Проектная деятельность
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Содержание и оборудование центра науки и естествознания в средней группе
Средняя группа — это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.
У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.
Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).
Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.
Требования к оформлению центра
Масштабность целей и задач, поставленных перед организацией уголка ознакомления с окружающим миром, предполагает тщательное наполнение образовательного пространства, которое должно отвечать определённым требованиям:
- Обязательное наличие центра природы в каждой группе.
- Уголок должен располагаться около окна.
- Использование в качестве элементов декора натуральных материалов: шишек, листвы, веток, орехов, камушков, ракушек и т.д.
- Все размещённые в уголке элементы должны быть безопасны для здоровья и жизни детей.
- Живая природа в центре представляется комнатными растениями и мини-огородом на подоконнике
Содержание центра науки и естествознания
- Уголок природы
- Календарь природы
- Уголок экспериментальной деятельности
Уголок природы
Содержание | Характерные особенности | Названия |
Комнатные растения | - с разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко | бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава; бегония-рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера |
Фенологический уголок (особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях) | - посадки; - срезанные ветки деревьев и кустарников в воде. - букеты | Осень: а)букеты осенних цветов в вазах; б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.) Зима: а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) б) ветки деревьев и кустов в вазах; Весна: а) ветки деревьев и кустарников в вазах; б) ящики с рассадой; Лето: а) букеты цветов в вазах |
Календарь погоды и природы | - календарь наблюдения за сезонными явлениями - дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ | - картина сезона, модели года и суток; - календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой; - наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами; - рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». |
Наглядно- иллюстративный материал | - набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - пейзажи по временам года; - альбомы - гербарии | собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса; голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года» |
Дидактический материал | - дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов; - макеты; - музейные и коллекционные материалы | «Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку» леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса); корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов) |
Материал для развития трудовых навыков | - инвентарь; - природный и бросовый материал для конструирования из природного материала | фартуки, лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки |
Уголок экспериментальной деятельности
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий |
книги познавательного характера для среднего возраста; | - Песок, глина, камни; | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям данного возраста. |
Примерный объем знаний и воспитательные задачи
- различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
- проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
- понимают отличительные свойства живых организмов;
- имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
- умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).
Что дети должны знать по уходу за растениями
- Поливать растения под присмотром воспитателя;
- Уметь правильно держать лейку;
- Лить воду осторожно и аккуратно;
- Ухаживать за комнатными растениями в зависимости от формы и типа листа
Материалы для экспериментирования пополняются постоянно: в зависимости от времени года, уровня знаний, умений и навыков детей, а также конкретных текущих образовательных задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...