Проектная деятельность
план-конспект занятия (средняя группа)

Хайруллина Алёна Андреевна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

  Содержание и оборудование центра науки и естествознания в средней группе

Средняя группа — это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

Требования к оформлению центра

Масштабность целей и задач, поставленных перед организацией уголка ознакомления с окружающим миром, предполагает тщательное наполнение образовательного пространства, которое должно отвечать определённым требованиям:

  • Обязательное наличие центра природы в каждой группе.
  • Уголок должен располагаться около окна.
  • Использование в качестве элементов декора натуральных материалов: шишек, листвы, веток, орехов, камушков, ракушек и т.д.
  • Все размещённые в уголке элементы должны быть безопасны для здоровья и жизни детей.
  • Живая природа в центре представляется комнатными растениями и мини-огородом на подоконнике

Содержание центра науки и естествознания

  • Уголок природы
  • Календарь природы
  • Уголок экспериментальной деятельности

Уголок природы

Содержание

Характерные особенности

Названия

Комнатные растения

- с разной формой и величиной листьев;

 - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям;

- с узорчатыми опущенными опущенными листьями;

- разные виды растений одного семейства;

- требующие большого количества воды и поливающиеся редко

бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава;

бегония-рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера

Фенологический уголок

(особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях)

- посадки;

- срезанные ветки деревьев и кустарников в воде.

- букеты

Осень: 

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

 а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

 а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

Лето:

а) букеты цветов в вазах

Календарь погоды и природы

- календарь наблюдения за сезонными явлениями

- дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ

- картина сезона, модели года и суток;

- календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой;

- наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами;

- рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Наглядно- иллюстративный материал

- набор картинок с изображением животных, птиц;

- книги с иллюстрациями животных, птиц;

- картинки о труде взрослых в природе;

- пейзажи по временам года;

 - альбомы

- гербарии

собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса;

голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»

Дидактический материал

- дидактические игры экологического содержания;

 - муляжи овощей и фруктов;

- макеты;

- музейные и коллекционные материалы

«Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»

леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса);

корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов)

Материал для развития трудовых навыков

- инвентарь;

- природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

фартуки, лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки

Уголок экспериментальной деятельности

                     

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани» 
«Бумага», «Пуговицы»
- Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла и др.)

- Песок, глина, камни;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, «ящик ощуще-ний» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- природный и «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревян-ные, прищепки, пробки,  желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки. Сосуд с водой, формочки для снега и льда. Стаканы, ящики  для рассады.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  данного возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
(«почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, а для детей символ, определяющий день ( круг, квадрат и т.д.), опыт зарисовывается.

           

Примерный объем знаний и воспитательные задачи

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Что дети должны знать по уходу за растениями

  • Поливать растения под присмотром воспитателя;
  • Уметь правильно держать лейку;
  • Лить воду осторожно и аккуратно;
  • Ухаживать за комнатными растениями в зависимости от формы и типа листа

Материалы для экспериментирования пополняются постоянно: в зависимости от времени года, уровня знаний, умений и навыков детей, а также конкретных текущих образовательных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...