Применение технологии ЛЕПБУК в ДОУ
учебно-методический материал

Клепикова Любовь Александровна

Использование инновационной игровой технологи «Лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_tehnologii_lepbuk.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук - как инновационная технология в современном  образовании дошкольников.

2. Проблема формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют об их значительном снижении. У детей плохо развита речь и недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

В условиях реализации ФГОС каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования и решают возникшие проблемы. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является игровая инновационная технология - Лэпбук. 

3. Что такое Лэпбук?

      Впервые создавать Лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. И как автор адаптированной технологии Лэпбук в нашей стране, она дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

В дословном переводе с английского языка Лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая интерактивная папка.

Эту небольшую самодельную папку ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Разновидности лэпбуков. В зависимости от назначения: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка) В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

4. Актуальность данной технологии в том, что она дает возможность взрослым проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным, увлекательным, позволяющим ответить в одном Лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности.

5. Цель использования Лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Новизна данной технологии заключается в том, что для дошкольников Лэпбук, это своего рода игрушка, в которой много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

6. Оригинальность Лэпбука в том, что он представляет собой собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

7. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен; полифункционален, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

8. Лэпбук соответствует основным характеристикам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает

Н. А. Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем привлекательна данная форма работы?

Для педагога Лэпбук прекрасный способ разнообразить занятия, подать всю имеющуюся информацию в игровой форме; это средство для повышения педагогического мастерства, проявления креативности, компетентности педагога. Он позволяет систематизировать и компактно сохранить собранный материал; заинтересовать детей даже самой скучной темой; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

9. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями. Лэпбук позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую).

10. Для ребенка Лэпбук делает изучаемый материал красочным, интересным, разнообразным; способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; активизирует у детей интерес к познавательной деятельности и помогает приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме; развивает речь, креативность, творческое мышление, мелкую моторику,

коммуникативные навыки;

позволяет вариативно использовать игровые задания; дает возможность добавлять новые задания в «кармашки».

11. Преимущества технологии Лэпбук

Оригинальность: в Лэпбуке присутствует большое количество разнообразных удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».

Эстетичность: красочное оригинальное оформление развивает чувство прекрасного, вызывать у детей огромное желание взять его в руки.

Долговечность: изготавливая Лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети, он должен быть достаточно крепким.

Минимум подписей: никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

Доступность: взяв Лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться, так как его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

Данные параметры социально значимы, потому что позволяют осуществлять качественное дошкольное образование. 

Каждый раз при работе с «Лэпбуком» перед ребятами открывается что-то новое и интересное, ведь в нем все можно самим потрогать, открывать и передвигать. Такая технология является для ребят большим сюрпризом, любимой, желанной и обучающей игрушкой. 

12. Как сделать Лэпбук своими руками?

Этапы создания Лэпбука:

Выбор темы.

Тема должна быть интересна ребенку; выполнима (соответствовать возрасту); оригинальна.

Составление плана.

Подробный план необходим для того, чтобы знать, что должен включать в себя Лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему.

Оформление макета.

Составление макета дает возможность продумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.

Создание Лэпбука.

Материал размещается в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

13. Результат использования технологии Лэпбук:

Объединение детей, родителей и педагогов, позволяет быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду, то есть  имеет социальную направленность.

Дети  учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.

В работе с Лэпбуком развивается речь: пополняется словарный запас детей и расширяются «семантические поля» значений слов; ускоряется и становится более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков; формируются грамматические категории, развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка. Расширяются представления детей об окружающем мире.

Использование инновационной игровой технологи «Лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы.

14. Таким образом, на мой  взгляд, Лэпбук –  это не просто современная эффективная образовательная технология, помогающая быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Содержание лэпбука: «Осень»:

1. Игра: «Считаем листики». Цель: Закрепление счёта в пределах десяти.

2. «Сложи пазл». Цель: развитие внимания.

3. Гармошка-раскладушка: «Найди в каждом ряду рисунок, который отличается от всех остальных». Цель: развитие логического и абстрактного мышления.

4. Оконца открывающиеся: «Назови осенние месяцы. Что характерно для каждого из них?» Цель: Закрепление названия осенних месяцев и их признаков.

5. Книжка-раскладушка: «Алгоритм Осень». Цель: Развитие навыков составления рассказа по опорным картинкам.

6. Книжка-малышка: «Загадки про осень». Цель: Развитие умения аргументировать и рассуждать, развитие слухового внимания.

7. Выдвигающаяся конструкция: «Цифровой пазл: «Чучело». Цель: Закрепление счёта в пределах десяти, развитие мелкой моторики.

8. Конверт: «Найди тень предмета». Цель: развитие логического и абстрактного мышления.

9. Мини-кармашки: «Листья для сортировки». Цель: Закрепление величин: большой, средний, маленький.

10. «Игра: «Рассортируй по мешочкам» (яблоки, листья). Цель: Развитие мелкой моторики.

11. Конверт-корзинка: «Пальчиковые гимнастики». Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

12. Веер: «Составь предложения по картинке». Цель: Развитие монологической речи.

13. «Разложи овощи и фрукты по своим корзинкам». Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних работах в саду и огороде.

14. Игровое поле: «Деревья и кустарники». Цель: Расширение знаний о подготовке деревьев к зиме; закрепление классификации: дерево или кустарник; знакомство с ягодными кустарниками.

Литература.

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

3. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4 https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология Лепбук и ее применение»

Мастер-класс «Технология Лепбук и ее применение»Уважаемые члены комиссии! Уважаемые коллеги!Тема моего мастер-класса Технология «Лепбук и ее применение в работе». Раз...

Технология "Лепбук" - инновационная образовательная технология

Материалы лэпбука можно использовать как в индивидуальной, так  и  в  групповой образовательной  деятельности. Занятия с лепбуком  позволяют в увлекательной игровой форме пово...

Применение технологии "Лепбук" в работе с детьми дошкольного возраста

В доклада отражены особенности технологии "Лэпбук"....

Статья: "Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...

"Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...

Презентация " Влияние устного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лепбук"

Устное народное творчество является важнейшим источником развития детской речи. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, ...