем круг, поиграем в снежинки:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.
Воспитатель: А сейчас мы выполним с вами аппликацию и украсим наше красивое зимнее дерево снежинками. Но перед тем как мы будет клеить снежинки на дерево мы с вами посчитаем их, сравним по форме и цвету. Для этого я вам раздам карточки (дети выполняют задание «Зимушки-зимы).
Рефлексия:
Зима: Посмотрите на наше красивое дерево, на которое вы приклеили снежинки. Скажите, как вы узнали, что это дерево зимнее? Какие признаки наступления зимы вы знаете? А сколько снежинок мы на него приклеили? (много). Какого они цвета? (синие, голубые, белые). Ира, сколько приклеила снежинок ты? Игорь, а ты сколько приклеил снежинок?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных снежинок украсили наше дерево, теперь оно стало по-настоящему зимним, молодцы! Вы сегодня все хорошо позанимались, я очень рада! И я вам дарю вот такие замечательные «смайлики – снежинки». Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений, логического мышления, ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Данная работа предлагается для проведения с детьми подготовительной группы. в работе прослеживается накопленный детьми опыт взаимопомощи, совместного решения поставленных задач, а также решаются многи...
Педсовет "Интеграция познавательно – математического развития дошкольников в контексте музыкально – театральной деятельности".
Ход педсовета в форме конференции по вопросам развития детей дошкольного возраста в познавательных видах деятельности....
Эффективность использования детского экспериментирования, как метод формирования познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающем миром.
Эксперементирование в детском саду. Виды, методы, реализация...
Конспект. «Веселое путешествие». Совместная познавательно-речевая деятельность в подготовительной логопедической группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-к...
«Интеграция познавательно- математического развития дошкольников в контексте театрализованной деятельности»
Презентация для воспитателей...
"Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность"
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...