Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

СИДЕЛЬЦЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.презентация

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с особенностями организации деятельности - детское экспериментирование.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»

. Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Уважаемые коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?.

 (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности)

И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, предполагает формирование у детей представлений:

1. О материалах.

2. О взаимодействии веществ.

3. Об объектах неживой природы.

Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

. -Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)Хочу такой сайт

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть цветы поближе.

На пути у Маши появился волшебный мост. Как через него перебраться? Мост ведь волшебный - просто так не пройти.

Проведём эксперимент Опыт №1 «Рекордный вес»

У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим баночку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)

Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше.

Шла она, шла и вдруг видит перед собой гору высокую. А из горы той вода огненная стекает. И так это Маше понравилось, что глаз не могла она отвести.

- Как Вы думаете, что увидела Маша? (Ответы педагогов).

Сейчас мы с Вами увидим, что же так заворожило нашу путешественницу.

Опыт №2. «Извергающийся вулкан»

Перед Вами на столах стоят вулканы. Что же нужно сделать, чтобы вулкан проснулся? Насыпаем внутрь вулкана 2 ст. ложки соды. Чтобы насыпать аккуратно, воспользуемся воронкой. В отдельную ёмкость нальём 1/3 стакана воды, добавим в него 1 пачку лимонной кислоты, каплю красной краски, капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился, и медленно переливаем содержимое стакана в вулкан. Что же произошло?

Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (соды) с кислотой (лимонная кислота). Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Сказка продолжается

Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт №3 (тучка с дождём) (звучит звук дождя)

Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Для эксперимента понадобится:

1. Стакан (можно взять банку).

2. Пена для бритья или мусс для укладки волос.

3. Вода.

4. Краска гуашевая (синий или голубой).

5. Пипетка.

Ход:

1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно  чтобы ребенку было понятно).

2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мусс (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!

Покажите ребенку на этом примере,что:

прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

а пена — это облако!

3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Опыт №4 «Надувание мыльных пузырей»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход: 

зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!

Уважаемые коллеги:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

Мастер-класс для педагогов ДОО «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не кон...

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...

Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создав необходимые для этого условия....