Преемственность между детским садом и школой»
консультация

Зауэр Наталья Владимировна

  •  
  • Мгновенный ответ

    Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность между детским садом и школой»

 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»

                                (Л.С.Выготский)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Перед школьным обучением у большинства наших первоклассников был детский сад, то есть дошкольное образовательное учреждение. Чтобы говорить об организации преемственности на уровне учитель – воспитатель определимся в самом понятии “преемственность”.

Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность рассматриваю как двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства”. С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Такой процесс можно было бы сравнить с передачей “эстафетной палочки” от воспитателя - учителю.

Целью совместной работы на начальном этапе процесса преемственности является создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому мы большое внимание уделяем лепке, аппликации, составлению композиций из мелких частей, конструированию, раскрашиванию карандашами, красками, восковыми мелками, рисование песком, на мокром песке. Учим их вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Нашему сад  всего 5 лет, но у нас был уже опыт совместного взаимодействия с учителями начальной  школы, куда должны пойти дети нашей группы. Учителя посещали наши мероприятия, в которых проводилась совместная деятельность в игровой форме. Сейчас большинство мероприятий – это онлайн формат. Ребята ходили на экскурсию в класс. Дети обращали внимание на различие в оформлении кабинетов и пособий, смогли посидеть за школьной партой, показать свои знания в чтении и счете. В нашем  саду стало традицией проведение общего родительского собрания в начале учебного года. Эта первичная форма знакомства с будущими учителями удобна тем, что позволяет родителям заранее познакомиться с учителями и определиться в выборе школы и учителя. Мне, как учителю, гораздо проще простраивать  дальнейшую работу уже со своими будущими учениками.

Следующий практический шаг – индивидуальные беседы с учителями, где они получают  общие сведения о детях, уровне их развития, сведения об индивидуальных особенностях будущих учеников.

Все данные позволяют составить психологический портрет будущего класса.

С целью организации единого образовательного пространства детского сада и школы составляем с учителями  план посещений учебных занятий и мероприятий.

Очень важно, что в своей работе мы  опираемся на те технологии, формы и методы обучения, которые использовал воспитатель в организации деятельности с учащимися на занятиях.

Основной задачей начальной школы в рамках нового образовательного стандарта стала задача учить детей учиться.

В настоящее время готовность дошкольника к школьному обучению заключается не столько в уровне умственного развития сколько в уровне развития познавательных процессов: памяти, внимания, умении обобщать и дифференцировать предметы, в осознании способов выполнения действий, в овладении навыками самоконтроля и самооценки.

Воспитатели детского сада включают в процесс обучения специальные учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Развитие самостоятельности у дошкольников является основой успешного обучения ребенка в школе. Такие занятия, проводимые воспитателями, как форма обучения, предшествуют уроку в школе.

Следующее направление: знакомство с детьми через воспитателей.

Большую роль играют воспитатели в определении моего статуса – школьный учитель. При этом помогают педагогу  и детям установить между собой личностный контакт, наладить общение.

Считаю, что эффективным компонентом знакомства с будущим учеником являются индивидуальные мини-занятия организованные  воспитателем в группе детского сада. В знакомой обстановке будущему школьнику гораздо проще раскрыться. Содержанием таких занятий являются тренинги, развивающие упражнения, дидактические игры, графические диктанты. На основе педагогических наблюдений составляю первичную диагностическую карту класса с указанием индивидуальных особенностей будущих учащихся.

Такая диагностика позволяет предупредить дезадаптацию к школе у будущих первоклассников, определить для себя детей группы “риска”: гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, с низким уровнем готовности к школьному обучению.

Важным этапом взаимодействия воспитатель-учитель являются организованные для дошкольников экскурсии в школу и работа “Субботней школы”. Воспитатели не только помогают проводить эти мероприятия, но и настраивают детей на положительное общение с учителем.

На занятиях “Субботней школы” центральное место занимает игра. На каждом занятии я провожу игры и занимательные упражнения, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения. Соблюдая преемственность, на всех занятиях применяю наглядность, красочный раздаточный материал, использую возможности интерактивного комплекса.

Совместными нашими усилиями, воспитателя и учителя, формируется положительная мотивация к обучению.

Одним из главных элементов работы в предшкольный период является работа с родителями.

Первичная информационная связь с родителями невозможна без участия воспитателей. Сведения о проведении индивидуальных консультаций и родительских собраний, о датах проведения “Субботней школы” и многие другие вопросы не будут решены, если воспитатель не окажет помощь.

С другой стороны, внимательно наблюдаю за стилем общения воспитателя с родителями, учитель учитывает особенности, запоминаю интересные находки в организации деятельности для того, чтобы сохранить преемственность в работе.

Считаю, что воспитатель вместе с учителем работает над созданием у родителей системы знаний по подготовке детей к обучению в школе.

Общение с воспитателями продолжается в новом учебном году. Воспитатели следят за обучением своих воспитанников, посещают уроки, проводят диагностику. В заключение адаптационного периода у первоклассников на расширенном заседании администрации, учителей, воспитателей подводим итоги совместной работы, выделяем успехи, намечаем пути дальнейшего развития.

Предлагаю дальнейшие пути взаимодействия детского сада и школы:

  1. Проводить семинары для учителей и воспитателей по вопросам преемственности программ детского сада и школы. Создать “портрет” выпускника детского сада, учитывая новые требования ФГОС.
  2. Оформлять и представлять службами дошкольного учреждения “Индивидуальную карту развития дошкольника” будущим учителям для возможности составить представление об уровне развития детей, понять особенности ребёнка, его индивидуальность.
  3. Решать проблему недостаточной обеспеченности образовательного процесса в дошкольных учреждениях мультимедийными и интерактивными возможностями.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил:

“От того, как будет чувствовать себя ребёнок,  поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,  что он будет переживать,   зависит весь дальнейший путь к знаниям”

Таким образом, вопросы преемственности на уровне учитель – воспитатель успешно решаются при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

  Преемственность между детским садом и  школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Преемственность между детским садом и школой

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Продолжать работу по преемственности детского сада и школы....

Методический семинар на конкурс «Воспитатель года – 2017» по теме: «Преемственность между детским садом и школой»

(слайд 2) На «Воспитатель года – 2017» я представляю Киселёвскую  основную общеобразовательную школу.  Стаж работы - 6 лет.Моё педагогическое кредо:«В детском садике ...