Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
рабочая программа (подготовительная группа)
Описание важности социально-коммуникативного развития ребенка. Рассмотрен детальней один из методов развития - игровая деятельность. Подробно - поддержка сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_skr_v_igrovoy_deyatelnosti.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современном мире в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры.
Целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для осуществления данной цели необходимо решение следующих задач:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях:
- развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
- трудовое воспитание;
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Я остановлюсь подробнее на вопросе развития игровой деятельности.
Светланой Леонидовной Новоселовой была разработана современная классификация игр, в рамках которой они были четко разведены:
- Самодеятельные игры, которые возникают по инициативе самих детей (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
- Игры, связанные с исходной инициативой взрослого. Это игры, организуемые взрослым в целях обучения, развития, воспитания или коррекции развития детей (обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные; досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные, интеллектуальные, компьютерные).
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – это традиционные или народные игры.
Остановимся на самодеятельной игре. Я перечислю основные, явные достоинства игры:
- игра позволяет ребенку проявить собственную активность и инициативность (выбор темы игры, с кем играть, сколько и тд);
- игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом – дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяет наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Именно в игре ребенок живет в фантазийном мире, может спастись от разочарований реального мира;
- Формирование внутреннего плана игры проявляется в том, что ребенок овладевает наглядно-образным мышлением и воображением;
- Игра развивает способность к символическим замещениям, что является предпосылкой формирования знаковой функции сознания - человеческой формы освоения мира (ребенок использует разнообразные предметы-заместители). Отрыв значения от предмета происходит именно в игре, когда появляются волшебные слова «как будто» и «понарошку»: «Это у нас как будто еда, а это как будто ложка».
- В игре происходит развитие познавательных мотивов. Игра побуждает познавательный импульс. Ребенок ищет знание, необходимое для игры, и возвращается в нее, обогащенный новой информацией, впечатлениями. Пример: Часто игры старших дошкольников переходят в обсуждения или споры чисто познавательного характера:
– Нет, мы сначала на Луну полетим – она ближе, чем Марс. На луноходе будем ездить и грунт собирать.
– Ну да, а потом на луноходе полетим на Марс.
– Ты что, он не летает! За нами космический корабль прилетит… А на Марсе у нас марсоход будет…
- В игре происходит расшатывание детского эгоцентризма, становление позиции децентрации. Появляется возможность быть капитаном корабля и матросом, доктором и пациентом. Ребенок-лидер может быть в игре ведомым и наоборот. Децентрализация - еще один шаг к успешности в школе, к пониманию и принятию мысли другого (учителя, сверстника), умению встать на его точку зрения.
- Процитирую Януша Корчака: «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Ребенок ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников и в жизни, находит свое призвание.
Это не большое количество достоинств игры.
Как мы видим, самодеятельная игра необходима для развития дошкольника, не зря она является основным видом деятельности.
Однако чаще детская самодеятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя, а ребёнок в игре становится исполнителем указаний. Акцент сместился в сторону обучения, а не свободной деятельности ребенка. Детям становится некогда играть, они все время учатся. Не поощряется игра и родителями, которые стремятся сегодня загрузить ребёнка разными развивающими кружками. Поэтому на данный момент возвращение самодеятельной игры в стены детских садов – одна из первостепенных задач педагогов. Эту задачу нам определяет ФГОС ДОУ. И, как ранее было сказано, развитие игровой деятельности детей является одним из направлений социально-коммуникативной области.
Я хочу рассказать вам о своем опыте обогащения развивающей среды и создание условий для появления и развития сюжетно-ролевой игры, именно самодеятельной игры, инициированной ребенком.
Мной был проведен краткосрочный проект «Путешествие колоска». Цель: создание условий для развития игровой деятельности, появление сюжетно-ролевой игры по теме недели.
Задачи:
- Дать детям яркое впечатление о сельском хозяйстве, выращивании зерна, сборе зерна и процессе приготовления выпечки.
- Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
- Развивать умение комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
- Создать вместе с детьми предметно-игровую среду для самостоятельной игры.
Первое, что необходимо сделать – это обогатить жизненный опыт детей:
- Мы с детьми читали рассказы и стихи о хлебе, отгадывали загадки. Обсуждали прочитанные книги.
- Родителям было дано домашнее задание – просмотреть вместе с детьми и обсудить фильмы «Как пекут хлеб», «Как хлеб пришел на стол». На фильмы были даны ссылки. Это задание положительно влияет на развитие детей и дает возможность детям быть с родителями, занятыми только ими в данный момент.
- Мы провели занятия по темам «Кто и как выращивает хлеб», «Профессии агронома».
- Была проведена опытно-экспериментальная деятельность.
Первый наш опыт «Мельница». Ребята смогли увидеть как из зерна получается мука. Это их очень заинтересовало. Дети с удовольствием потрогали зерна. Далее мы их промололи в мельнице – причем делали разные помолы – от крупного до мелкого. Каждый помол дети изучали, трогали. Было ощущение, что дети впервые увидели и смогли потрогать муку. Дальше из этой муки мы приготовили тесто для лепки.
Второй наш опыт – проращивание зерен. Самым интересным моментом для наших детей оказался момент появления ростков и переход ростка в маленькую травку. Это было как настоящее волшебство. Когда травка выросла большой, дети ее с удовольствием поливали и подстригали.
- Мы отгадывали и придумывали загадки о хлебе, заучивали пословицы.
- Рассматривали и обсуждали репродукции художников по теме недели. Смотрели репродукции мы как в напечатанном виде, так и в электронном, с помощью проектора.
Второй этап проекта – обогащение игрового опыта.
Это для меня наиболее интересный момент. Что мы делали:
- Составляли и решали занимательные задачи на развитие мышления.
- Играли в тематические игры – такие как пазлы, игры-лабиринты. Д/и « Сложи по порядку». В ней было необходимо сложить картинки в порядке от засеивания поля до получения готового хлебобулочного изделия.
- Играли в различные подвижные игры.
- Играли в коммуникативные игры и создавали положительные эмоции в играх «Познакомься с работником фермы» и «Я помогу тебе делом».
- Знакомая детям сри «Школа» дополнилась новой темой – дети учили друг друга считать агротехнику, рассказывали о пути от зерна, которое сеят, до булочки.
- Дети с удовольствием прослушали рнс «Колосок» и попробовали свои актерские силы с помощью перчаточных кукол.
В дальнейшем дети инициировали создание пальчиковых кукол для этой же сказки. Активно изготавливали их несколько дней и ставили сказку, но уже со своим продолжением. В сказке появились новые герои. К сожаление, я не запечатлила этот момент на фотографии.
- Один из пунктов обогащение игрового опыта – создание ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми. Были проведены совместные партнерские игры «Доставка еды», «Мельница», «Работники фермы». Изготовлены необходимые атрибуты для данных игр. Ранее дети не проигрывали эти сюжеты, поэтому я и взяла их для игры.
Третий этап – создание развивающей предметно-игровой среды
1. Внесение и презентация воспитателем иллюстраций агротехники, хлеба. Объемные фигуры различной выпечки.
2. Создание атрибутов для кукольного театра (рисование героев сказки «Колосок» и дальнейшая постановка сказки).
3. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие колоска».
4. Оформление выставок работ: «Комбайн», «Колосок». Вдохновленные дети по своей инициативе лепили и рисовали с/х технику.
5. Лепка и аппликация агротехники, колосьев зерновых культур.
6. Их муки, которую мы сделали было изготовлено тесто. Из теста дети слепили х/б изделия.
7. Совместное оформление игрового пространства «Ферма». В течение нескольких недель дети перестраивали, увлеченно играли на этом столе.
8. Дети конструировали с/х технику, мельницу, элеваторы.
Ура! Свершилось то, к чему мы стремились! Родилась сюжетно-ролевая игра «Путешествие колоска», в которую дети с увлечением играли. И повторяли всю игру или ее эпизоды еще не раз!
Старт игры был инициирован мной. «Внимание, внимание, наша группа превратилась в агроферму! Смотрите, вот зерновое поле. А здесь – мельница! А это что такое? Это же кафе-пекарня!
Тк ранее были проиграны сри «Мельница», «Поле» - дети с удовольствием и быстро включились в игру.
На старте игры я исполняла роль директора кафе-пекарни. Мне сразу поступил звонок от заказчика: «Алло, я вас слушаю! Хотите сделать заказ? Конечно, записываю!». Но вскоре я передала эту роль новому директору.
Активизирующее общение
Дальше роль педагога состоит в том, чтобы отойти, наблюдать, и НЕ мешать.
Для чего необходимо наблюдение? Иногда, игра может быстро «погаснуть».
Для того, чтобы этого не произошло, педагог подкидывает так называемые «угольки». Это фразы-зацепки, вопросы, внесение проблемных ситуаций.
На пример вопросы: «Есть ли заказы на доставку?» диспетчеру, «Не задерживают ли вам муку с мельницы?» пекарю, «Зерно поставляют во время?» мельнику, «Сколько у вас в пекарне сегодня гостей?» официанту, «Как идет сбор зерна?» трактористу. И другие.
По окончании игры было проведено интервью с работниками пекарни: «Как прошел ваш трудовой день? Случались ли в вашей работе непредвиденные ситуации? Как вы с ними справились? Удалось ли вам накормить всех гостей?».
С клиентами. «Расскажите, вы наелись, вкусные пироги? Будете приходить еще в пекарню/заказывать выпечку?».
Интервью с трактористом и комбайнером: « Исправно ли работали ваши машины?».
Надо отметить, что на следующий день у трактора было проколото колеса. Комбайнер перестал заводиться. Машины отправились на сервис.
Цель проекта была достигнута. Я обогатила игровой опыт детей. Была запущена самодеятельная игра, с большим количеством ролей. И, как очень приятное дополнение – дети узнали много новой информации по теме «путешествие колоска».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социально-коммуникативное развитие посредством игровой деятельности"
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном детстве процесс познания происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радо...
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности
В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...
Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....
Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...
Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие» Раздел: Игровая деятельность Тема : «В гости к Маше на именины»
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с профессиями продавца и парикмахера совершенствовать умение объединяться в игре, учить взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами( прода...