Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

АРАЛБАЕВА АЙГУЛЬ РАВИЛЬЕВНА

Консультация для воспитателей

 Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Социально-личностное развитие детей – понятие довольно обширное и многоаспектное, поскольку включает в себя разносторонние компоненты, например, такие как включение ребенка в общественные отношения, трудовые навыки, восприятие принятых норм и нравственных установок, собственные психологические особенности и многие другие элементы.

На наш взгляд, успешному социально-личностному развитию детей в старшем дошкольном возрасте способствует именно совместная деятельность воспитанников и воспитателя в рамках реализации тематических проектов с учётом различных направлений, средств, форм и методов работы, при которой бы каждый ребенок смог себя проявить.

Поэтому для использования башкирских народных сказок как средства  социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста предлагаем вашему вниманию комплекс мероприятий по ознакомлению с башкирскими народными сказками с учетом следующих блоков:

  1. Блок 1. «Я»-концепция. Формирование представлений о себе;
  2. Блок 2. Усвоение элементарных социальных норм и правил поведения;
  3. Блок 3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

К каждому блоку мы подобирали башкирские народные сказки с соответствующей воспитательной идеей. Например, для формирования патриотических чувств (Блок 3) была подобрана сказка «Алп-батыр», в которой повествуется легенда образования Уральских гор, а также легенда о происхождении башкирского народа от семи главных родов.

К каждой сказке приписывалась характеристика, в которой сказка раскладывалась на:

  1. Кластер идей и ценностей (какие воспитательные идеи содержит и провозглашает, к приобщению к каким ценностям призывает?);
  2. Отношения в сказке (отношения героев между собой рассматриваются с точки зрения их социальных ролей);
  3. Эмоциональные состояния (какое поле эмоциональных отношений и чувств раскрывается перед ребенком?);
  4. Ключевые слова (на чем сделать упор при транслировании основной воспитательной идеи).

Вторым этапом работы со сказкой является разграничение ее педагогических задач на обучающие, развивающие и воспитательные. В целом, можно сказать, что обучающие задачи направлены на формирование соответствующих нравственных представлений блока (например, основная задача блока 2 – формирование основных элементарных социальных норм и правил поведения, будь то уважительное отношение к старшим, послушание). Развивающие задачи направлены на развитие определенного отношения (например, повышения любознательности к башкирскому устному народному творчеству или интереса к башкирскому прикладному искусству). Воспитательные задачи направлены на внедрение правильных моделей поведения, например, доброжелательности, уважения к чужому труду и т.п.

Сама работа над сказками (воспитательный процесс) включает в себя три обязательных пункта:

1) Рассказывание сказки;

2) Словарная работа над новыми словами из сказки;

3) Активное обсуждение – вынесение нравственного урока из прочитанного или услышанного.

 Эти занятия вы можете разнообразить другими, не повторяющимися приемами работы со сказкой (например, составление картинок с сюжетами сказки в правильном порядке на развитие логики и памяти, или рисование башкирского национального орнамента на бумажном шаблоне горшка меда из сказки «Медведь и пчелы», драматизация сказок) и многие другие.

Комплексно-тематическое планирование представлено к вашему вниманию в виде таблицы. Мы надеемся, что представленная нами консультация обогатит ваши знания и поможет при развитии воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 Использование башкирской сказки в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Социально-личностное развитие детей – понятие довольно обширное и многоаспектное, поскольку включает в себя разносторонние компоненты, например, такие как включение ребенка в общественные отношения, трудовые навыки, восприятие принятых норм и нравственных установок, собственные психологические особенности и многие другие элементы.

На наш взгляд, успешному социально-личностному развитию детей в старшем дошкольном возрасте способствует именно совместная деятельность воспитанников и воспитателя в рамках реализации тематических проектов с учётом различных направлений, средств, форм и методов работы, при которой бы каждый ребенок смог себя проявить.

Поэтому для использования башкирских народных сказок как средства  социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста предлагаем вашему вниманию комплекс мероприятий по ознакомлению с башкирскими народными сказками с учетом следующих блоков:

  1. Блок 1. «Я»-концепция. Формирование представлений о себе;
  2. Блок 2. Усвоение элементарных социальных норм и правил поведения;
  3. Блок 3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

К каждому блоку мы подобирали башкирские народные сказки с соответствующей воспитательной идеей. Например, для формирования патриотических чувств (Блок 3) была подобрана сказка «Алп-батыр», в которой повествуется легенда образования Уральских гор, а также легенда о происхождении башкирского народа от семи главных родов.

К каждой сказке приписывалась характеристика, в которой сказка раскладывалась на:

  1. Кластер идей и ценностей (какие воспитательные идеи содержит и провозглашает, к приобщению к каким ценностям призывает?);
  2. Отношения в сказке (отношения героев между собой рассматриваются с точки зрения их социальных ролей);
  3. Эмоциональные состояния (какое поле эмоциональных отношений и чувств раскрывается перед ребенком?);
  4. Ключевые слова (на чем сделать упор при транслировании основной воспитательной идеи).

Вторым этапом работы со сказкой является разграничение ее педагогических задач на обучающие, развивающие и воспитательные. В целом, можно сказать, что обучающие задачи направлены на формирование соответствующих нравственных представлений блока (например, основная задача блока 2 – формирование основных элементарных социальных норм и правил поведения, будь то уважительное отношение к старшим, послушание). Развивающие задачи направлены на развитие определенного отношения (например, повышения любознательности к башкирскому устному народному творчеству или интереса к башкирскому прикладному искусству). Воспитательные задачи направлены на внедрение правильных моделей поведения, например, доброжелательности, уважения к чужому труду и т.п.

Сама работа над сказками (воспитательный процесс) включает в себя три обязательных пункта:

1) Рассказывание сказки;

2) Словарная работа над новыми словами из сказки;

3) Активное обсуждение – вынесение нравственного урока из прочитанного или услышанного.

 Эти занятия вы можете разнообразить другими, не повторяющимися приемами работы со сказкой (например, составление картинок с сюжетами сказки в правильном порядке на развитие логики и памяти, или рисование башкирского национального орнамента на бумажном шаблоне горшка меда из сказки «Медведь и пчелы», драматизация сказок) и многие другие.

Комплексно-тематическое планирование представлено к вашему вниманию в виде таблицы. Мы надеемся, что представленная нами консультация обогатит ваши знания и поможет при развитии воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...

Использование интеллектуальных игр при педагогической диагностике развития детей старшего дошкольного возраста

Интеллект - это способность личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы индивида: воображение и восприятие, ощущение, память, мы...

Использование авторских пособий в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Цель данной работы сформировать представление о возможностях применения техники "мокрая аппликация" при работе с детьми ОНР. В работе представлен наглядный материал по технике работы с мокрой бумагой....

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...