Мастер-класс для педагогов " Использование тестопластики как средства развития дошкольников"
консультация

Бибяева Оксана Вячеславовна

Познакомить педагогов с тестопластикой ( соленое тесто),какое значение оно имеет для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Мастер-класс для педагогов

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕСТОПЛАСТИКИ  КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель:  Представить возможности тестопластики  как средства развития дошкольников

Задачи: : Познакомить участников мастер-класса  с приемами тестопластики.

Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование : соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки. ,кусок веревочки.

                                     Ход мастер-класса:

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме –  символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол».

Тесто  имеет ряд преимуществ:

•        Материал экологически безвредный, не аллергенный.

•        Удивительно пластичный материал.

•        Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

•        Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть  трудности:

Нужно научиться замешивать тесто.  Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше  и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука. При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи,  и направлена на: развитие сферы образов-представлений;формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;формирование пространственно-временных представлений;развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;активизация формирования связей между полушариями мозга;развитие творческих способностей.оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;развитие социальных эмоций;создание условий для развития самосознания и самооценки;формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

 В игре «Узнай на ощупь»  предлагаем  детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

- Спагетти (колючки ежика)

- Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)

- Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)

- Перец горошком (носик, глазки)

- Чесночнодавилка  (прически)

- Стеки (прорисовывать)

- Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям  развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Свою работу с детьми я начинаю с разминки:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка.Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и   неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал

 Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.

Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.

Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.

Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.

В заготовке мы сделаем  дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.  

Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.

Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.

Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

 Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Мастер класс для воспитателей "Тестопластика - как средства развития дошкольников"

Использование приемов тестопластики - как средства развития дошкольников....

Мастер-класс «Использование тестопластики, как средства развития дошкольников»

В нашем современном мире на  детей обрушивается огромное количество информации. В связи с этим, дети испытывают психоэмоциональные нагрузки. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент нео...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...