Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
статья (младшая группа)

Емцева Татьяна Николаевна

Адаптация происходит на трех уровнях:

физиологическом- означает способность организмаподдерживать свои параметры в пределах необходимых для нормальной жизнедеятельности.

психологическом- обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии всех факторов. 

социальном- обеспечивает приспособление человека к сложившийся среде за счет умения анализировать текущии социальные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt.odt31.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Адаптация детей младшего дошкольного возраста

 к детскому саду

   Адаптация, тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений. Ребенку необходимо время,что бы привыкнуть к этой новой жизни в детском саду.  Детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и с новыми  отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, и привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально. Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

Легкая. Длится от 1 до 16 дней.

Средняя. Длится от 16 до 32 дней.

Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

   Причины.Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада, не сформированы культурно-гигиенические навыки, он не умеет самостоятельно играть с игрушками, режим в семье не совпадает с режимом ДОУ. Здоровье,болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.

Помощь из семьи. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке,если привести ребенка заранее в детский сад, для знакомства с воспитателем,то ему не будет так волнительно.

Общение. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-папа-бабушка». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

   Родитель, оставляя ребенка в детском саду, часто сам беспокоится, как он проведет день без него. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться.

Рекомендации. Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.

Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.

Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.

Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было. Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше. 

Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку.

Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.

Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.

   Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:

Ошибки. Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?

Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.

Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.

Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации.

    Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в игры.

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее,покажите ребенку, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки.

   Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания.

   В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием. Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые хитрости адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду!

В этой теме  даны  ответы на все наболевшие вопросы в плане подготовки младшего дошкольника к детскому саду!...

Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...

Статья по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких людей. Это замечательный,  ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время не стоит ...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей ж...