Декоративно-прикладное искусство
презентация к уроку (средняя группа)

Каптуренко Светлана Геннадьевна
    ЗАДАЧИ: расширять представления детей о многообразии
предметов народного декоративно-прикладного искусства;
в доступной форме продолжать знакомить детей с историей возникновения народных промыслов (хохлома, гжель, городец, жостово);
- формировать умение выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; - совершенствовать умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки, цветы;
- продолжать формировать умение украшать бумажные силуэты в соответствии с видом народной росписи;
продолжать формировать умение
работать с палитрой.
.развивать координацию рук и ручную умелость;
.воспитывать у детей терпение, усидчивость и желание доводить начатое дело до конца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativn-prikladnoe_isskustvo_minimizirovano.odp1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад №43» Консультация-презентация «Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте» Подготовила воспитатель Каптуренко С.Г. ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Слайд 2

ЗАДАЧИ : расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства; в доступной форме продолжать знакомить детей с историей возникновения народных промыслов (хохлома, гжель, городец, жостово); - формировать умение выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; - совершенствовать умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки, цветы; - продолжать формировать умение украшать бумажные силуэты в соответствии с видом народной росписи; продолжать формировать умение работать с палитрой. .развивать координацию рук и ручную умелость; .воспитывать у детей терпение, усидчивость и желание доводить начатое дело до конца

Слайд 3

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства , отвечающий бытовым нуждам человека . Одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности и несущий его красоту в жизнь. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам - «Вещь , сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее

Слайд 4

Творческие способности детей при применении этого метода развиваются в разных направлениях: 1. В предварительном создании эскизов на бумаге; 2. В продумывании элементов узора; 3. В расположении их на объемах 4. В создании предметов декоративного характера; 5. Умения найти способ изображения и оформления предмета; 6. В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Слайд 5

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно–прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщени е.

Слайд 6

На занятиях по декоративно–прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно–прикладного искусства и иллюстраций формируется связанная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для разных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементов математических представлений. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью. Также дети учатся умению составлять узоры, мотивы, отличать орнамент от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

Слайд 7

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного. Почему оно радует их, и, наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (проделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

Слайд 8

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Слайд 9

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно–прикладного искусства, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно–творческих способностей. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть .

Слайд 10

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.

Слайд 11

Результат Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству способствует: получению углубленных знаний о народных промыслах, о качестве и возможностях различных материалов; приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами; развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления; выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; появлению интереса к истории и культуре нашего народа.

Слайд 12

Виды декоративно прикладного искусства Дымковская игрушка. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др.

Слайд 16

Каргопольская игрушка. Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь. Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие. Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др. Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.

Слайд 18

Филимоновская игрушка Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные. Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами. Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость». Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями. Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.

Слайд 20

Русская деревянная игрушка. В русской деревянной игрушке сложился свой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства. Точеные, резные и расписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке лишь самое главное, характерное и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ. Главное в народной игрушке – умение сочетать выразительную форму с цветом или фактурой материала.

Слайд 22

Полхов-Майданские тарарушки. Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом. Искусство тарарушечников отличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.материала.

Слайд 24

Богородская игрушка. В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму.

Слайд 25

Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) Первым расписал русскую матрешку С.А.Малютин. От русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Художественный образ матрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. В Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства. Кроме летнего наряда матрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха и невесту, героев сказок, литературных героев. Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.

Слайд 26

У Сергиевской матрешки скромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами. Черная графическая наводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрешки. У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи-красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пестушка», который делается «тычком». Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди. Лицо порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками. ценность.

Слайд 28

Роспись по дереву.Хохлома. Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото». В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Слайд 29

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма. Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Слайд 31

Городец Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний. Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти! На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Слайд 33

Керамика. Гжельская керамика. В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой. У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

Слайд 36

«Плат узорный» Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, носили и важные персоны, например королевы и принцессы. Узорные платки и шали выполняли роль самого красивого сказочного элемента костюма. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение. По старой традиции – платок самый дорогой подарок, украшение женщины, и в современном костюме платок нередко является не просто дополнением, а становится наиболее ярким акцентом, подчеркивающим стиль, характер, образное начало всего ансамбля одежды. Секретом старинного промысла была ручная набойка Павловских платков.

Слайд 37

Дело это весьма трудоемкое, требовавшее большой точности в работе. Рисунок на ткань наносился с помощью деревянных резных форм. Эти доски назывались «цветки» и «манеры». Для набойки одного платка иногда требовалось более 400 наложений досок. В наше время ручной набойки уже нет. Используются шелковые и капроновые шаблоны, а художники рисуют авторские работы прямо на ткани. В орнаментации шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов. Это : розы, георгины, пионы, лилии, ромашки и много листьев. В ярких рисунках иногда сочетается до 40 цветов красок. Цвет фона может быть черным, красным, белым, васильковым, бордо, зеленым, золотисто-охристым или кремовым. Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты пышных цветов, а середина поля равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочными формами. Шали из Павловского Посада украшают экспозиции многих музеев в нашей стране и за границей.

Слайд 39

Жостова Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, - таков «классический» вид жостовской росписи. Начиналось все с лаковых козырьков на кепках купцов и полицейских. Поначалу основой для росписи служило папье-маше. Производились такие шкатулки, табуретки, пудреницы, перчатницы и др. Металл появился в 30-х годах 19 века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки заводов Демидова. В жостовской росписи смешались самые разные культуры. С одной стороны, Шереметьев был «западным» человеком, его мастера воспитывались на голландской, австрийской, французской живописи.

Слайд 40

Европейское же лаковое искусство, в свою очередь, находилось под сильным влиянием восточной живописи – индийской, китайской, японской, корейской и иранской. С другой стороны, жостовские мастера ориентировались на уральскую роспись подносов. Постепенно все это переплелось, и был создан свой стиль. Главная тема украшения жостовских подносов – букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Цветы и листья словно вырастают из глубины. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Слайд 42

Список литературы: 1. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. «Мозаика- Синтез». - 2005 год 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г. 3. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г. 4. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г .

Слайд 43

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...

Дидактическая игра «Такая разная декоративная роспись!» на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Дидактическую игру «Такая разная декоративная роспись!» можно применять в индивидуальной и групповой работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике.Детали игры яркие и безопас...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....